Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное состояние и проблемы исследования теории социальной работы




В Х1Х-ХХ веках, с момента возникновения первых попыток теоретического обоснования социальной работы, получили широкое распространение уже более двух десятков моделей ее научного осмысления. Их специфика дает определенные основания для группировки различных теоретических конструкций, составляющих научную базу формирования технологий практики социальной работы, определения ее статуса как научной дисциплины.

Многие социальные теории в различных парадигмах рассматривают основное содержание социальной работы, понимая ее как социальную деятельность. Наличие различных альтернативных парадигм, лежащих в основе концепции теории социальной работы, их «борьба» за влияние на практику социальной работы приводят в конечном счете к тому, что между теорией и практикой социальной работы возникают противоречия, причем многие из них носят лишь поверхностный характер, потому что фиксируют лишь либо один уровень практики, либо конкретные технологии оказания помощи. Так, на разных этапах развития общества исследователи рассматривали эффективность либо индивидуально-личностного, либо группового, либо социетального уровней социальной поддержки, которые представляют собой лишь разные уровни целостности практики социальной работы. Интегративное комплексное исследование взаимодействия теории и практики социальной работы позволяет чаще всего снять эти противоречия.

Начиная с 1930-х гг., многие западные исследователи стали понимать недостатки только прагматического подхода (в частности, описание методик, технологий и т.п.) к оказанию помощи представителям различных социальных групп; к 1960-м гг. отчетливо проявилась тенденция к «унификации» теорий социальной работы. Сегодня все больше и больше исследователей считают, что:

Во-первых, в практике социальной работы используются различные социальные теории. Причем понимание соотношения теории социальной работы с другими научными теориями чаще всего опирается на традиционные модели системного подхода. В частности, зафиксированы устойчивые связи социальной работы с социологией, медициной, психологией и т.д. Во-вторых, разрабатываются и собственные теории социальной работы.

В настоящее время вполне определенно обозначились основные модели теоретического обоснования практики социальной работы, которые отражают не только результаты научных поисков исследователей разных школ, отличающихся характером теоретического осмысления как проблем социальной защиты разных социальных групп в современном обществе, так и эволюцией форм этой защиты.

По своей природе социальная работа, имманентной характеристикой которой является интегративность, не может опираться на одну какую-то теорию, модель практики или «выходить» из нее. Разнообразные формы социальной работы как бы проходят «сквозь» все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы. Сбалансированность всех компонентов конкретного вида социальной деятельности, степень, до которой они распространяются на другие сферы социальной практики, их важность для всех субъектов этой деятельности - необходимые условия, которым должна соответствовать или проверяться ими любая теория, используемая в практике социальной работы. Так, в частности, если описание и объяснение, содержащиеся в определенной теории, помогают понять характер соединения различных факторов, обуславливающих те или иные социальные проблемы, то эта теория является адекватной для данной формы практики социальной работы. Если эта теория не является таким «руководством» для изменения проблем на разных уровнях: от индивида до общества, то в этой ситуации она неэффективна, хотя, по-видимому, в других условиях она могла бы быть «полезной».

Теория является эффективной, если она определяет конкретный «набор шагов» деятельности по оказанию социальной помощи в различных формах. Но из этого «набора» в разных жизненных ситуациях, естественно, можно составить разное «меню шагов» (компонентов), которое может соответствовать либо не соответствовать «диете», т.е. технологиям, используемым в конкретной социальной ситуации. Выбор наиболее адекватной модели - необходимое условие, которое определяет сущность и специфику социальной работы как деятельности.

Каждая модель практики социальной работы предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов. Причем следует учитывать тот факт, что особенности организации практики социальной работы, а также специфика использования различных технологий и методов во многом обусловлены характером, теоретико-методологических подходов к анализу одних и тех же социальных процессов и явлений.

Среди всех подходов особо выделяется социологический, обозначим некоторые основания социологической дифференциации различных теорий социальной работы, значимых для основательного понимания ее специфики как научной теории, выбора подходов к их исследованию в практике. Только интеграция разных концепций социальной работы представляет возможность их согласованной реализации на практике, что принципиально важно, прежде всего потому, что отдельные социальные теории имеют дело лишь с некоторой частью проблем клиентов, поэтому требуется определенная координация деятельности теоретиков и практиков. При этом и в прикладном плане, и теоретическом следует учитывать некоторые правила, исполнение которых позволяет повысить эффективность практики социальной работы, что в конечном счете и является одной из основных целей теории социальной работы. Суть этих правил заключается в следующем:

- анализируемые и классифицируемые концепции социальной работы должны постигаться творчески, не догматически:

- творческой, конструктивной должна быть и критика анализируемых теорий социальной работы, она должна ориентироваться на поиск рационального зерна в них;

- любую концепцию важно сопоставлять с потребностями практики;

- важно учитывать социальный (политический, идеологический, эмоциональный и т.д.) контекст, в рамках которого используется та или иная концепция социальной работы;

- выявлять возможности интеграции теории социальной работы с другими теориями и концепциями.

