КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы web-страницы
Если вы создаете Web-узел для компании, реализующей какой-то товар, то основной целью может быть распространение информации о фирме и реклама продукции, а также организация Web-магазина. При этом будут решены следующие задачи: · изменение имиджа и поднятие престижа компании; · продвижение торговой марки; · доступность информации о продукции и ценах для клиентов; · поддержка дилерской сети, доступность информации о продукции и ценах для дилеров; · прямая продажа продукции в Internet, организация Web-магазина; · доступность внутренней информации для сотрудников, работающих вне офиса. Другой вариант — создание Web-узла научной или общеобразовательной организации, не занимающейся коммерцией в Internet, а распространяющей информацию. В этом случае речь пойдет о сборе, переработке и размещении на Web-узле больших массивов данных с организацией поиска и доступа к ним. И последний вариант — когда вы считаете необходимым разместить в Internet свою личную страницу. Для того, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, необходимо сформировать категории пользователей, на которые рассчитан Web-узел. Исходя из их психологии должна строиться информационная структура, которая будет привлекать и удерживать клиентов. В дальнейшем все вопросы о целесообразности каких-либо действий, связанных с Web-узлом, должны рассматриваться в соответствии с тем, как отреагируют на них посетители, и насколько они будут способствовать достижению главной цели. После того, как сформулированы цели и определены категории пользователей, необходимо распределить подготовленную информацию по Web-документам, продумать связи между ними и предусмотреть дополнительные навигационные возможности, например поисковую систему по содержимому Web-узла. Типичная структура Web-узла фирмы обычно представлена так: Информация о компании. Следует рассказать о целях и деловом облике фирмы, ее истории и т.д. Покажите, какую выгоду получат клиенты от сотрудничества именно с вами, а не с другими компаниями. Информация о продукции и услугах. Разместите на Web-странице фотографии или рисунки своей продукции. Опишите ее свойства и преимущества, приведите примеры использования. Если имеется бумажный каталог продукции, то можно перенести его структуру и содержание в Web-узел. Это облегчит создание и дальнейшее обновление электронного варианта каталога. Если планируется прием заказов на продукцию или услуги через Internet, то нужно разместить здесь бланк заказа, который будет поступать по электронной почте. Информационная поддержка. В этом разделе публикуется дополнительная техническая информация, часто задаваемые вопросы, советы по устранению неисправностей и т.п. Новости. Проинформируйте клиентов о новых товарах и услугах, предоставляемых фирмой, опубликуйте пресс-релизы и т.п. Обратная связь. Сообщите, как с вами можно связаться, где вы находитесь. Поместите форму для отзыва, гостевую книгу, адреса электронной почты, на которые клиент может отправить запрос, и т.п. При наполнении Web-узла всегда нужно помнить два принципа: уникальность и достоверность публикуемых материалов. Уникальность является первоочередным требованием к содержанию. В WWW уже может существовать немало страниц с похожими материалами. Ваш Web-узел должен чем-то отличаться от серверов с аналогичной тематикой, хотя бы для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наличие уникальных материалов на вашей странице увеличит ее посещаемость. Для того, чтобы создать уникальный информационный ресурс, не обязательно изобретать что-то принципиально новое, можно по-другому оформить уже существующие ресурсы, но при этом не заставлять клиента тратить много времени на их поиск. Проверить же ресурсы на уникальность можно с помощью поисковых серверов. Что касается авторитетности, то все зависит от того, насколько тщательно вы подберете информацию, проверите ее и будете своевременно обновлять. При создании Web-узла необходимо помнить, что составляющие его отдельные документы должны быть объединены общим стилем оформления и средствами навигации. Единый стиль оформления — один из показателей, отличающих любительский Web-узел от профессионального. Благодаря единообразно сделанным документам пользователи будут отличать ваш Web-узел от других и запомнят его. Это не значит, что документы должны быть похожи друг на друга как две капли воды, но общая идея, единый стиль должны присутствовать непременно. То же относится и к средствам навигации по страницам. Не стоит рассчитывать, что посетитель знает структуру Web-узла так же хорошо, как вы. Он должен без труда понимать, где он находится сейчас и как можно попасть в любое другое место. Необходимо предусмотреть возможность перехода к первому документу, программе поиска или к схеме Web-узла. Кроме того, единство стиля позволяет использовать шаблоны — страницы, содержащие только общие элементы оформления и навигации (без информационного наполнения). С их помощью можно быстро и эффективно создавать новые страницы и распределять работу по их созданию между несколькими людьми. При использовании шаблона для получения готовой страницы достаточно лишь внести в него необходимую информацию. Последовательность, логичность, постоянство — вот необходимые качества хорошего Web-узла. Значительно упростят работу по формированию и изменению стиля вашего Web-узла каскадные таблицы стилей, появившиеся в HTML 4.0. О некоторых их возможностях будет рассказано ниже. После того, как определены цели, задана структура и собрана текстовая и графическая информация, необходимо разработать внешний вид Web-узла. Он также зависит от целей, которых необходимо достичь. Спектр возможных решений здесь очень широк: от просмотра уже существующих страниц и создания подобных до обращения за помощью к профессиональным дизайнерам и художникам. В то же время, необходимо помнить о некоторых уже сложившихся правилах построения Web-документов, из которых состоит Web-узел. Структура. На сегодня представление о структуре документа достаточно устоялось. Web-документ должен содержать в себе следующие разделы: заглавие, название компании, навигационную панель, собственно содержание, контактную информацию, дату и время обновления, авторские права и статус документа. Логотип. Создавая Web-страницу, необходимо позаботиться о том, чтобы название фирмы всегда присутствовало на экране. Для этого в начале каждого Web-документа обычно помещается красочно оформленный логотип фирмы. Кроме того, название компании должно присутствовать и в выходных данных ко всем документам. Навигационная панель. Одним из наиболее важных разделов Web-документа является навигационная панель или панель управления. WWW завоевала весь мир во многом благодаря тому, что гипертекстовые ссылки обеспечивают полную связность публикуемых материалов. Но эти же ссылки таят в себе опасность погружения в полный хаос, когда, пройдя цепочку из трех-четырех документов, вы уже не сможете вернуться обратно, запутавшись в обилии ссылок. Ваш Web-узел должен обеспечивать пользователю ясные и интуитивно понятные навигационные маршруты. Многочисленные исследования показали, что посетители Web-серверов очень нетерпеливы и дальше, чем на два уровня документов, углубляться в содержание сервера не хотят. Поэтому, создавая Web-узел большого объема, следует предусмотреть промежуточные документы, обычно находящиеся на первом-втором уровнях, от которых любая информация находится не далее, чем в двух переходах. Навигационная панель вашего Web-узла должна присутствовать в каждом документе. В первую очередь, она должна включать в себя направляющие ссылки типа "Вперед"-"Назад" ("Следующий"-"Предыдущий"), указывающие на соседние документы в структуре Web-узла. Далее от панели управления обязательно должны идти ссылки на все крупные разделы Web-узла — так называемые разделы первого уровня. И, наконец, пользователь всегда должен иметь возможность мгновенно вернуться на главную страницу Web-узла. Помимо ссылок следует указать путь к локальной поисковой системе и индексу. Содержание. Прежде всего, следует отметить, что содержание Web-документов должно в полной мере отвечать всем требованиям, предъявляемым к обычным газетным или журнальным публикациям: грамматическая и орфографическая корректность, точность и достоверность предлагаемых материалов и многое другое. Кроме того, появляется целый ряд специфических требований, которым должен удовлетворять Web-документ. Часто возникает вопрос о размерах документа: какое число страниц является оптимальным? Ответ на первый взгляд может показаться странным: одна экранная страница или вообще никаких ограничений. Многочисленные исследования показали, что пользователи не любят работать с полосами прокрутки браузеров. Больше всего им нравятся документы, которые размещаются на одной экранной странице. Так и в WWW — вы никоим образом не сможете дать пользователю больше информации, чем в концентрированном изложении на одной странице. Если все-таки вы не укладываетесь в эти рамки, создайте еще один документ. Одна экранная страница оказалась подходящей мерой представления информации. Если размер документа превышает одну страницу, то в большинстве случаев он может быть поделен на несколько логических частей, каждая из которых будет занимать не более одной страницы. Если же логического деления информации произвести не удается, то необходимо переработать стиль изложения, а может быть, и сами материалы. Сейчас выработалось единое мнение, что Web-сервер необходимо строить на основе одноэкранных документов. Есть только два исключения из этого правила. Оно не распространяется на статьи, публикуемые в WWW, и второе исключение — анкетные формы, которые, естественно, нельзя разрывать. Графика. При разработке Web-страницы нужно очень внимательно выбирать оптимальное соотношение графических и текстовых материалов. Одна хорошая картинка может заменить тысячу строк текста, но и загружаться по сети она будет в тысячу раз дольше. Поэтому графикой нужно пользоваться осторожно. Можно исходить из того, что графики на странице должно быть чуть меньше, чем хочется Web-мастеру. Пользователям может просто не хватить терпения, и они закроют документ еще до того, как он полностью загрузится. Задержка отклика системы вызывает у пользователя раздражение. Все понимают, как тяжело сейчас обстоят дела с канальной инфраструктурой в Internet. Поэтому время задержки возрастает в зависимости от времени суток, по разным оценкам до 15-60 секунд. Следует отметить, что обычно панель управления, логотип и название фирмы выполняются в виде графических элементов. После создания макета можно приступить к его реализации с помощью языка HTML и иных средств, предлагаемых современными технологиями WWW. Завершив создание Web-узла, необходимо разместить его в Internet. Здесь возможны два варианта: первый — использовать компьютер, который вместе с Web-сервером и Web-узлом находится в вашем офисе и подключается к Internet по выделенной или коммутируемой линии; второй — воспользоваться для размещения Web-узла услугами специальных организаций. Рассмотрим второй вариант. Правильный выбор провайдера, предоставляющего доступ к Web-странице, позволит вашим клиентам с максимальным удобством получать необходимую информацию. Кроме того, поддержка Web-сервером специальных возможностей значительно облегчит разработку Web-узла. На что следует обратить внимание при выборе провайдера, размещающего ваш Web-узел на своем сервере? Пропускная способность каналов. Чтобы вашим посетителям не пришлось слишком долго ждать загрузки страниц, провайдер должен обладать надежным высокоскоростным соединением порядка 1-2 Мбит в секунду. Поддержка сервером провайдера SSI (Server Side Includes, вставки на стороне сервера). Использование SSI позволяет Web-серверу вставлять небольшие объемы динамических данных непосредственно в пересылаемый пользователю HTML-документ. Запрошенная HTML-страница "просматривается" в поисках элементов SSI. Обнаружив такой элемент, сервер вставляет требуемую динамическую информацию. С помощью SSI можно включать один файл в состав другого, исполнять CGI-сценарии и передавать другую информацию. Необходимо уточнить, какие именно функции SSI поддерживаются на сервере провайдера. Поддержка сервером провайдера CGI-сценариев. CGI (Common Gateway Interface, общий шлюзовой интерфейс) — спецификация, позволяющая Web-серверу выполнять произвольные прикладные программы. В результате работы таких программ (сценариев, или "скриптов") создаются HTML-документы. С помощью CGI-сценариев могут приниматься данные от пользователя, они позволяют организовать диалог на Web-страницах, запросы к базам данных и т.д. Создать CGI-сценарий можно с помощью любого популярного языка программирования: Perl, Basic, C, C++, Pascal и т.п. Поддержка моментальной перекодировки. К сожалению, для русского языка в Internet при работе на разных платформах (Windows, Mac, Unix и т.д.) приняты различные кодировки. Чтобы пользователю было легко просматривать страницы, Web-сервер провайдера должен уметь автоматически перекодировать документы в зависимости от поступившего запроса. В противном случае либо содержание вашего Web-узла для некоторых посетителей будет нечитаемым, либо придется обеспечивать несколько копий Web-узла — по одной на каждую поддерживаемую кодировку. Способ обновления страниц. Обычно страницы обновляются по протоколу FTP (File Transfer Protocol, протокол передачи файлов). Некоторые FTP-клиенты позволяют работать с файлами на компьютере провайдера так же, как с собственным диском, — копировать, удалять, переименовывать и т.п. Как правило, возможность размещения Web-узла провайдер предоставляет своим пользователям за небольшую плату или бесплатно. Существуют службы, которые предоставляют место под Web-узлы бесплатно вместе с адресом электронной почты и другими услугами. Как правило, условием такого "бесплатного" размещения является выделение на ваших страницах некоторого места под рекламу. Кроме того, накладываются ограничения на размер ваших файлов.
