Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Он служит средством общения или связи между особями, или индивидами, объединенными в коллективы




Если же говорить точнее, язык имеет нечто специфическое, что можно вы­разить в терминах поведения.

Язык – это набор терминов поведения.

Язык – речевое замещение акта поведения, действия.

 

Любой акт поведения можно определить как реакцию (практическое действие) живого существа на внешний стимул (С):

 
 

В лингвистическом поведении стимул (С), получаемый индивидом (Я1), вызывает речевую реакцию, которая служит для слушающего индивида (Я2) речевым замеща­ющим стимулом, каковой вызывает практическую реакцию (действие, поведение).

В этом смысле язык выступает в качестве орудия, которое позволяет одному человеку осуществить реакцию (действие и т.п.), когда другой человек имеет стимул:


 

Можно констатировать, что

Язык возникает в условиях дифференциации между элементами системы и как следствие возникает необходимость передачи сигналов от одного элемента системы к другому, чтобы обеспечить целостность системы, ее функционирование.

Функции языка свя­занны исключительно с передачей сигнала, имеющего информационную или директив­ную значимость и ожидающего в ответ оп­ределенное поведение.

 

Сигналы образуют язык, когда сигналы принадлежат к системе, в которой каж­дый из них имеет дифференцированное зна­чение по отношению к другим.

В чело­веческом обществе подобная система сти­мулов предстает во многих формах:

визуальных (например, в трех цветах све­тофора или в жестах регулировщика);

слу­ховых (в военных командах: "вольно, смир­но, к оружию" и т.д., или соответству­ющих свистках в морском флоте).

Здесь налицо системы сигналов, передаваемых жестами или голосом, которые не отли­чаются ни по значению, ни по форме от способов коммуникации, существующих в сообществах животных.

Недостаток: эта система коммуникации описывает лишь языковое общение в его самых элементар­ных формах.

Исследование показывает, что системы сигналов в обществах животных и людей включают лишь очень ограничен­ное число элементов, тогда как человечес­кие языки в собственном смысле располага­ют десятками тысяч слов.

Такая разница не может быть чисто количественной, по­скольку даже с точки зрения количества она настолько велика, что не может не стать также разницей и в сложности, то есть раз­ницей качества или природы.

 

Этнологические наблюдения констатируют существование языков, включающих весьма ограниченное количес­тво слов. И можно предположить с боль­шой долей вероятности, что таким было первоначальное состояние человеческого языка.

Что в человеческом языке привело к увеличению количества слов? Появлению сложных связей – предложений, различных частей речи?

Если на определенном этапе развития язык животных и человека был одинаков ­ – это система звуков, обозначающая ряд важных действий: сигнал опасности, появление чужой особи, (не неопасной), обнаружение пропитания и ряд других необходимых сигналов.

В то же время лексика человеческого языка чрезвычайно развита.

 

Качественное различие вытекает скорее из известной мысли, научно развитой со­временной лингвистикой, о том, что чело­веческий язык – это язык членораздель­ный.

Каждому члену языка противопоставлено определенное значение.

Любая система знаков члено­раздельна, потому что она включает четко различимые и взаимно несовместимые эле­менты.

Например, сигнал светофора, регу­лирующий дорожное движение, не может быть одновременно и красным и зеленым для одного направления движения.

В этом первом смысле имеется в виду, что челове­ческий язык членоразделен, потому что его можно разложить на слова, каждое из ко­торых имеет свое значение.

Но в этом аспекте человеческий язык не отли­чается радикально от языков животных.

Здесь язык определяется лишь как систе­ма различных знаков, связанных с различ­ными означаемыми (или связан с идеями).

 

Но человеческий язык членится и в дру­гом смысле, более четко определенном.

Кроме своего разложения на значимые еди­ницы он членится и на незначимые единицы (слоги и элементы слогов, гласные и со­гласные, то, что в лингвистике называют фонемами).

Фонема – минимальная единица звукового строя зыка.

Похоже, что этот второй вид членения не наблюдается в языках жи­вотных, которые делятся лишь на значи­мые единицы.

Второй вид составляет способ членения, характерный для языка человека. Поэтому нельзя называть языком любую систему знаков.

Простая система знаков может быть отнесена к се­миотике, или науке о знаках, семиотика (от греческого semeion – знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры - системы мифа, ритуала. Тогда как лингвистика занимается "языком" в соб­ственном смысле слова, то есть системой знаков, включающей двойное членение на значимые элементы и незначимые.

 

Язык – это система коммуникации.

Язык – совокупность сигналов вызывающих акты поведения.

 

Информацией как раз и называется лю­бая коммуникация, которая, существуя в общественном разделении видов деятель­ности, имеет функцию вызывать (или по крайней мере пытаться вызывать) в качест­ве ответа определенное поведение, порож­дая у слушателя хотя бы зачаток этого поведения – эмоцию.

В этом смысле ком­муникацией является мольба о помощи, или приказ, указание и вообще любой сиг­нал, разрешающий или вызывающий дей­ствие.

Она может принимать неязыковые формы системы сигналов (звуковых, визу­альных, обонятельных и т. д.). Но она так­же может принимать языковую форму. И причем достаточно сложную языковую форму: двойное, тройное членение.

Например: Опасность далеко, опасность близко, возможна опасность.

Существительное, прилагательное, глагол, причастные и деепричастные обороты и т.д.

Интонация, выражение, с которым произносится знак.

Многочисленное членение языка. Этого членения нет у животных.

Присутствует индивидуальное выражение говорящего.

 

Поэтому язык представляется как сигнальная система (у животного и у человека) и обладает также не лингвистическими элементами (чего нет у животных): ораторской жестикуляции, интонации, рит­му, мелодии и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.