Последнее из отмеченных правил связано с классификацией моделей теоретического описания социальной работы на основе различения парадигм научного мышления. Необходимо уточнить трактовку понятия парадигма, которое все более часто употребляется в широком, общем, смысле как некий шаблон, модель понимания реальности. М. Пейн /1/, например, при рассмотрении теорий социальной работы в контексте их парадигмальной оценки, опираясь на классический труд Куна по теории науки, понимает парадигмы как некий общий взгляд на природу характеризуемых явлений, позволяющий видеть их концептуально в ином свете, нетрадиционно. Впрочем, М. Пейн, используя трактовку парадигмы Куна, предлагает говорить о междисциплинарном уровне существования парадигм. Более того, он полагает возможным всю совокупность научного и практического, обыденного знания о социальной работе, рассмотренного под определенным углом зредая, также характеризовать в качестве парадигмы, говорить в целом о парадигме социальной работы. В данном смысле парадигма отождествляется по существу с определенной традицией социального мышления вообще или научного социального мышления, в особенности.

В связи с этим парадигма трактуется, с одной стороны, как крупное эпохальное для определенной науки открытие, концепция, меняющая ее основные положения, а с другой, - как система понятий, закрепляющих определенное, новое „видение объекта изучения, которое возникает вследствие крупного открытия, достижения в данной науке.

Обычно отдельные теории концептуальных теоретических оснований социальной работы представляются в виде малых (частных) научных парадигм, совокупности которых могут составлять парадигму как традицию, общий подход в социальном мышлении. Но факт существования малых парадигм, "соперничающих" моделей социальной работы не может опровергнуть того, - что существует и несколько фундаментальных традиций, которые могут доминировать при определенных социальных и научно-теоретических условиях. Так, например, по мнению М. Пейна, основная парадигма социальной работы в 1970-1980-х гг. в США и Великобритании, опираясь на психоанализ и гуманистическую этику, превратилась в нечто самостоятельное, представляемое теориями и практикой психосоциальной работы. При этом шло активное формирование и "использование" и других парадигм. В частности, на межпарадигмальном уровне, помимо выделения малых парадигм, отдельных концепций, моделей социальной работы, П. Леонард и М. Пейн выделяют две парадигмы (традиции) научного мышления: парадигму естественных (физических) наук и парадигму наук о человеке, в рамках которых формируются и развиваются исследования гГроблем социальной работы и соответственно разрабатываются, определяются и обосновываются те или иные ее концепции Л; 5/.

В рамках парадигмы естественных наук доминирует позитивистский подход, в котором человеческая деятельность, проблемы человека в целом изучаются с использованием методов естественных наук. Это означает, что любая теория социальной работы не должна считаться верной или заслуживающей внимания, если она не делает ясных предписаний из результатов конкретных исследований, выводы которых доказаны фактически, на основе конкретных данных.

В свою очередь, парадигма наук о человеке и обществе, социальных дисциплин допускает к концептуальных. построениях теории социальной работы использование социально-философского, теоретико-методологического знания, не требует обязательности экспериментальных, логико-эмпирических исследований, В рамках этой парадигмы подчеркивается важность учета в социальной работе не" только ценностей субъективного.состояния клиента, но и характера социального контекста, социально-экономических условий бытия, соответствующих смысложизненным представлениям, распространенным в разных социальных слоях нуждающихся в помощи, то есть в философии жизни этих людей.

П. Леонард подчеркивает, что важным является не только выявление конкурирующих и конфликтующих, объяснений структур человека и общества, но и рассмотрение базовых критериев их развития 151. В свете этого он исследует четыре позиции, которые может занять социальная работа. В рамках парадигм физических наук это позиция А, которая предполагает опору на общенародные знания (здравый смысл), обусловленные чувственным опытом; позиция В — допускает возможность вероятности, стремится к использованию методов физических наук.

В рамках парадигмы наук о человеке позиция С означает субъективность понимания, признание существования относительно свободных ценностей; позиция Д включает социальную обусловленность, влияние идеологии, возрастание социоэкономического контекста теории.

В настоящее время большинство авторов склонны выделять четыре социологические парадигмы, которые использовались для анализа различных социальных теорий, в том числе и теорий социальной работы. К этим парадигмам относятся: «радикально-гуманистическая», «радикально-структурная», «интерпретативная» и «функционалистская». Причем некоторые авторы считают, что эти парадигмы представляют собой альтернативные взгляды на социальную действительность, и, соответственно, определяют и осуществляют подход к ее рассмотрению с разных точек зрения. Эти теории альтернативны в том смысле, что можно, например, оперировать различными парадигмами последовательно, но нельзя одновременно оперировать более чем одной парадигмой в конкретный момент времени, так как, принимая положение одной парадигмы, мы тем самым отрицаем положения всех остальных. В частности,. Г. Бурелл и Г. Морган полагают, что эти четыре парадигмы представляют собой как бы социальную карту, которая выступает как средство идентификации различных социальных теорий, концепций, точек зрения и т.д. Эта карта, в свою очередь, как бы позволяет ученому определить свою собственную позицию по отношению к другим социальным теориям. Например, С. Виттакер предлагает рассматривать теории социальной работы в парадигмах, относящихся к природе человека и общества. Такой его подход объясняется тем, что в конце 1970-х гг. теоретики социальной работы активно обсуждали два аргумента. Первый аргумент - рассматривать человека и общество как объекты, чье поведение есть неотъемлемая детерминанта изменения положения, своего рода «объективно-субъективный компромисс». Второй аргумент - для исследования предпочтительнее общество как нечто упорядоченное, как постоянный феномен или как «конфликтное угнетение сущности человека».

Д. Хоув считает, что, несмотря на то, что степень влияния любой теории на социальную работу зависит от времени и обстоятельств, большинство теорий социальной работы определяется «в» и «через» функционалистские парадигмы. В какой-то степени эта точка зрения объясняется тем, что при разработке теории социальной работы наиболее часто встречаются противоположные идеи, что более всего характерно именно для функционалистской парадигмы, которая лежит в основе так называемой академической социологии, представляя направления, подходящие к изучению явления с объективной точки зрения.

Функцией ал истекая парадигма прежде всего направлена на рациональное объяснение социальных проблем, причем часто она проблемно-ориентирована и нацелена на поиск практических решений различных социальных проблем. Последнее весьма характерно для теории социальной работы (некоторые авторы даже пытаются ее отнести к прикладным наукам), что, по видимому, и обуславливает точку зрения Д. Хоува. Функционалистская парадигма оказала большое влияние на развитие теории социальной работы и технологий практики социальной работы. При этом следует иметь в виду, что данная парадигма присуща многим школам и направлениям социологического знания, среди которых особое место занимает теория социальных систем.

По тому, какие цели, в главном, предполагает социальная работа, что в ней доминирует по характеру ориентации, теории социальной работы также различаются на несколько групп. В этой связи обычно выделяют три относительно самостоятельных теоретических подхода (традиции) 121. Прежде всего, логично выделить так называемую прагматическую традицию, которая связана с осмыслением проблем деятельности социологов в официальных учреждениях, правового регулирования работы учреждений социальной защиты. В рамках этой традиции обосновывается точка зрения, согласно которой в развитии практики социальной помощи решающими элементами являются социальные проекты, правовые и административные акты и запреты, а не специфика теоретических подходов и соответствующих им технологий социальной работы.

В качестве относительно самостоятельной традиции (подхода) является социально-радикальная, которую нередко называют социалистической. Здесь акцент делается на социальной критике традиционной для западных обществ системы социальной работы за ее содействие эксплуататорской практике, недооценке коллективных форм защиты нуждающихся. В качестве альтернативы предлагается обоснование целесообразности социальной работы в коллективе, общине, больших группах людей, обеспечения их влияния на принятие решений по жизненно важным для населения проблемам.

Весьма распространенным является терапевтический подход - традиция, в рамках которой уделяется повышенное, основное внимание работе с отдельными людьми или малыми группами, имеющими некоторые персональные или социальные трудности. На формирование этой традиции существенное значение в свое время оказало развитие благотворительности, ее теоретического осмысления, где акцентировалось внимание на поддержке тех индивидов, которые имели финансовые или социальные проблемы, являлись больными, инвалидами, пострадавшими от каких-либо социальных или природных катастроф, несчастных случаев.

В настоящее время наиболее отчетливо проявляются два основных аспекта в тенденции развития знаний (на разных уровнях их проявления) в области социальной работы. Первый - связан с эмоционально-психологическим объяснением поведения индивида и групп, развитием, прежде всего, психодинамической модели практики социальной работы. Второй - с ростом влияния в сфере социальной работы социологических теорий и развитием социолого-ориентированных моделей практики социальной работы, которые обуславливают специфику некоторых известных теоретических концепций социальной работы.

В настоящее время наиболее распространены следующие социолого-ориентированные теории социальной работы: системное обоснование теоретического видения социальной работы;

экологическая модель теоретического обоснования социальной работы; марксистская концепция социальной работы; разрешающая модель; социально-радикальная. Социология тяготеет, прежде всего, к тем теориям социальной работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую "структурную социальную работу", предполагающую, прежде всего, деятельность социальных работников по оптимизации работы учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся поповышению эффективности социальной политики в обществе в целом, что и составляет содержание социологии социальной работы как самостоятельной области социологического знания, выступающей в роли отраслевой социологической теории.

Таким образом, как можно заметить, теории, в основе которых лежат различные социологические парадигмы, направляют, обуславливают, координируют, контролируют различные модели практики социальной работы. Это выражается также и в том, что, опираясь на парадигмы различных теорий социальной работы, социальный работник пытается объяснить проблемы клиента, стремясь решать вопросы с выбором технологий помощи.

В связи с этим важным является рассмотрение вопросов соотношения «теорий социальной работы» и «теорий в и для социальной работы», что, в свою очередь, предполагает выявление парадигм, доминирующих в социальной работе в тот или иной период времени, в тех или иных конкретных условиях, а также определение стандартов. терминов и понятий, с помощью которых эти парадигмы "проникают" в теории социальной работы и затем, соответственно, обуславливают различные модели ее практики. В настоящее время все большую распространенность как в теории социальной работы, так и в теориях в и для социальной работы получают социологические парадигмы, реализующиеся в концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектное™ человека.

Характерной особенностью моделей практики современной социальной работы, формирующихся на концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектное™, является интегративность. В частности, все чаще происходит сближение сфер профессиональной и непрофессиональной социальной работы, что способствует появлению новых технологий социальной работы, которые предполагают органичное сочетание профессионально-институализированной социальной работы с различными формами волонтерства.

Итак, к концу XX века закончился очень важный этап процесса формирования системы социальной работы в России. В настоящее время можно назвать задачи в области социальной работы, во-первых, которые в той или иной степени решены; во-вторых, где достаточно четко осознаются проблемы, которые требуют исследования в самое ближайшее время. В-третьих, те, которые, как показывает анализ отечественной и зарубежной литературы, результатов комплексных социальных исследований проблемного поля социальной работы, относятся к нерешенным задачам, постановка которых существует еще только на уровне интуиции исследователя (отдельные практики их даже относят к сфере "научной фантазии").

Эти три группы задач, стоящих перед социальной работой, как бы представляют собой исходную позицию, с которой она "стартует" в новое тысячелетие.

Среди задач первой группы можно, как нам представляется, прежде всего выделить следующие:

- достаточно четко определился статус социальной работы, и она большинством исследователей рассматривается как одна из форм общественной практики, как научная теория и учебная дисциплина;

-возникли и развиваются различные формы и направления подготовки специалистов по социальной работе;

-социальная работа как научная дисциплина рассматривается в полипарадигмапьном контексте;

-одной из основных характеристик практики социальной работы является интегративность, что обеспечивается, прежде всего, комплексным подходом к развитию технологий и моделей социальной поддержки населения.

Ко второй группе задач можно, прежде всего, отнести следующие:

-обоснование научного статуса теории социальной работы в системе наук;

-оптимизацию подготовки специалистов по социальной работе для разных регионов;

-повышение эффективности взаимодействия государства, бизнеса и "третьего сектора" в сфере социальной защиты населения;

-разработку критериев профессиональной компетентности специалистов и критериев оценки качества подготовки специалистов по социальной работе.

К третьей группе задач можно, прежде всего, отнести следующие:

-"снятие" противоречий между теорией и практикой социальной работы;

-разработку парадигмы социальной работы:

-обоснование критериев эффективности социальной политики в современном обществе.

Естественно, что перечень этих задач может быть продолжен, но уже сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существуют как общие проблемы, возникающие в большинстве стран (хотя и в разные периоды развития этих стран), так и те, которые характерны для той или иной страны или региона.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.