Любая web-страница содержит определенный набор стандартных элементов, являющихся обязательными компонентами каждого ресурса Интернета. Безусловно, ассортимент и количество подобных объектов могут варьироваться в зависимости от тематической направленности сайта, объема опубликованных на нем материалов, а также от целей и задач, которые ставит перед собой создатель данного ресурса. Компоновка таких элементов, проектирование их взаимного расположения и составляет одну из главных задач web-мастера. Первым элементом web-страницы, который нам предстоит рассмотреть, является ее заголовок. Он может быть выполнен как в текстовом, так и в графическом варианте, однако и в том и в другом случае он должен располагаться в верхней части документа. Иногда с заголовком совмещают меню выбора кодировки кириллицы и кнопки для перехода с русскоязычной на англоязычную версию сай- та, если данный web-ресурс представлен на двух языках. Непосредственно подзаголовком документа, как правило, располагается пространство, отведенное для размещения рекламного баннера. Включение баннера именно в верхнюю часть web-страницы в большинстве случаев является обязательным условием регистрации сайта в службах баннерного обмена — системах, рекламирующих созданный вами ресурс в обмен на показ на страницах вашего сайта рекламы других участников баннерообменной сети. Стандартный размер баннеров, публикуемых под заголовком документа, составляет обычно 468x60 точек. Если вы используете статический принцип компоновки страницы, ширина заголовка вашего документа будет составлять приблизительно 640 пикселов: это значение обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечить корректное отображение документа на мониторах с экранным разрешением 640x480 точек и избежать появления горизонтально полосы прокрутки, затрудняющей его просмотр. Очевидно, что ширина баннера в этом случае будет значительно меньше ширины заголовка, благодаря чему в той части страницы, где вы планируете отвести место под рекламу, образуется незанятое пространство, которое можно заполнить логотипом компании-владельца данного сайта или ссылкой на сервер, осуществляющий web-хостинг. Разумеется, логотип необходим далеко не всегда: как правило, он включается в состав web-страницы лишь в случае, если сайт имеет коммерческую направленность. Основную часть документа занимает так называемое текстовое поле — участок, где и размещается смысловое наполнение страницы: содержательный информационный текст и иллюстрации. Перечисленные элементы еще называют «кон-тент» (от англ, content — содержание). Расположение текстового поля зависит в первую очередь от того, каким образом web-дизайнер разместит остальные элементы документа. Следующей обязательной составляющей частью web-страницы являются элементы навигации — гиперссылки, связывающие данный документ с другими разделами сайта. Элементы навигации могут быть выполнены в виде текстовых строк, графических объектов, то есть кнопок, либо активных компонентов, на- пример Java-апплетов. Последние представляют собой те же кнопки, которые, в отличие от своих «традиционных» сестер, умеют реагировать на движения мыши, выполняя при наведении на них курсора какие-либо несложные действия (включение подсветки, создание эффекта «нажатия», изменение формы и т. д.). Как я уже упоминал в разделе «Основные "постулаты" web-дизайна»,располагать элементы навигации следует таким образом, чтобы они всегда были «на виду», «под рукой», то есть так, чтобы пользователю не приходилось «отматывать» страницу назад, если текстовое поле занимает по высоте несколько физических экранов, после чего подолгу искать ссылки на другие разделы. Наиболее устоявшимся подходом является размещение элементов навигации у левой границы страницы. В нижней части документа принято публиковать информацию о разработчиках сайта и адрес электронной почты, по которому посетители ресурса могут направить владельцам странички свои отклики, предложения и пожелания. Если web-страница является стартовым документом, в нижней ее части также размещают счетчик посещений — небольшой сценарий, вызывающий установленный на сервере CGI-скрипт, который фиксирует каждое открытие документа в броузере пользователей, изменяя значение индикатора счетчика. Благодаря этому web-мастер без труда определит количество посетителей, навестивших его страничку в течение какого-либо времени. Отмечу, что счетчик посещений устанавливается только на первой странице, вызываемой при обращении к сайту, в остальных документах ресурса он отсутствует. Не рекомендуется также размещать на одной странице несколько разных счетчиков. Итак, мы разобрали все основные компоненты web-страницы и их возможное расположение относительно друг друга. Пример компоновки сайта, содержащего полный набор описанных выше составляющих, показан на рис. 5. В нем выбрано позиционирование элементов навигации по левой границе документа. Рис. 5. Пример компоновки web-страницы с левым позиционированием элементов навигации
На практике часто встречаются web-сайты, в дизайне которых элементы навигации позиционированы по правой границе экрана. В этом случае текстовое поле смещается налево, остальные компоненты документа располагаются, исходя из принципа максимальной эстетичности их сочетания. Пример такого исполнения сайта показан на рис. 6.
Рис. 6. Пример компоновки web-страницы с правым позиционированием элементов навигации
Как видно из рисунка, логотип в этом случае помещен на один уровень с заголовком документа, а рекламный баннер позиционирован относительно центра страницы. При таком подходе рекомендуется выдерживать графическое оформление заголовка, логотипа и поля для размещения рекламы в едином цветовом и художественном стиле — тогда несимметричность положения данных объектов будет не столь очевидна и не станет «резать глаз» сторонникам строгой, «табличной» эстетики дизайна. Элементы навигации можно разместить не только вблизи правой и левой границ страницы, но и в верхней части документа. Такой вариант компоновки наиболее подходит, на мой взгляд, при создании домашних страничек: в этом случае все объекты страницы гармонично «вписываются» в заданную ширину невидимой таблицы, при этом подготовка самой таблицы значительно упрощается. Единственным недостатком подобного подхода является необходимость продублировать элементы навигации в нижней части документа, поскольку при вертикальной прокрутке страницы они исчезают за верхней границей экрана, и, чтобы добраться до них, пользователю придется «отматывать» экран назад, что, согласитесь, весьма неудобно. Пример оформления страницы с верхним расположением элементов навигации показан на рис. 7.
Рис. 7. Пример компоновки web-страницы с верхним позиционированием элементов навигации
Безусловно, все, что было сказано в данном разделе, является не панацеей, а руководством к действию. Я пытаюсь изложить лишь общие принципы, которые применяются при компоновке структуры сайта, окончательное же решение всегда остается за web-мастером. В конечном счете, какой бы дизайн вы не заложили в основу своего будущего проекта, результат ваших трудов все равно будет правильным: в Интернете нет ни цензуры, ни каких-либо регламентов, за- гоняющих создателя сайта в те или иные жесткие рамки. Примером дизайнерского решения, не попадающим ни в одну из указанных выше категорий, может служить так называемая смешанная компоновка, примерная схема которой приведена на рис. 8. Как видно из рисунка, в данном примере часть управляющих элементов встроена непосредственно в заголовок страницы — речь идет о кнопках переключения между русской и английской версиями сайта, а также о кнопках навигации: это может быть ссылка на адрес электронной почты создателей ресурса, продублированная в нижней части документа, и ссылка на один из тематических разделов, например, страницу новостей. Основной блок элементов навигации позиционирован относительно левой границы документа, однако меню выбора кодировки кириллицы расположено непосредственно под рекламным баннером в верхней части страницы. Текстовое поле разделено на две несимметричные колонки, причем в правой размещены краткие анонсы составляющих ресурс тематических рубрик, включая ссылки на эти разделы. Очевидно, что вариантов «смешанной компоновки» web-страницы может быть великое множество: конкретные решения зависят от количества составляющих ресурс разделов, объема подготовленного для размещения на сайте текста и, наконец, от фантазии самого дизайнера. Важно лишь, чтобы внешний вид сайта не вызывал нареканий у посетителей. В конце концов, только вы как разработчик, вы и никто другой, вправе проявить все свои способности и таланты и скомпоновать страницу по собственному вкусу. Создатели некоторых домашних страничек, не мучаясь сомнениями, размещают счетчик посещений в верхнем правом углу документа, название сайта пишут мелким убористым шрифтом и публикуют его под рекламным баннером, а элементы навигации почему-то неожиданно обнаруживаются прямо в середине текстового блока, между рассказом о себе и фотографиями любимой собаки автора проекта. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Но лично мне эта болезнь кажется неизлечимой. Рис. 8. Пример «смешанной» компоновки web-страницы
РАЗДЕЛЫ САЙТА
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА: Страничка, которая открывается сразу, после того, как пользователь вводит адрес сайта в строке состояния. БЛОГ: Страничка, на которой владелец может оставлять различные новости и статьи, доступная для редактирования только ему, а так же для комментариев всем желающим. Главное отличие от обыкновенных новостей и статей именно в возможности обсудить непосредственно каждый материал сразу же после его прочтения на той же самой странице. Может быть доступна, как только для зарегестрированных пользователей, так и для любых других. ГОСТЕВАЯ КНИГА: Возможность для любого пользователя оставить свой комментарий на выделенной для этого страничке без регистрации. Комментарии не разделяются по темам и идут друг за другом по мере появления. ФОРУМ: Сложная система общения и обменивания информацией, имеющая несколько уровней доступа и настройки пользователей. Каждый пользователь имеет свой собственный аккаунт, имеются администраторы, модераторы и суперадминистраторы. Все темы чётко разделены на разделы, у каждого из них может быть свой администратор. Часто, один только Форум может представлять из себя сайт полностью и должен быть установлен на мощный сервер, выдерживающий нагрузку одновременного доступа многих пользователей.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |