КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10: Подготовка кадров к инновационным процессам в образовании
План: 1. Отношение педагогов к нововведениям. 2. Образ ученика и учителя инновационной школы. 3. Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности. 4. Инноватор руководитель.
1. Отношение педагогов к нововведениям Отношение людей к нововведениям различно. Одни склонны к их принятию, другие более консервативны. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности. В психологии имеется классификация субъектов инноваций, составленная Э. Роджерсом. I группа — «новаторы», обычно это 2,5 % коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами. II группа — «ранние реализаторы» — 13,5 %. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение. Они влиятельны, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся как разумные реализаторы. III группа — предварительное большинство — 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после «ранних реализаторов», но значительно раньше так называемых «средних». Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам. IV группа — позднее большинство — 34 %. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давлением социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу («средние реализаторы»). V группа — колеблющиеся — обычно 16 %. Их основной характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций. Для педагогов К. Ангеловски предлагает другие названия и характеристики выделенных Э. Роджерсом категорий: «новаторы», «передовики», «умеренные», «предпоследние», «последние». I категория — «новаторы» включает преподавателей, смело воспринимающих, внедряющих и распространяющих все новое. II категорию К. Ангеловски называет «передовиками», поскольку в восприятии инноваций они идут впереди других. Эта категория педагогов считают, что в наших социальных условиях новшества нужно внедрять немедленно, сразу же после их появления. III категория названа «умеренной», эти учителя не стремятся быть среди первых, но не хотят быть и среди последних, их лозунг — золотая середина. Новое они не воспринимают до тех пор, пока оно не будет воспринято большинством коллег. Сторонники IV категории названы «предпоследними», так как они действительно принимают новшества среди последних. V категория — те, кто принимает новшества последними, руководствуясь принципом: «Лучше поздно, но надежно». Полученные данные приводят к следующим выводам: более половины учителей (51,4%) отличаются выраженным стремлением к новаторству (I и II категории), каждый пятый преподаватель находится в «золотой середине» (17,7%), менее трети (30,7%) относятся к нововведениям сдержанно (IV и V категории). Исследования показывают, что учителя наиболее часто применяют такие инновации, как изменение форм учебного контроля для отдельных учеников, развитие когнитивных и креативных качеств учеников, обучение без предварительного объяснения материала учителем (т.е. самостоятельное изучение материала), рефлексия учениками и учителем своей деятельности. Категорически против нормотворчества учеников в образовании 46 % учителей, против выбора учеником форм и методов его обучения и изменения целей учителя в угоду целям ученика — 20 %. Не предполагают ориентироваться на публикацию ученических работ в периодических изданиях 33 % педагогов, не собираются проводить уроки изобретательства и символтворчества от 27 до 40 % учителей. Эвристическая образовательная ситуация не входит в арсенал 13 % учителей. Примечательно, что именно о новшествах, которые учителя отметили в числе применяемых, они хотят узнать подробнее. Среди таких новшеств: образовательная рефлексия, самоорганизация обучения, сопровождающее обучение, целеполагание учеников и развитие их оргдеятельностных качеств. Учителя интересуются тем, как проводить метапредметные занятия, проекты, научные конференции и недели, как организовывать реальные открытия учеников на уроках. Педагоги почти не применяют, но интересуются такими новшествами, как индивидуальная образовательная траектория каждого ученика, разработка и защита учениками своих индивидуальных программ, эвристические погружения.
2. Образ ученика и учителя инновационной школы Многие образовательные учреждения в той или иной степени работают в инновационном режиме. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что педагоги недостаточно готовы к принятию и реализации нововведений — это значительно снижает результативность вводимых в образовательный процесс новшеств. Проведенные исследования (Н. Ю. Посталюк) показали, что феномен готовности к нововведениям представляет такое личностное проявление творческого стиля деятельности педагога, в котором своеобразно сочетаются антиконформизм интеллекта, личностная направленность (стремление, потребность реализовать новые педагогические идеи), практические умения осуществлять новые способы и формы профессиональной деятельности. Этот аспект творческой педагогической деятельности можно условно назвать «вторичным творчеством», без которого не может быть в полной мере реализовано творчество «первичное» (идея, проект, теоретическое решение проблемы). Обобщенные планируемые образовательные результаты обучения можно обозначить в виде образа ученика школы личностной ориентации — инновационной по отношению к массовой школе. Такой ученик характеризуется следующими параметрами: - знает свои индивидуальные особенности, черты характера, наиболее оптимальные темпы и формы занятий каждым из учебных предметов; - имеет опыт реализации своих наиболее творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, проведения конкурсов, праздников, олимпиад и т.д.; - осознает и умеет пояснить свои цели занятий тем или иным предметом, отчетливо понимая, зачем он ходит в школу и в чем себя реализует; - умеет поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности; составить план ее достижения; выполнить план, исходя из своих индивидуальных особенностей; получить и осознать свой результат; сравнить его с аналогичными результатами одноклассников; произвести рефлексию и самооценку своей деятельности; - имеет личностное понимание смысла каждого из изучаемых предметов; владеет базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентируется в основных учебных предметах, проблемах соответствующих наук и искусств; - имеет личностные результаты образования, отличающиеся от федеральных и региональных образовательных стандартов глубиной, тематикой, наличием мнения, отличного от общепринятого; - способен обозначить свое понимание (или непонимание) по любым возникающим вопросам; умеет понять и оценить иную точку зрения, вести диалог или спор; - является носителем культурных норм и традиций, прожитых и усвоенных им; умеет аргументировать свои знания и полученные результаты; - умеет определять свои действия в ситуациях выбора; обладает раскованностью мыслей, чувств и движений, одновременно умеет выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе и (или) семье; - имеет достойную цель в жизни, умеет выстроить свои дальнейшие планы обучения на перспективу. Из приведенного выше образа ученика следуют требования к профессиональным качествам учителя-инноватора личностно ориентированной школы, который: 1) диагностирует индивидуальный личностный потенциал учеников; 2) выявляет личностные особенности учеников в каждой конкретной образовательной области; 3) уточняет фундаментальные образовательные объекты, связанные с ними проблемы и другие элементы образовательной программы личностно ориентированного типа; 4) отбирает культурные аналоги предполагаемым и уже продемонстрированным продуктам ученической образовательной деятельности; 5) обеспечивает реализацию индивидуального набора личностных качеств и ролей каждого ученика в обучении; 6) организует и отслеживает технологию движения учеников по их индивидуальным образовательным траекториям; 7) фиксирует изменения в личностных качествах учеников и степень реализации их внутреннего потенциала, а также внешнюю образовательную продукцию учащихся (портфолио). Чтобы обладать необходимыми личностно-профессиональными качествами, требуется специальная подготовка. По мнению В. А. Сластёнина, формирование готовности учителя к инновационной деятельности предусматривает: - сознательный анализ на основе мотивов и диспозиций педагогической деятельности; - критическое отношение к педагогическим нормативам; - рефлексию и построение системы смыслов (смыслотворчество); - открытость среде и профессиональным новшествам; - творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданности; - стремление к самореализации, воплощению в профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни; - субъективирование элементов содержания в личностно-смысловое содержание, т.е. наделение личностным смыслом.
3. Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности Одним из недостатков педагогики высшей школы является то, что процесс становления будущего учителя не моделирует структуру инновационной деятельности. Целенаправленного изучения педагогической инноватики в действующих образовательных стандартах высшего профессионального образования не предусмотрено. Студентов педвузов в лучшем случае ориентируют на творческий подход к передовому педагогическому опыту, что позволяет им понимать его идею, а не технику, выделять признаки всеобщего, особенного и единичного. Такое положение дел не способствует развитию инновационного образования. Поэтому возникла необходимость в специальной системе подготовки будущих учителей к работе в школе через их ориентацию на инновационную деятельность уже на стадии вузовской подготовки. С целью подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности ведется много исследований, разрабатываются специальные курсы педагогики, методика решения инновационных задач. В.А.Сластёнин и Л.С.Подымова предлагают следующую последовательность подготовки будущего учителя к инновационной деятельности. I этап — развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности с новыми применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления. II этап — овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Студенты знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучают основные источники развития альтернативной школы, знакомятся с различными типами инновационных учебных заведений и т.д. III этап — освоение технологии инновационной деятельности. Студенты знакомятся с методикой составления авторской программы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения. IV этап — практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция учителя как система его взглядов и установок в отношении новшества. Таким образом, данное построение учебного процесса способствует разрешению проблемы подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности.
4. Инноватор руководитель Рассмотрим вопрос о подготовке к инновационной деятельности управленцев — руководителей и организаторов образования различных уровней. Исследуя процесс обучения в системе повышения квалификации организаторов образования, Е.П.Тонконогая выделила три взаимосвязанных этапа, составляющих динамику такого обучения. I этап. Дидактическое проектирование, включающее следующие компоненты: - диагностирование состояния профессиональных знаний и умений руководителей к началу данного этапа курсового обучения; - выявление личностных потребностей слушателей в повышении квалификации; - корректирование преподавателями ФППК (факультета повышения педагогической квалификации) учебных планов и программ с участием слушателей; - выделение групп и отдельных слушателей, нуждающихся в дифференцированном обучении; - определение проблем для практических занятий и подбор учреждений, где слушатели будут изучать передовой опыт; - разработка целей и стратегии обучения. II этап. Функционирование. Процесс обучения предполагает: - установление взаимосвязей между всеми структурными компонентами (целями, содержанием, формами и методами обучения, дидактическими средствами, проектируемыми результатами); - «запуск», регуляцию и саморегуляцию на основе внутренних противоречий. III этап. Развитие — обучение руководителей школ технологии решения задач развития, включающей все возможные инновации, которые являются движущей силой развития управляемого учреждения. В значительной степени характер и результат инноваций определяются личностными качествами и отношением руководителей к новому. Ю.Л. Неймер выделяет пять типов руководителей по их отношению к инновационному процессу. Какими же качествами должен обладать инновационный тип руководителя? Прежде всего — стратегическими способностями. Стратегические способности включают в себя логическое абстрактное мышление, умение анализировать имеющуюся информацию и видеть ситуацию в перспективе, умение выбирать наилучший момент для активных действий и просчитывать варианты возможного развития событий. Когда инноватором является руководитель — директор школы или его заместитель, представитель другого уровня управления, возможны разные типы реакций со стороны подчиненных на инновационные действия руководителя. Реакция человека на «навязывание» ему нововведения, как правило, проходит пять фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализацию (К.Ушаков). Фаза отрицания может быть характерна для подчиненного состоянием шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На первой фазе отрицательную роль часто играет недостаточная информированность педагогического коллектива о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя проявление недовольства, ориентировать подчиненных на будущее, давая им время для адаптации. На фазе сопротивления возможно проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощущением неизбежности перемен. Руководителю необходимо наладить «обратную связь» с коллективом, больше слушать, поддерживать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение, вплоть до категорического: «делайте или уходите». На этапе исследования подчиненный, согласившись с неизбежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. Руководителю необходимо следить за процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты. Для этапа вовлеченности характерно возникновение творческих групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На этом этапе необходимо совместно с подчиненными разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |