КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности
Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство. В социальном исследовании выделяются пять стадий: 1) подготовка программы; 2) социологическое наблюдение или опрос (сбор эмпирической информации); 3) обработка и обобщение полученных данных; 4) научный анализ и объяснение данных; 5) изложение итогов и разработка рекомендаций. Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют важное значение для выполнения научных исследований студентами. Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария). Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список отечественной и зарубежной литературы, картотека опубликованной періодики, научных работ диссертационного характера. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования. Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социологической информации; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений. Третий этап включает: определение композиции (построения, внут- ренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и парагра- фов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений. Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные ра- боты студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для вне- дрения в практическую деятельность правоохранительных органов и в учебный процесс. В научно-исследовательских и образовательных учреждениях по те- мам научно-исследовательских работ составляются рабочие программы и планы-графики их выполнения. При подготовке монографий, учебников, учебных пособий и лекций разрабатываются планы-проспекты этих работ. Рабочая программа – это изложение общей концепции исследова- ния в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного. Методологический раздел включает: 1) формулировку проблемы или темы; 2) определение объекта и предмета исследования; 3) определение цели и постановку задач исследования; 4) интерпретацию основных понятий; 5) формулировку рабочих гипотез. Формулировка проблемы (темы) – это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема – это противоречие в развитии общественной системы или отдель- ных ее элементов. К таким проблемам можно отнести недостаточную эффек- тивность отдельных норм права, многочисленные нарушения прав граждан, коррумпированность чиновников, рост преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и др. Научная (гносеологическая) проблема – это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удов- летворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций. Например, научной проблемой является раз- работка теоретических основ борьбы с организованной преступностью. Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования – это те наибо- лее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, осо- бенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема на- учной работы посвящена уличной преступности, то объектом исследова- ния является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом – основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника, виктимологические факторы, способствующие совершению преступлений на улицах городов, и другие ее стороны. Определение цели и задач исследования. Цель исследования – это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования – это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на кото- рые должен быть получен ответ. Например, в докторской диссертации М.П. Клейменова, посвященной уголовно-правовому прогнозированию, сформулированы следующие цели и задачи. Научная цель – создание тео- ретических основ уголовно-правового прогнозирования. Прикладная цель – прогностическое обоснование концепции уголовно-правовой борьбы с преступностью, уголовного правотворчества и правоприменительной дея- тельности. Этим целям соответствуют задачи: 1) определение предмета уголовно-правового прогнозирования; 2) разработка методологии и харак- теристика методики прогнозирования; 3) раскрытие механизма прогнози- рования; 4) установление роли и значения прогнозирования в уголовном правотворчестве; 5) разработка предложений по совершенствованию уго- ловно-правового регулирования и др.86 Интерпретация основных понятий – это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируе- мых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями87. Напри- мер, понятие «юридическая ответственность» имеет десятки определений. Поэтому требуется решить, какое из них можно употребить в данном ис- следовании. 86 См.: Клейменов М.П. Уголовно-правовое прогнозирование: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1992. С. 5. 87 См.: Социология права. С. 309. Эмпирическая интерпретация – это определение эмпирических зна- чений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие – это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить. Предположим, изучается практика квалификации хищений по признаку «с причинением значительного ущерба гражданину». Какое содержание вкладывается в понятие значительного ущерба гражданину? Чтобы отве- тить на этот вопрос, необходимо определить эмпирическое значение на- званного понятия. Формулировка рабочих гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, явля- ется важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и ги- потезы-следствия 88. Процедурный раздел рабочей программы включает: 1) принципиальный план исследования; 2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического мате- риала. Конкретное научное исследование осуществляется по принципи- альному плану, который строится в зависимости от количества информа- ции об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналити- ческие (описательные) и экспериментальные. Разведывательный план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую ги- потезу. Цель составления такого плана – уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутст- вует литература или ее очень мало. Описательный план используется тогда, когда можно выделить объ- ект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования. Экспериментальный план включает проведение социального (право- вого) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы науч- ная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана – определение при- чинно-следственных связей в исследуемом объекте. В процедурной части программы обосновывается выбор методов ис- 88 См.: Социология права. С. 312 – 317. следования, показывается связь данных методов с целями, задачами и ги- потезами исследования. При выборе того или иного метода следует учи- тывать, что он должен быть: а) эффективным, т.е. обеспечивающим дос- тижение поставленной цели и необходимую степень точности исследова- ния; б) экономичным, т.е. позволяющим сэкономить время, силы и сред- ства исследователя; в) простым, т.е. доступным исследователю соответст- вующей квалификации; г) безопасным для здоровья и жизни людей; д) допустимым с точки зрения морали и норм права; е) научным, т.е. имеющим прочную научную основу. Студенты вузов рабочие программы научных исследований не раз- рабатывают, но планы подготовки учебных работ они составлять обязаны. План магистерской диссертации, дипломной или курсовой работы должен содержать введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы (во- просы), и заключение. Он может быть простым или сложным. Простой план содержит перечень основных вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы. Иногда составляют комбинированный план, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации. При составлении плана следует стремиться, чтобы: а) вопросы соот- ветствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы те- мы располагались в логической последовательности; в) в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследо- вания; г) тема была исследована всесторонне. План не является окончательным и в процессе исследования может меняться, т.к. могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и ре- шения научной задачи. Чтобы упорядочить основные этапы научно-исследовательской ра- боты в соответствии с планом (программой) исследования, календарными сроками, материальными затратами, составляется рабочий план (план- график) выполнения работ (прил. 5). Студент должен уметь так выстроить логическую очередность вы- полнения работ, чтобы она в установленные сроки привела к достижению поставленной цели и решению научной задачи. В работе необходимо вы- делить главное, на чем следует сосредоточить внимание в данный момент, но вместе с тем нельзя упускать из поля зрения детали. «Научиться не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое – в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования, – это очень важное качество ученого»89. 89 Приходько П.Т. Тропой науки. М., 1969. С. 22.__
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |