Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2 Функции инновационного менеджмента

 

Понятие «функция» многозначно, оно используется в естественных и гуманитарных науках в очень широком диапазоне - от математического понимания как зависимости между двумя и более переменными до функции как характеристики или признака какого-либо системного явления. Рассматривая управленческий аспект деятельности человека, под функцией чаще всего понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы. Устойчивость функциональных компонентов системы определяется их связью со структурными компонентами и между собой. Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими ведет к их изоляции и, в конечном итоге, к вытеснению из системы. Т.е. каждый компонент (элемент) системы выполняет определенную функцию.

Функции управления – это виды деятельности в процессе постановки и достижения целей организации.

Прогнозирование

Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях развития и сроках существования объекта. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок.

Цель прогнозирования — получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также развитии всей системы менеджмента. Самым сложным в системе менеджмента является прогнозирование качества и затрат.

Основные задачи прогнозирования:

- выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;

- разработка прогноза рыночной потребности в соответствии с результатом маркетинговых исследований;

- выявление основных экономических, социальных и научно- технических тенденций, влияющих на потребность потребителей;

- выбор показателей, существенно влияющих на качество (с точки зрения потребителя) прогнозируемой продукции в условиях рынка;

- обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

План и прогноз — взаимодополняющие друг друга стадии управления при определяющей роли плана как ведущего звена управления.

Планирование

Планирование — стадия процесса управления, подразумевающая определение целей и задач деятельности, разработку необходимых для этого методов и средств их решения, наиболее эффективных в конкретных условиях.

В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные сроки осуществления мероприятия и характеристик планируемого объекта. Для плановых разработок используют наиболее рациональный прогнозный вариант: определяются показатели, сроки ответственные и т.д.

Основные задачи планирования инновационной деятельности:

- выбор перспективной стратегии фирмы (основной и функциональной);

- обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;

- формирование организационно-технических и социально- экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов.

Вариантность плана обеспечивают разработкой не менее трех вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего выполнение запланированной цели с наименьшими затратами на ее разработку и реализацию.

Сбалансированность плана обеспечивают преемственностью баланса показателей: цена/качество, поступление/ распределение ресурсов и т.д.

 

Рассмотрим целеполагание в рамках планирования.

Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации. Фирма обладает стратегической и оперативной самостоятельностью, определяет объем производства, ассортимент выпускаемой продукции, технологическую и организационную структуру, решает вопросы поведения и позиционирования на рынке. В связи с этим она имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями развития фирмы.

ЦЕЛЬ - конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

К стратегическим целям фирмы, вызываемым воздействием внешней среды относятся:

1. Государственно–политические цели – рост производства, налоговые, пенсионные и др. платежи в бюджет;

2. Экономические цели - максимизация прибыли и объема продаж;

3. Социальные цели – удовлетворение потребностей общества;

4. Правовые цели – законопослушание и исполнительская дисциплина;

5. Научные и технологические цели – поиск новых подходов и методов, создание новшеств;

6. Рыночные цели – активная стратегия поведения, освоение новых сегментов рынка;

7. Экологические цели – минимизация отходов и выбросов в окружающую среду.

Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления.

Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. В Гражданском кодексе России указано, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Однако не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например потребительских обществ, церквей, благотворительных фондов и т. п. Тем не менее, организация может существовать только в условиях ее прибыльности. Тогда вместо максимизации дохода рост нормы прибыли может быть выражен в других показателях:

· удовлетворение потребителя или пользователя услуг;

· позиция на рынке, связанная с желанием рыночного лидерства;

· условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди сотрудников;

· социальная ответственность и имидж организации;

· техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;

· минимизация издержек производства и т.д.

Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента. В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь цель - сокращение количества жалоб потребителей, в производственных подразделениях цели могут быть связаны с минимизацией издержек и т.д. Следует помнить, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений. При этом цели подразделений являются частными, а цели организации – общими (общекорпоративными).
Целями инновационной деятельности предприятия с позиций его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов. Целями нововведений могут быть повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, получение конкурентных преимуществ в перспективе или преодоление какого-то конкретного кризиса в организации и выхода на траекторию устойчивого роста, активное продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.

В больших организациях, как правило, можно проследить нали­чие дерева целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего.

 

Процесс планирования подразделяется:

- по срокам выполнения работ (кратко-, средне- и долгосрочный),

- по целям (стратегическое и оперативное планирование),

- по объектам (планирование НИОКР, производства, снабжения, сбыта и т.д.),

- по факторам производства (модернизация оборудования, усовершенствование технологии, обновление основных производственных фондов, обеспечение сырьем и материалами и т.д.).

 

Процесс планирования состоит из анализа (это первый этап планирования):

- факторов внешней и внутренней среды,

- производственных возможностей и состояния производственного аппарата,

- НИОКР, новых технологий, новых образцов продукции,

- финансового состояния и финансовых возможностей и пр.

 

Следующим этапом является составление планов мероприятий по таким направлениям, как:

-проведение научно-исследовательских работ по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники и новых изделий;

-организация и проведение опытно-конструкторских работ;

-подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

-разработка технологических процессов изготовления новой продукции;

-проектирование, изготовление, испытание и освоение новых орудий труда: машин, механизмов, приборов, оснастки и т.д.;

-технологическая подготовка производства и внедрение новой техники и технологии;

-разработка и применение новых организационных структур и управленческих решений;

-применение или приобретение необходимых информационных устройств и ресурсов;

-подготовка, обучение, переквалификация и использование спе­циальных методов -подбора персонала для инновационной деятельности;

-организация и проведение исследования рынка для внедрения инноваций;

-организация маркетинговых мероприятий, формирование кана­лов сбыта и позиционирование новшеств на рынке.

Следующим этапом планирования являются доведение планов до работников и организация условий для реализации планов.

Неотъемлемой составной частью планирования является поиск резервов дальнейшего обновления и совершенствования производства. Дальнейшее развитие и обновление производства связано с выбором альтернативных вариантов развития. Процесс планирования в рыночной экономике не имеет директивного характера, однако он позволяет четко определять стратегию развития, использовать систему показателей деятельности.

Рис.1. Процесс планирования в инновационном менеджменте

*************************** (освоить лекционный материал следует до этого момента )

Задание 1.

Постройте дерево целей:

           
     
 
 

 


Организация

Организация — функция системы инновационного менеджмента, основные задачи которой — формирование структуры организации и обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для ее нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.,), а также распределение ответственности, риска и полномочий, т.е. создание реальных условий для достижения запланированных целей.

Нередко это требует перестройки структуры производства и управления, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

Следующая важная задача функции организации — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия.

Функция организации в процессе внедрения инновации проявляется в первую очередь в создании и реорганизации организационных структур предприятия с целью их наибольшего соответствия инновационному характеру деятельности. (Пример: создание проектных групп).

Еще одним важнейшим аспектом процесса организации является использование и передача властных полномочий. Руководство подразделением любого уровня иерархии невозможно без наличия властных полномочий, так как именно они дают возможность выполнять функции руководства и контроля. Инновации, многогранные, разнородные и трудоемкие по своей сути, требуют перераспределения полномочий между высшими и низшими ступенями иерархии, меняя соотношение централизации и децентрализации управления. (Централизация — это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации). Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления наблюдается при делегировании менеджерами высшего звена полномочий подразделениям низшей ступени иерар­хии в рамках их специализации. Делегирование полномочий позволяет ускорять процесс принятия решений, повышать ответственность и заинтересованность рядового работника. При таком распределении полномочий возрастает гибкость, маневренность и уровень оптимизации принимаемых решений, что особенно необходимо в инновационной деятельности.

Оптимальному процессу делегирования полномочий наиболее адекватны так называемые дивизиональные организационные струк­туры, а также проектные группы и внутренние венчуры.

Мотивация

Мотивация — деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Для этого их экономически и морально стимулируют, обогащают содержание труда и создают условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива.

Управление мотивацией — это намеренное воздействие на работника с целью решения задач и достижения целей организации. Для успешного руководства в процессе управления менеджер должен использовать знания потребностей, побуждений и мотивов работника для формирования нужного типа поведения.

Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации — в зависимости от предмета анализа — на три главных направления:

§ Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся «XY-теория» Дугласа Макгрегора, теория «Z» Уильяма Оучи

§ Содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф. Герцберга.

§ Процессуальные теории — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теорию мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.

 

Теория X и Теория Y — теории Дугласа Макгрегора о мотивации людей и поведении в управлении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гетерогенные ионные равновесия | Теория Z
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.