Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Туризм в системе физического воспитания детей




Оздоровительная физическая культура

Оздоровительной физической культуры в школе и детском лагере отдыха

Лекция №10. Организационно-методические основы развития

 

2. Коллективные формы занятий оздоровительной физической культурой с детьми

 

1. Физкультурно-оздоровительная работа в школе проводится во вне­урочное время (за исключением физкультминуток) и включает меро­приятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся. Этот раздел физ­культурной работы был подробно рассмотрен ранее (см. лекция №8).

В оздоровительном летнем лагере (ОЛЛ) физическое воспитание иг­рает особенно важную роль в обеспечении здорового и содержательного отдыха школьников. Особенности физического воспитания детей в оз­доровительном летнем лагере (ОЛЛ) среди прочих заключаются в ко­ротком периоде пребывания и разнообразном контингенте.

Полную ответственность за постановку физического воспитания в ОЛЛ несет начальник лагеря. От его заинтересованности в работе, зна­ний, опыта, разумного руководства и контроля зависит успех всей рабо­ты. Начальник лагеря осуществляет общее руководство и несет ответст­венность за организацию физического воспитания в ОЛЛ, осуществляет постоянный общий контроль над качеством проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Педагог (инструктор) по физическому воспитанию обязан задолго до приезда первой смены определить и обследовать места для проведе­ния зарядки, различных занятий, игр, массового купания и обучения плаванию; ознакомиться с количественным составом детей, распреде­лением их по сменам, с наличием спортивного инвентаря и оборудова­ния и при необходимости позаботиться об его изготовлении и приобре­тении. Он составляет план физкультурно-массовой работы и календар­ный план; согласовывает даты проведения различных мероприятий со старшим вожатым, готовит необходимую документацию: бланки прото­колов соревнований по легкой атлетике, турниров по настольному тен­нису, шахматам, справки о выполнении разрядных норм; проводит с вожатыми семинарские занятия по планированию физкультурной работы, методике проведения утренней гимнастики, отрядных физкультур­ных занятий, разучиванию и судейству подвижных и спортивных игр, организации туристской работы.

В лагере инструктор по физической культуре:

• организует и проводит занятия в спортивных кружках (секциях), со сборными командами;

• организует проведение утренней гигиенической гимнастики;

• организует проведение общелагерных спортивно-массовых ме­роприятий, спортивные вечера и встречи с командами соседних лагерей;

• участвует в подготовке и проведении туристических походов. Инструктор по плаванию:

совместно с педагогом по физическому воспитанию участвует в проведении всех спортивных мероприятий;

• организует купание детей, занятия по обучению плаванию, изу­чению приемов спасения на воде и оказания первой помощи тонущим;

• организует соревнования по плаванию, готовит необходимый инвентарь.

В обязанности вожатого и воспитателя отряда входит:

• принимать непосредственное и активное участие в закаливании детей;

• проводить или организовывать с отрядом утреннюю гимнастику, физкультурные отрядные занятия и массовые физкультурные и спор­тивные мероприятия;

• отвечать за порядок и безопасность детей при купании, помогать

им при обучении плаванию;

• участвовать с отрядом в массовых выступлениях, туристских походах.

К одним из основных документов в детском лагере отдыха относятся план работы по физвоспитанию и календарный план массовых физкуль­турных и спортивных мероприятий. Наряду с основными документами составляются и такие, как календарные отрядные планы, графики заня­тости площадок, занятий спортивных кружков и команд, поурочные планы обучения плаванию, план-сценарий спортивно-массовых меро­приятий.

2. Основными формами оздоровительной физической культуры в ОЛЛ являются утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процеду­ры, плавание, спортивные и подвижные игры, туристические походы. Кроме них практикуются дополнительные формы — спортивные сек­ции, соревнования, спартакиады, спортивные праздники и т.д.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) проводится ежедневно в течение 10—15 мин. Наибольший эффект достигается, когда УГГ про­водится на открытом воздухе. Являясь дисциплинизирующим средст­вом, она должна способствовать организованному началу дня. В целях закаливания организма УГГ следует проводить в трусах и майках. Ком­плекс составляется из 7—10 упражнений на крупные мышечные груп­пы. Важен качественный зеркальный показ упражнений. Целесообразно выполнять упражнения под музыку, задающую ритм движений и соз­дающую положительный эмоциональный фон.

Закаливающие процедуры, начатые в процессе выполнения УГГ (воздухом), продолжаются после нее. Они включают умывание, облива­ние, душ. В течение дня организованное закаливание осуществляется солнцем и водой (купание). При организации закаливающих процедур необходимо опираться на принципы систематичности, постепенности, последовательности, индивидуализации; выбирать разнообразные фор­мы и активный двигательный режим; сочетать общие (обтирание, обли­вание, купание) и местные (умывание, полоскание горла, ходьба по мокрому песку и по колено в воде и т.п.) закаливающие процедуры.

Закаливание воздухом целесообразно проводить в процессе выпол­нения физических упражнений ежедневно. Не доводить до озноба. Пот лезны прогулки на свежем воздухе в легкой одежде, сон с открытым окном или форточкой.

Вода — более сильный раздражитель, чем воздух и обладает в 28 раз большей теплопроводностью. Под воздействием воды происходит сна­чала сужение сосудов кожи, а затем усиленная выработка тепла. Третья фаза — вторичный озноб — при проведении закаливания нежелательна.

Закаливание солнцем лучше всего проводить с 9 до 11 часов лежа (ногами в сторону солнца) или в движении. Начинать необходимо с 5— 10 мин, доводить до 2—3 часов с 15-минутным отдыхом в тени после каждого часа.

Плавание и развлечения на воде — сильное закаливающее средство и одна из любимых форм оздоровительной физической культуры детей. Если плавание организуется в реке или озере, необходимо подготовить место. Оно должно быть чистым; дно — ровное, песчаное, без ям; выше по течению не должно быть выхода холодных ключей. Плавание прово­дится под руководством инструктора по плаванию или педагога по фи­зическому воспитанию. Должны присутствовать медицинский работ­ник, вожатые и воспитатель отряда. При организации плавания необхо­димо соблюдать следующие правила:

• допуск к плаванию только по разрешению врача;

• при занятиях на воде соблюдать дисциплину, вход и выход из воды разрешать только по команде, не допускать ложных криков "то­ну", самовольного выхода из воды, заплыва за ограждение;

• перекличка детей до и после купания.

Одно из любимых развлечений детей — игры на воде. Они выпол­няют важную воспитательную функцию, позволяют обучать и совер­шенствовать технику плавания, повышать эмоциональность занятия. Можно рекомендовать большое количество упражнений и игр в воде: "поплавок"; "петушиный бой" (по колено в воде); "кто быстрее"; "бой всадников"; "переправа"; "охотники и утки"; "мяч под водой"; ныряль­щики"; "пятнашки в воде"; "борьба за мяч"; "водное поло"; "рыбаки и рыбки"; различные эстафеты и др.

В целях предупреждения несчастных случаев и оказания помощи пострадавшим необходимо:

• ознакомление детей с правилами поведения на воде;

• ежедневно проверять состояние дна в месте купания детей;

• иметь в наличии спасательный инвентарь (лодку, спасательный круг);

• внимательно следить за купающимися;

• руководитель должен уметь плавать.

Большое место в физкультурно-оздоровительной работе ОЛЛ зани­мают игры. Они позволяют одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы детей. Кроме традиционных народных подвиж­ных и спортивных игр большой популярностью пользуются военизиро­ванные игры типа "Зарницы", к которым нужна предварительная подго­товка, связанная с приобретением навыков ориентирования, маскиров­ки, выработки ряда физических качеств. Одним из интереснейших и важных мероприятий является общелагерная спартакиада, включающая большое количество игр.

3. Туристские походы занимают значительное место в жизни оздоро­вительного лагеря, так как располагают большими воспитательными возможностями. Их реализация зависит от педагога, вожатого-руководителя. Работа по туризму создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится пре­одолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку, ориентироваться на местности.

Поход должен преследовать точно оформленные задачи. В обязан­ности руководителя похода входят разработка маршрута, изучение рай­она путешествия, для чего он заранее производит личную разведку. При выборе маршрута следует принимать во внимание возраст, степень физической подготовки, природные и климатические условия района по­хода. В результате должна быть сделана съемка местности или схема маршрута.

Особое место в подготовке занимает тренировка в укладке рюкзака, разжигание костра, быстрой установке палаток, устройстве шалашей. Все это хорошо бы разучивать в игровой форме и в виде викторин. Эф­фективным средством подготовки к туристским походам являются со­ревнования по туристской полосе препятствий в отрядах между звенья­ми. Они могут проводиться на быстроту преодоления командой (зве­ном) всей полосы, состоящей из естественных и искусственных препят­ствий: бег "по кочкам"; переноска "пострадавшего", преодоление рва, ручья по бревну; подъем на склон при помощи веревки; ориентирова­ние, установка палатки; разжигание костра и др.

За 2—3 дня до выхода устанавливается список участников похода. На каждые 12—15 человек выделяется руководитель (из числа взрос­лых). Распределяются другие обязанности — завхоз по снаряжению, заместитель руководителя по продовольствию, санитар, фотограф.

После того как на основании распоряжения начальника лагеря будут выписаны продукты, поварская группа составляет меню на все время похода, Зампрод и завхоз еще накануне выхода получают продукты, инвентарь, посуду (ведра, миски, кружки, ложки), распределяют их по рюкзакам и в другую удобную для переноски тару. Заметим, что все это должно быть завершено до вечерней линейки.

Руководитель группы назначается приказом начальника лагеря и не­сет ответственность за подготовку и успешное проведение похода (пу­тешествия), за жизнь и здоровье его участников.

При разработке маршрута следует наметить пути движения группы, составить план-график маршрута (наметить места привалов, определить наиболее трудные места-препятствия, места для ночлега и купания), договориться (при необходимости) о ночлеге с экскурсионным учреж­дением, с детским лагерем отдыха по пути следования, о товарищеской встрече, питании или о других мероприятиях.

Если группа выходит утром с намерением вернуться к вечеру, то маршрут для участников средней подготовленности может быть от 10 до 16 км. Если планируется двухдневный поход, то место бивуака целе­сообразно выбирать в 5—7 км от начала маршрута. На второй день по­хода можно планировать 14—20 км. После выбора маршрута изучаются его особенности: рельеф местности, ближайшие населенные пункты, наличие дорог и троп, естественные препятствия, лес, реки, достопри­мечательности, исторические памятники, музеи. Определяются возмож­ности подъезда к началу маршрута и отъезда по его окончании.

Основная форма походного строя туристов — в колонну по одному. Впереди идет руководитель, за ним наиболее слабые участники. Один из опрятных туристов назначается замыкающим. Замыкающий никого не должен оставлять позади себя. Дистанция между участниками долж­на быть 1,5—2 метра. Первый привал рекомендуется сделать через 10— 15 минут после начала движения для подгонки (при необходимости) снаряжения и обуви. В дальнейшем привалы на 10 мин рекомендуется делать через каждые 45—50 мин движения. Места для них выбираются в сухом живописном месте в тени. Рюкзаки снимаются, дается несколь­ко упражнений для рук, плечевого пояса и туловища. Участники садятся или ложатся так, чтобы ноги были повыше (на рюкзаке или пне). Сред­няя скорость движения в пешем походе составляет 3—4 км/час, т.е. на прохождение одного километра группа затрачивает 15—20 мин. В то же время скорость движения зависит от рельефа местности, погодных ус- -ловий и подготовленности группы. Вес переносимого груза может быть от 5—7 кг (девочки 10—12 лет) до 12—16 кг (мальчики 12—15 лёт). Если вес груза (грузового снаряжения) намного больше рекомендуемого, то его следует доставить на определенные участки маршрута заранее.

Факторы опасности в путешествии могут быть стихийными, не под­дающимися прогнозу (гроза, землетрясение, обвал и т.п.), но чаще всего это — ухудшение погоды, некачественный туристский инвентарь и сна­ряжение.

В походе нужно строго придерживаться установленного распорядка дня; запрещать подолгу задерживаться у костра в вечернее время; про­изводить отбой в 22—24 ч, а подъем — в 6—8 ч в зависимости от пред­стоящей работы. В ночное время устанавливается поочередное дежур­ство. Регламент такой: по 2 человека по 2—3 ч, обязательно со взрос­лыми. Но, если путь обратный недалек, можно разрешить, а лучше воз­главить вечернее песнопение у костра, доставляющее ребятам много радости и удовольствия.

Прежде чем уйти с привала, вся группа тщательно убирает террито­рию. Мусор сжигается, а костер запивается водой. Руководитель и ко­мандиры проверяют проделанную работу и не забыто ли что-либо.

Выбор пути, порядок движения и меры предосторожности:

1. Выбирая маршрут, нужно избегать больших открытых участков. Лучшей дорогой будет тропинка. По шоссе необходимо двигаться по обочине с левой стороны навстречу идущему транспорту.

2. Большую опасность представляет переправа через реку. Пере­правляться можно на лодках и на пароме, но избегая переправы вброд. Категорически запрещается переправляться вплавь.

3. Во время грозы в поле не надо бежать, а лучше найти укрытие в сухой яме, канаве, отнести все металлические предметы на несколько метров, лечь и укрыться плащом. В лесу не следует прятаться под высо­кие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие дуб, тополь, ель, сосна (в березу и клен молнии ударяют редко).

4. В пути следить за уставшим участником, заботиться и помогать ему.

5. Придерживаться утвержденного маршрута и плана похода, не до­пуская отклонений от них без уважительных причин.

6. Строго придерживаться установленных правил купания детей. Ру­ководитель лично проверяет место купания и во время купания неот­лучно находится с ребятами.

7. Соблюдать санитарно-гигиенические правила. Не разрешать пить не кипяченую воду (за исключением проверенных колодцев и родни­ков). Разъяснять участникам, что чрезмерное питье вызывает обильное потоотделение, выделение солей, а это в свою очередь вызывает утом­ление. Тщательно проверять качество употребляемых в пищу продуктов (мясо, колбаса, рыба, консервы, грибы). Не допускать приготовления пищи в оцинкованной посуде (ведра, бидоны должны быть обливные, алюминиевые).

8. Не разрешать двигаться с непокрытой головой, без рубашки во из­бежание солнечных и тепловых ударов. Немедленно оказывать первую помощь заболевшим и пострадавшим, а в случае необходимости обра­щаться к врачу ближайшего населенного пункта.

9. Турист никогда ничего не делает в одиночку. Не допускайте от­ставания от группы и самовольной отлучки.

10. Из заранее установленных пунктов уведомлять ОЛЛ (школу) о ходе похода и состоянии участников. Однако не всегда это удается сде­лать. Тогда следует договориться о прибытии в условленное время и место кого-либо из лагеря на лагерной автомашине.

11. Руководитель обязан обеспечить сохранность имущества и соб­ранных материалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.