Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема групп в пихологии социального взаимодействия




Лекция№4

Изучение социальных групп с точки зрения психологии социального взаимодействия стало наиболее актуальным после зарождения интере­са к развитию личности в обществе и взаимоотношению людей в этом обществе. Разные по численности группы изучаются по многим направлениям: формирование, развитие, деятельность в определенной среде обитания. Ранние исследования в облас­ти психологии социального взаимодействия проводились относительно людей, находящихся рядом друг с другом. Факт существования различ­ных видов взаимодействия, взаимного влияния не рассматри­вался вообще.

Но даже первые эксперименты показали, что в обществе скорость различных действий человека увеличивается, а ка­чество этих действий ухудшается. Позже этот эффект назва­ли социальной фасилитацией. Отрицательный эффект прямо­го присутствия людей был назван социальной ингибицией. Но, по сложившейся в социологии традиции, социальная фасилитация стала более значимой для исследователей. Разрознен­ность действий в группе людей часто приводит к отсутствию результата или отрицательному результату. Совместная дея­тельность членов группы давала больший результат: в реше­нии проблем стали использоваться более корректные мето­ды, увеличилась скорость выполнения работы, уменьшилось число ошибок и т.д.

В процессе развития психологии социального взаимодействия стали расши­ряться сферы изучения групп: изучались группа как таковая, структура групп, разные типы взаимодействия в группах и их последствия. Большое внимание уде­ляется малой группе. Принято считать, что она является пер­вичной средой, в которой формируется личность, получая необходимые для этого средства: информацию о внешнем мире, его структуре, законах и способах общения, образование, соци­альную и другую поддержку. Малой называют немногочисленную по количеству чело­век группу, представители которой объединяются общей дея­тельностью в социальной сфере. Члены малой группы состоят в непосредственном тесном личном общении, которое являет­ся базой для возникновения эмоциональных отношений, норм и процессов внутри группы.

 


Данное определение не устанав­ливает четкие границы группы, но чаще всего такая формули­ровка подходит для группы из 2—7 человек.

Стоит заметить, что относительно численности малых групп существуют разногласия: одни исследователи склонны считать малой группой общество от трех человек, другие считают, что малая группа может включать всего двух человек. Тем не менее, необходимо учитывать, что конфликт, возникающий между тре­мя членами группы, — это групповой конфликт, а конфликт между двумя членами одной группы — это межличностный конфликт. Присутствие третьего лица в качестве наблюдателя дает возмож­ность снизить уровень конфликтности.

Верхний предел численности группы может быть разным: от 10 до 72 человек. Многочисленные исследования показали, что граница оперативной памяти каждого человека и есть ус­ловная верхняя граница численности группы. Этими принци­пами руководствовались при создании нормативов для числен­ности школьных классов: она не должна превышать 40 чело­век. В зависимости от возраста оперативная память человека увеличивается и затем снижается, следовательно, самые мно­гочисленные малые группы будут в среднем возрасте человека, когда деятельность всех функций организма максимальна.

Малые группы как основной базовый элемент общества исследователи классифицировали с целью дальнейшего изуче­ния в процессе различных изменений. Принято подразделять малые группы на первичные и вторичные. Члены первичной ма­лой группы ограничиваются минимальным набором контак­тов. Вторичные малые группы формируются за счет взаимоот­ношений более широкого круга.

Э. Мэйо на основании экспериментов предложил классифицировать малые группы как формальные и неформальные. По его мнению, каждый член формальной малой группы имеет четкие позиции, обязанности, права относительно друг друга. В таких группах все роли известны и их распределение соответствует статусу каждого ее члена. Вертикальные и горизон­тальные взаимоотношения в малой группе неизменны и подчи­нены строгим установкам. Неформальные группы возникают внутри формальных вследствие объединения нескольких сильных личностей, несогласных с установками группы, которые могут организовать вокруг себя единомышленников с целью получения конкретных выгод.Очень часто в современной жизни формальные группы силь­но напоминают неформальные группы и наоборот. Многие не­формальные группы имеют строгую внутригрупповую структуру. Формальные же группы часто настолько «прозрачны», что обя­занности отдельных их членов не поддаются конкретной форму­лировке. Малые группы могут быть классифицированы как группы членства и референтные группы. Открытие существования пос­ледней категории было сделано Г. Хайменом. Эксперименты под его руководством с участием студентов показали, что члены ма­лой группы могут делиться по примеру других малых групп, которые считаются авторитетными в своей среде. Применение такой классификации малой группы было найдено достаточно быстро, например, в изучении процессов в подростковых груп­пировках.

Изучение малых групп ведется по разным направлениям:

• социометрическое;

• социологическое;

• школа «групповой динамики».

Одним из основателей социометрического направления изу­чения малых групп является психолог Я. Морено. Он предлагал выделять в обществе две структуры взаимоотношений между людьми: макроструктуру и микроструктуру. Макроструктурой в понимании Морено является распределение людей из раз­ных сфер деятельности, разного социального уровня в про­странстве. Под микроструктурой он понимал психологию от­ношений между людьми. Морено объяснял несоответствия этих структур и считал необходимым выравнивание баланса между ними для полноценного взаимоотношения людей.


Начав изучение соотношения формальной и неформаль­ной групп и их значения в системе управления малых групп, Э. Мэйо утвердил социологическое направление исследователь­ских работ в малых группах.

Социальное поведение члена малой группы подчиняется установленным в группе законам. Исследование этих законов и их влияния на формирование сознания и мышления членов группы проводилось в школе «групповой динамики» под руко­водством К. Левина.

Однако до сих пор невозможно утверждать, что процессы, протекающие в малой группе, полностью изучены. Существу­ет еще много вопросов, следовательно, научные и исследова­тельские работы в области социальной психологии будут про­должаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.