КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема групп в пихологии социального взаимодействия
Лекция№4 Изучение социальных групп с точки зрения психологии социального взаимодействия стало наиболее актуальным после зарождения интереса к развитию личности в обществе и взаимоотношению людей в этом обществе. Разные по численности группы изучаются по многим направлениям: формирование, развитие, деятельность в определенной среде обитания. Ранние исследования в области психологии социального взаимодействия проводились относительно людей, находящихся рядом друг с другом. Факт существования различных видов взаимодействия, взаимного влияния не рассматривался вообще. Но даже первые эксперименты показали, что в обществе скорость различных действий человека увеличивается, а качество этих действий ухудшается. Позже этот эффект назвали социальной фасилитацией. Отрицательный эффект прямого присутствия людей был назван социальной ингибицией. Но, по сложившейся в социологии традиции, социальная фасилитация стала более значимой для исследователей. Разрозненность действий в группе людей часто приводит к отсутствию результата или отрицательному результату. Совместная деятельность членов группы давала больший результат: в решении проблем стали использоваться более корректные методы, увеличилась скорость выполнения работы, уменьшилось число ошибок и т.д. В процессе развития психологии социального взаимодействия стали расширяться сферы изучения групп: изучались группа как таковая, структура групп, разные типы взаимодействия в группах и их последствия. Большое внимание уделяется малой группе. Принято считать, что она является первичной средой, в которой формируется личность, получая необходимые для этого средства: информацию о внешнем мире, его структуре, законах и способах общения, образование, социальную и другую поддержку. Малой называют немногочисленную по количеству человек группу, представители которой объединяются общей деятельностью в социальной сфере. Члены малой группы состоят в непосредственном тесном личном общении, которое является базой для возникновения эмоциональных отношений, норм и процессов внутри группы.
Данное определение не устанавливает четкие границы группы, но чаще всего такая формулировка подходит для группы из 2—7 человек. Стоит заметить, что относительно численности малых групп существуют разногласия: одни исследователи склонны считать малой группой общество от трех человек, другие считают, что малая группа может включать всего двух человек. Тем не менее, необходимо учитывать, что конфликт, возникающий между тремя членами группы, — это групповой конфликт, а конфликт между двумя членами одной группы — это межличностный конфликт. Присутствие третьего лица в качестве наблюдателя дает возможность снизить уровень конфликтности. Верхний предел численности группы может быть разным: от 10 до 72 человек. Многочисленные исследования показали, что граница оперативной памяти каждого человека и есть условная верхняя граница численности группы. Этими принципами руководствовались при создании нормативов для численности школьных классов: она не должна превышать 40 человек. В зависимости от возраста оперативная память человека увеличивается и затем снижается, следовательно, самые многочисленные малые группы будут в среднем возрасте человека, когда деятельность всех функций организма максимальна. Малые группы как основной базовый элемент общества исследователи классифицировали с целью дальнейшего изучения в процессе различных изменений. Принято подразделять малые группы на первичные и вторичные. Члены первичной малой группы ограничиваются минимальным набором контактов. Вторичные малые группы формируются за счет взаимоотношений более широкого круга. Э. Мэйо на основании экспериментов предложил классифицировать малые группы как формальные и неформальные. По его мнению, каждый член формальной малой группы имеет четкие позиции, обязанности, права относительно друг друга. В таких группах все роли известны и их распределение соответствует статусу каждого ее члена. Вертикальные и горизонтальные взаимоотношения в малой группе неизменны и подчинены строгим установкам. Неформальные группы возникают внутри формальных вследствие объединения нескольких сильных личностей, несогласных с установками группы, которые могут организовать вокруг себя единомышленников с целью получения конкретных выгод.Очень часто в современной жизни формальные группы сильно напоминают неформальные группы и наоборот. Многие неформальные группы имеют строгую внутригрупповую структуру. Формальные же группы часто настолько «прозрачны», что обязанности отдельных их членов не поддаются конкретной формулировке. Малые группы могут быть классифицированы как группы членства и референтные группы. Открытие существования последней категории было сделано Г. Хайменом. Эксперименты под его руководством с участием студентов показали, что члены малой группы могут делиться по примеру других малых групп, которые считаются авторитетными в своей среде. Применение такой классификации малой группы было найдено достаточно быстро, например, в изучении процессов в подростковых группировках. Изучение малых групп ведется по разным направлениям: • социометрическое; • социологическое; • школа «групповой динамики». Одним из основателей социометрического направления изучения малых групп является психолог Я. Морено. Он предлагал выделять в обществе две структуры взаимоотношений между людьми: макроструктуру и микроструктуру. Макроструктурой в понимании Морено является распределение людей из разных сфер деятельности, разного социального уровня в пространстве. Под микроструктурой он понимал психологию отношений между людьми. Морено объяснял несоответствия этих структур и считал необходимым выравнивание баланса между ними для полноценного взаимоотношения людей. Начав изучение соотношения формальной и неформальной групп и их значения в системе управления малых групп, Э. Мэйо утвердил социологическое направление исследовательских работ в малых группах. Социальное поведение члена малой группы подчиняется установленным в группе законам. Исследование этих законов и их влияния на формирование сознания и мышления членов группы проводилось в школе «групповой динамики» под руководством К. Левина. Однако до сих пор невозможно утверждать, что процессы, протекающие в малой группе, полностью изучены. Существует еще много вопросов, следовательно, научные и исследовательские работы в области социальной психологии будут продолжаться.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |