КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система правовоспитания молодежи и пути ее совершенствованияСистема правовоспитания молодежи в нашей стране прошла длительный путь становления и развития. Еще в XIX в. учащейся молодежи читались курсы законоведения, публичные лекции на правовые темы, организовывались юридические кружки. Народившийся опыт был разрушен в начале XX в. На последствия этого обращал внимание известный российский юрист М.П. Чубинский, который отмечал, что в переломные моменты правовой уклад дает трещины и разрушается, авторитет права падает, и мы видим перед собой более или менее длительное «великое ослушание». В деле колебания и разрушения нравственно правовых устоев, по его мнению, играет литература, пропагандируя..порнографию, преувеличивая половой вопрос, поэтизируя героев. «дна», половые извращения, формируя убеждения, что все дозволено[22]. В нынешних условиях такое влияние усиливается телевидением, радио, компьютерными программами[23]. В правовом воспитании огромная роль принадлежит средствам массовой информации. Через них среди молодежи распространяются стереотипы поведения, мировоззрения. Возможности современных средств массовой информации как в позитивном, так и негативном плане практически безграничны, поскольку позволяют путем воздействия на человека либо «тормозить» антиобщественные взгляды и убеждения, и таким образом стимулировать нравственные и правомерные формы поведения людей, либо, наоборот, прививать как норму отклоняющееся, противоправное поведение. Особую роль здесь играет кино и телевидение. Зрелищность, красочность, дополнительные сенсорные ощущения (шумы, звуки, музыка) позволяют одномоментно вызвать такие богатые ощущения и эмоциональные переживания, которые надолго оставляют след в сознании молодежи и способствуют формированию как правосознания, так и поведения. На эти возможности влияния кино было обращено внимание еще в самом начале развития кинематографа[24]. Исследования, проводившиеся в конце XX в., показали, что фильмы с уголовно-правовой тематикой вызывают у молодежи повышенный интерес; в ряде случаев эти фильмы формируют стимулирующий противоправное поведение интерес; эти фильмы в том или ином направлении формируют правовую культуру молодежи[25]. На наших глазах «героями нашего времени» стали бандиты из фильма «Бригада». В связи с этим встает вопрос о педагогической экспертизе фильмов для молодежи. Главная мера всего, в том числе и своеволия создателей фильмов, это реальная польза для благополучия и процветания общества, уважения прав и свобод всех людей, каждого индивида, его интеллектуального, нравственного, правового, трудового развития и успехов во взрослой жизни. Истинная свобода, прочный внутренний социальный мир невозможны без возрождения духовных, и прежде всего правовых и моральных ценностей среди молодежи. Основное звено в воспитании, развитии подрастающего поколения и его правовом воспитании — образовательные учреждения. Здесь молодежь должна осваивать основы государственного строя, права гражданина и его обязанности, роль законодательства и права, основные его начала. Без усиления роли школы в правовом и нравственном воспитании молодежи преодоление духовных кризисов невозможно. В нашей стране в прошлом имелся хороший опыт, со школьниками активно работали представители общественности, правоохранительных органов, судьи. Полезно обратиться к нему и теперь. Накопление правовых знаний учащихся и выработка соответствующих правовых воззрений должны осуществляться на уроках при изучении различных учебных дисциплин, Возможности обычных учебных занятий (в школах, техникумах, вузах) по дисциплинам, не являющимся юридическими — истории, литературы, обществоведения и др., — огромны. Есть много известных молодежи исторических периодов, позволяющих убедительно показать роль права в изменении и совершенствовании социальной жизни людей и связать с современностью. Важное место в правовом воспитании занимает изучение основ права и правового поведения в обществе, на производстве, в гражданских и экономических делах. У него большой воспитательный потенциал. Однако бывает, занятия проводятся формально либо вообще пропускаются[26]. Интересы воспитания молодежи требуют создания системы поэтапного правового обучения, разработки его четкой программы в соответствии с уровнем развития молодых, людей, их правовой осведомленности, возрастом. Важную роль в воспитании молодежи играет массово-просветительская работа. Здесь в свое время был накоплен богатый опыт, незаслуженно забытый в настоящее время: циклы лекций, бесед на правовые темы, встречи с юристами, практическими работниками и учеными, тематические вечера, конференции, конкурсы, олимпиады. Сейчас культурно-просветительные учреждения фактически находятся в стороне от правовоспитания молодежи. В нравственно-правовом воспитании молодежи одно из приоритетных мест занимала литература, печать, радио, а позднее — телевидение и компьютерные программы. Приходится признать, что в. Настоящее время их роль не просто ослаблена, а ориентирована на внутриправовое воздействие, что вырабатывает у молодых людей терпимость и показывает дурные примеры безнравственности, извращенности, бескультурия, эгоизма, крайнего индивидуализма, праздности, Жестокости, насилия, личной мести; поведения «справедливых» преступников, наказывающих других, «менее справедливых», преступников и пр. Последствия всего этого уже нашли свое отражение в -''Криминализации общества, и этот процесс нельзя остановить и пре одолеть без четкой государственной политики и программы воспитания молодежи в целом, а также по конкретным его направлениям. Система правового воспитания молодежи предусматривает вовлечение их в различные формы общественно-полезной деятельности с учетом возраста и возможностей: участие в пропаганде юридических знаний, работа в объединениях по поддержанию общественного порядка (юных друзей милиции, ГАИ, школьной полиции и пр.). На Западе аналогичные формы правового воспитания молодежи развиваются достаточно активно, особенно в последнее десятилетие. Фактически используется имевшийся у нас в прошлом опыт, но нами сегодня заброшенный и забытый. Пока мы старательно разрушали десятилетиями созданную систему правового воспитания молодежи, ее опыт внимательно освоен другими странами. Одной из новых и, как оказалось, давно известных форм правовоспитательной работы с молодежью являются юридические клиники [27], о которых подробно говорилось в § 8.10. Участие в их работе способствует не только повышению профессиональной грамотности, но. что очень важно, развивает вкус к правовоспитательной работе — это позволяет самой молодежи участвовать в укреплении законности и правопорядка. Система правового воспитания в современных условиях нуждается в дополнении новыми элементами, соответствующими нынешнему развитию науки и практики, повышении эффективности высшего юридического образования, развитии системы общественных объединений, участвующих в правовом воспитании[28]. Более четкую и активную позицию в организации правового воспитания молодежи следовало бы занимать и органам местного самоуправления.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |