Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы буржуазного права

Примечательной чертой буржуазной юридической науки на ее начальном этапе была вера в способности человека открывать и формулировать законы, управляющие обществом (аналогично открытиям законов в области естественных наук).

Введение

План лекции

 

1. Введение.

2. Конституционное право в новое время

3. Системы буржуазного права в новое время

4. Развитие буржуазного гражданского права в новое время

5. Развитие буржуазного уголовного права в новое время

6. Судоустройство и процесс в новое время

7. Социальное право в новое время

8. Заключение.

 

Учебно-методическое обеспечение:

 

Литература и учебные пособия:

 

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Т.1-2./ Под ред.К.Й.Батыра и Е.В.Поликарповой.-М., 1996.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Учеб. пособие. / Под ред. 3. М. Черниловского. - М., 1996.

3. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина., 1995.- 414 с.

4. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч./ Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1996 - 1998.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. В 2-х т.-М.:Острожье, 1998.

6. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., 1977.

7. Федоров К.Г- Історія держави і права зарубіжних країн: Навч. посібник. - К.: Вища школа, 1994.- 464с.

8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1996. та іньші.

 

 

Тезисы лекции:

Во введении напомнить основные тенденции буржуазных революций, особенности социальных отношений и политические условия. Упомянуть об особенностях формирования конституционного строя в отдельных государствах и создание самих государств. Поставить цель настоящей лекции и ее важность как для понимания истории XVII – начала XX вв., так и современного периода.

2. Конституционное право

 

Основы буржуазного права, формировались задолго до торжества буржуазных идей и нашли отражение в многочисленных трудах юристов и философов средневековья, периода «просвещенного абсолютизма» и под влиянием революционных процессов в Европе.

Бесспорно, в его основу были заложены положения рецептированного римского права Германии, нормы городского права в Италии и положения, сформулированные в процессе возникновения т.н. «судов справедливости» в Англии.

На формулирование основополагающих принципов буржуазного права оказали труды философов XVII – XVIII вв. профессора Вико (Неаполь), Джона Локка (Англия), юриста Монтескье (Франция), Беккария (Италия). Дискредитации феодального права были посвящены сочинения гуманистов Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Чосера, Рабле и Бокаччо. В этом списке особое значение принадлежит произведениям Вольтера.

 

Отсюда утопическое убеждение лидеров первых буржуазных революций во всемогущество «добрых и хороших» законов, через которые можно изменить мир, общество.

 

þ Основная борьба политических лидеров начала Нового времени разгорелась при рещении принципиального вопроса о принятии писанных конституций. Первый шаг в данном направлении был сделан в Англии с принятием “Орудия управления” в период правления Кромвеля. Однако, средневековое убеждение, сформировавшееся под влиянием христианства о божественной воле определяющей развитие и порядок в обществе, длительное время мешало развитию конституционализма.

Вплоть до 30-х годов XIX века писаные конституции име­лись только у Соединенных Штатов, Франции и Латиноамерикан­ских республик, а также нескольких государствах Европы, включая Бельгию и Швейцарию (1830 г.). Ситуация изменилась в процессе революций 1848 г. Конституции принимаются большинством европейских стран: Данией, Нидерландами, Пьемонтом, Прусси­ей, южно-германскими государствами, Австрией, Сербией, Ру­мынией, Болгарией, а в конце столетия – первой страной на востоке - Японией.

 

þ Большая часть европейских конституций унаследовала институты, уже проверенные практикой государственного управ­ления в Англии и Франции:

       
 
король
 
   
 
 
ответственность кабинета перед нижней палатой
 
 
несменяемость судей

 

 


Верхние палаты, в большинстве случаев состояли из назначенных или наследственных членов. Например, в Конституции спании 1876 г. ½ сената состояла из наследственных грандов и членов, назначенных королем. Высокий иму­щественный ценз был обязательным условием даже для наследственных пэров (не менее 60 тыс. песет ежегодного дохода).

При комплектовании верхней палаты на основе выборов (Бельгия, Нидерланды, Швеция и Дания), для выборщиков и кандидатов в депутаты устанавливался очень высокий имущественный ценз, что, как правило, превращало ее в консервативный орган. Причем, компетенция палат разграничивалась к неизменной выгоде верхней палаты.

Однопалатные парламенты были приняты только тремя го­сударствами: Сербией, Грецией, Болгарией.

Однако, в процессе буржуазных преобразований, верхние палаты, занимавшие консервативные позиции в силу специфики их формирования, стали тормозом дальнейшего развития. Буржуазия все чаще стала опираться на более эффективные и действенные институты: суд, полицию, армию, чиновничество. В ряде случаев (Франция, Бельгия, Нидерланды) падение авторитета верхних палат привело к усилению влияния нижних и расширению их полномолчий. Однако, в конце XIX - начале XX вв. появилась новая тенденция к сокращению роли парламентаризма вообще (характерно, например для Англии, Латинской Америки)

 

Однако, в ряде стран, наоборот, расширяются полномочия парламентов. Они плучают:

§ право на законодательную инициативу;

§ внесение поправок в правительственные законопро­екты;

§ контроля над правительством;

§ узаконивается гласность парламентских прений и отсутствие ответственности депутатов за критику правительства;

§ политическая (партийная) оппозиция признается элементом парламентской системы.

 

þ Постепенно под влиянием партийной системы вырабатываются такие понятия, как «правые» и «левые» (данным определением мы обязаны Англии и Фроанции. В Англии принято, чтобы министры сидели по правой стороне от спикера, а депутаты правящей партии — за спинами своих министров. В случае победы оппозиции они меняются местами. Во Франции и др. консервативные партии садят­ся, как правило, справа от председателя палаты; либералы занимают места несколько левее; самые же левые места предоставляются радикальным партиям и группам).

Как правило в буржуазном обществе Нового времени, правящие и оппозиционные партии были близки по мировоззрению, не имели принципиальных различий и составляли (с учетом ценза и др. особенностей выборов), большинство в парламентах. Однако в силу соблюдения идей демократии, в парламенты попадает небольшое число представителей угнетенных классов или народов, которые используют парламент как политическую трибуну.

В борьбе с левыми силами, если их точка зрения противоречит правительственной или большинству, в парламенты изобрели средства ограничения их деятельности. Обычно это достигается путем прекращения прений (за что голосует большинство) и палата переходит к голосованию, либо путем порицания, лишения слова спикером и даже удаления из зала заседания.

Отсутствие остроты прений и борьбы противоположных точек зрения приводит к падению интересов публики и самих парламентариев к обсуждению вопроса. Обычно, большинство депутатов являются в зал заседаний только дождавшись призыва к голосованию. Как правило его голос уже известен и засчитан заранее.

þ Следствием падения значения парламента при обсуждении законопроектов, становится усиление роли в законотворческой деятельности правительств. Составление и редактирование проектов становится его прерогативой. Большинство правительств добилось даже издавать постановления, минуя парламент. Как правило сам парламент определяет круг дел, по которому позволяет принимать постановления правительству, либо позволяет ему издавать акты «в целях обеспечения закона». Сами же законы приобретают некую общую форму.

С другой стороны, данная практика имела и положительные стороны. Исчезала необходимость детализировать и постоянно вносить поправки в закон с учетом конкретной ситуации. Данная практика становится частью законодательного процесса. Многие законы оговаривают право правительства, министерств и чиновников действовать в соответствии с конкретной ситуацией. Например, французский закон 1892 г., запретивший ночную работу для детей моложе 18 лет и применение труда женщин в определенных отраслях промышленности, позволял прави­тельству делать «изъятия постоянного характера» и пр.

В итоге, складывается практика, когда не палаты контролируют правительство, а наоборот – правительство деятельность палат.

 

þ Усиление влияния правительства сопровождалось увеличением числа и степени влияния чиновников. Например, в США в 1900 году было 200 тыс. служащих, подчиненных федеральному правительству, в 1930 г. - 600 тыс., в 1940 г. – 1 миллион, в 1950 г. - 2,5 млн. (Не учитывая бюрократических аппаратов штатов, городских и иных местных органов управления).

Изменяется и положение чиновника в обществе. Так как министр, как правило назначался правящей партией, чиновники правительственных учреждений, обладающие опытом и знаниями, как правило, быстро ставили его в зависимость. В обратном случае аппарат через медлительность и проволочки фактически блокировал любые его инициативы.

В большинстве буржуазных стран чиновники пользуются привилегиями в части подсудности, увольнения, особой защиты от оскорбления гражданами. Государственная служба означает высокие оклады и значительную пенсию по старости. Постепенно отменяются ограничения в праве совмещения чиновником депутатских полномочий в парламенте, или они распространяются только на низшие чины. Министры, послы, высшие чины полиции, прокуроры, судьи и даже служащие фи­нансовых ведомств получают доступ в парламент. В итоге парламент становится послушным правительству, а чиновничество превращается в противовес демократическим формам правления.

 

Все большее внимание в буржуазных странах уделяется кадровому составу силовых ведомств. Как правило, если при замещении офицерской должности предъявляются повышенные требования (образование, социальное положение и т.д.), то рядовые должности, наоборот, формируются из малообразованно, деклассированной части общества, что превращает их в послушную физическую силу, не задумывающуюся над сутью распоряжений и приказов. Аналогичная ситуация складывается и в вооруженных силах.

 

þ В избирательном праве Нового времени господствуют цензовые системы.

 

Даже всеобщее мужское избирательное право составляет редкое исключение. Женское избирательное право отвергалось (только в Англии женщины получили право избираться в местные органы, а перед первой мировой войной получают избирательное право в Новой Зеландии, Южной Австралии, некоторых штатах США.).

На первом месте стоит имущественный ценз.

(В Испании. Бельгии, Нидерландах и др. государствах, условием активного избирательного права был сделан налог, в Венгрии - право собственности на недвижимость (дом, не менее чем из 3 комнат); в Италии и Португалии и Бразилии - доход и т. д. Принцип имущественного ценза был заложен в куриальную избирательную систему Пруссии, Саксонии, Румынии, позже – России и др.). Ценз грамотности (Италия, Бра­зилия, США и др.) фактически был также косвенным имущественным цензом, т.к. сравнительно небольшой процент граждан имел средства для получения должного образования.

Для всех государств сохранялся высокий возрастной ценз. Обычно для избирателей (пассивное право) возрастной ценз составлял не менее 21 года, для избираемых (активное право) он поднимался и составлял не менее 25 лет (Франция, Германия, Бельгия) или 30 лет (Австрия, Нидерданды и др.). Таким образом, молодежь, которая, как правило, была наиболее радикально настроена и менее зависима от социальных проблем, оказывалась вне права управления государством.

þ В большинстве стран была принята система относительного большинства (Англия). В государствах с многопартийной системой, где существовало множество кандидатов в депутаты на 1 место (Франции, Германии, Бельгии, Италии и др.) голосования проводятся в 2 тура.

þ Тайное голосование устанавливается впервые во Франции (в 1848 г.), затем почти во всех государствах (исключение — Венгрия, Дания и некоторые др.).

 

 

В процессе английской буржуазной революции не было создано система­тизированных сводов нового права. Изменения почти не коснулась прецедентного права. Нетронутыми остались старая судебная система и су­допроизводство. Законы, принятые в данный период, прежде всего, касались преобразования феодаль­ного права на земельную собственность в буржуазное, секуляризации церковных земель, национализации королев­ских владений и конфискации поместий сторонников короля. Реставрация монархии Стюартов привела к отмене некоторых буржуазных актов (например, в области уголовного права), но земельные законы и законы, отменившие регламентацию промышленности, торговли, остались нетро­нутыми.

Все дальнейшее развитие права пошло по пути приспособления старого феодального права к новым, буржуазным отношениям. Преемственность послереволюционного права состояла в со­хранении прецедентной системы и преемственности прецедентов. В результате судебной реформы 1873-1875 гг., нормы общего права перестали считаться особой системой, отличной от норм судов справедливости. Возникло единое прецедентное право, приме­няемое до сих пор. Закон оговаривал, что «в случае разногласия между судами общего права и судом канцлера следует предпочитать нормы права справедливости»,

Тем не менее, данная архаичная форма английского права, имеет положительные черты и достаточно упорядочена. Решения выс­ших судов обязательны для низших; решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) и высших судов обязательны для них самих; судьям одной и той же инстанции (формально не связанным решениями своих коллег) не рекоменду­ется создавать нормы, существенно расходящиеся между собой; высшие суды не связаны решениями низших. Обращение к прецеденту не связано временем, но и юридическая теория и практика стараются не выходить за пределы XVIII века. Такая система делает право гибким в части его применения на практике.

Французская буржуаз­ная революция, в отличие от Англии, привела к коренной ломке старого феодального права.

Законодательство революции отказалось от запрещения процентов по займовым операциям, воспретило вечнонаследственную аренду, упорядочило отношения собственности и аренды, пре­кратила действие канонического права, признала светский брак и развод, отменило родительскую власть над совершеннолетними детьми, пересмотрело ряд законодательных актов в части наследования. Наиболее существенные изменения касались уголовного права. Принятый в 1791 году Уголовный кодекс исходил из принципа гуманности, оговаривал, что нет преступления, ко­торое не указано в законе; наказание должно быть соразмерно преступлению и вполне определенным. Отменены «воображаемые преступления» (ересь, волшебство и пр.), сокращено применение смертной казни и исключались членовредительные наказания.

В части реформы суда учреждается суд присяжных (1791 г.), состязательный процесс, презумпция невиновности.

В 1804 году Наполеон Бонапарт ввел в действие Граж­данский кодекс Франции ( Кодекс Наполеона). В своих трех час­тях- лица, вещи, обязательства - кодекс регулиро­вал имущественные отношения буржуазной Франции. Основой для формирования Кодекса стали различные источники:

§ революционное законодательство ( ряд положений якобинского периода было отвергнуто или изменено) – повлияло на статьи, касающиеся личных прав (прежде всего формальное равенство граждан);

§ римское право (приспособленное к времени и условиям)- оказало влияние на саму структуру Кодекса, вещное и обязательное право;

§ французское обычное право (право кутюмов) – учитывалось при формулировании статей в части семейного и наследственного права.

Несмотря на разнообразие источников, Кодекс Напо­леона являлся образцовым сводом законов буржуазного об­щества. Для него характерен точный и ясный язык, совершенная юридическая терминоло­гия и техника. Кодекс стал основой для формировании буржуазного права иных государств. Распространению Кодекса много способствовали завоевательные войны, ко­торые вела Франция при Наполеоне.

Следом, в 1808 г. был введен в действие Уголовно-процессуальный кодекс, а в 1810 г. Уголовный кодекс. Оба кодекса также являлись классическими образцами буржуазного уголовного права, следовательно, как и Гражданский кодекс впоследствии восприняты за основу многими европейскими и латиноамериканскими государствами.

þ Итак,

§ Под влиянием французского буржуазного права оказалась законотворческая деятельность большинства государств Европы и части Латинской Америки;

§ Английская система права стала основой для США и Южно-Африканского союза.

þ Таким образом сформировалось две мировые системы буржуазного права: континентальная и англосаксонская.

F Основные различия между ними состоят в следующем:

§ континентальная система права базируется на кодексах;

§ англосаксонская ставит судебный прецедент на один уровень с законом (статутом), она, как правило, не знает кодексов, но при­дает огромное значение судебной практике (число судебных прецедентов, подлежащих применению на практике в Англии насчитывает более 500 тыс., не менее 3 тыс. законов и огромное число др.актов. В США ежегодно издается не менее 350 томов судебных решений. Фактически судьи не только разьясняют право, но и создают его).

F В части имущественных отношений:

§ конти­нентальная система права опирается на рецептированное римское право;

§ англосаксонское право оказалось менее зависимо от римского права.

F Кроме того:

§ англосаксонское право не знает деления на «публичное» и «частное» – поэтому государственные учреждения и чиновники ответственны за свои действия перед тем же судом, что и частные лица.

Однако, различия правовых систем носит формальный харак­тер. Примерно одинаковый уровень экономического, политического и культурного развития буржуазного общества предопре­деляют одну и ту же сущность права и в Англии и во Франции.

 

Особый путь правового развития проделала Япония. Од­новременно с преобразованиями в области государственного уст­ройства здесь были предприняты кодификационные работы, упо­рядочено (на европейский лад) судоустройство. К концу XIX века Япония имела уже новые уголовный, гражданский и процессуальный кодексы.

В основе буржуазных кодификаций в Японии лежали за­падноевропейские образцы. На первом этапе - французское пра­во; на втором - с конца XIX века и до начала первой мировой войны - германо-прусские правовые кодификации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка деятельности финансовой компании по результатам компьютерной имитации | Развитие буржуазного гражданского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.16 сек.