Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что можно прочитать. n Как в терминах эволюционной школы объяснить огрубление нравов в современную культурную эпоху




Темы для размышления

Подумайте:

n Как в терминах эволюционной школы объяснить огрубление нравов в современную культурную эпоху.

n Как в терминах циклической школы объяснить современное культурное состояние нашего общества.

n Сформулируйте вызов общества по отношению к отечественной культуре.

n Охарактеризуйте проявления культурного шока в разных слоях российского общества.

n Составьте каталог культурных инноваций в современной экономике.

n Определите этап прохождения культурных инноваций в отечественную культуру. Найдите природу этих инноваций.

 

Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1992.

Культурная эпоха как научная проблема. - Пермь, 1996.

Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

 

Лекция V

Архаичная культура.

1. Исторические типы культуры.

2. Архаическое общество: его характеристики.

3. Миф как основание архаичной культуры.

 

Основные категории: культурно-исторические типы, исторические типы общества, социальные технологии, ментальность, миф, магия, ритуалы.

 

1. На предыдущих занятиях мы установили, что культура

- представляет собой особую подсистему общества;

- изменяется во времени и пространстве;

- обладает множественностью форм.

Мы пытались организовать наше знание о культуре при помощи понятия «культурная эпоха», описывающего целостное состояние культуры в конкретных пространственно-временных формах.

Дальнейшим шагом было бы резонно составить представление о каждой из культурных эпох или хотя бы о наиболее значимых.

Здесь мы сталкиваемся с неодолимым препятствием, созданным учебным планом. За оставшиеся 8-10 занятий невозможно хотя бы поверхностно познакомиться со множеством культурных эпох, составляющих реальный культурно-исторический процесс. Выход из этой ситуации видится в том, чтобы изменить масштаб изображения: объединить культурные эпохи, признанные нами однопорядковыми, в более емкое понятие - исторический тип культуры. Здесь главная проблема - найти критерий, по которому можно объединить разные культуры под одной рубрикой.

Критерий (здесь) - главный признак, дающий возможность отделить один класс явлений от другого.

Сразу же признает за культурой право на собственную историю, отличную от истории политической, социальной или экономической.

Заметим тут же, что право это ограничено тем фактом, что культура меняется вместе с обществом, все время отвечая на его вызов.

Маркс К., Marx K. (1818 - 1883) - социальный мыслитель ХIХ века, один из основоположников социалистической традиции европейской культуры. М. сочетал глубину интеллектуального анализа современного ему общества с проповедью социальной революции. В советское время основные труды М. были переведены на русский язык, обильно цитировались в научных трудах, изучались в вузах, но в силу своей интеллектуальной насыщенности были мало поняты.

Стало быть, типы культуры должны быть каким-то образом соотнесены с типами обществ. Оставим в стороне вопрос о механизмах взаимодействия и поищем общественную технологию, обратившись к различным парадигмам социальной науки. Поскольку эти парадигмы не принадлежат культурологии, ограничимся лишь самыми упрощенными схемами.

Согласно одной из них, связанной с именем К.Маркса, исторические типы обществ (формации) в конечном счете, определяются способом производства, понимаемом как система экономических отношений.

Согласно другой, восходящей к М.Веберу, разные общества отличаются друг от друга типом социальных технологий, иначе говоря, освоенной и используемой культурой (Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу).

Согласно третьей, представленной в 1980-е гг. Л.Гумилевым, тип общества есть производная природных свойств этноса, его создавшего.

Для культурологических целей мы остановим свой выбор на второй - технологической - парадигме в силу одного основания. Настоящая парадигма учитывает в качестве основополагающего фактора социальной жизни культурное состояние общества.

В рамках этой парадигмы исторический процесс проходит через три стадии: доиндустриальную (традиционную), индустриальную и постиндустриальную.

Ростоу У., Rostow W. (р.1916 г.) - американский социолог, автор концепции стадий экономического роста.

Итак, в основе исторической типологии культуры лежит историческая типология общества. В нашем варианте типология общества опирается на типы социальных технологий.

Под социальной технологией понимается сумма приемов, методов и средств, применяемых обществом или его частью для достижения поставленных целей и решения возникающих перед ним проблем. Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и (или) научных знаниях.

Белл Д., Bell D. (р.1919 г.) - американский социолог и культуролог, предложивший трехчленную периодизацию человеческого общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.
Арон Р., Aron R. (1905 - 1983) - французский социолог и политический писатель, автор трудов по истории социологии, разрабатывал идею драмы западной цивилизации.

Освоенные людьми технологии формируют общественные и личностные социокультурные характеристики общества, в том числе и его ментальность.

Ментальность - сложившаяся в сознании общества (человека) картина мира, обуславливающая социальную практику людей. Каждому типу общества соответствует определенная ментальность людей, в нем живущих. Различия в ментальности преобразуются в культурные отличия.

В первую очередь, в соответствии с ними можно выделить из традиционного общества его самый ранний этап - архаичное общество.

 

2. Архаичное общество - это общество, выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Оно зависит от природы во всех своих проявлениях.

Укажем на некоторые черты архаичного общества:

q Производственные технологии включают в себя два обязательных компонента: присваивающие и производящие формы хозяйства. К первым принадлежит охота, в том числе и на людей, собирательство и рыболовство; ко вторым - земледелие и скотоводство. Соотношение между ними постепенно меняется в пользу вторых.

Гумилев Л.Н. (1912 - 1992) - профессор Санкт - Петербургского университета, автор многочисленных трудов по истории Степи, этнографии и философии истории. Г. - лицо поэтическое в отечественном гуманитарном знании не только благодаря факту рождения в семье Н.Гумилева и А.Ахматовой, но, прежде всего в силу своего подхода к интерпретации действительности и истории. Его труды написаны превосходным языком, насыщены метафорами и гиперболами, что заменяет логику и точность изложения. Г. является одним из персонажей современной мифологии.

q Социальные технологии организованы по родовому принципу. Так строится и социальная иерархия, и социальная солидарность. Все социальные институты, в т.ч. собственность, власть сокрыты под природной оболочкой. Общество локально. Роды, племена, союзы, обладающие собственной территорией, отделены друг от друга неодолимыми расстояниями. Контакты между ними редки и враждебны. Общество напоминает острова, разбросанные в природном океане.

Архаичное общество охватывает длительный период человеческой истории, включающий в себя и самые ранние («первобытные») формы общественной жизни и более поздние с уже сложившимися властными и экономическими институтами: царскими династиями, рабо- и землевладением - всем тем, что подпадает под емкое, хотя и географически неточное определение К.Маркса - «азиатский способ производства».

Таким образом, архаичное общество подчинено природе. Оно не только развивается в соответствии с ее ритмами, но и ограничено созданными ею пределами. Более того, в его проявлениях явственно проступают черты животного мира.

Вместе с тем, архаичное общество открывает историю человека. Оно обладает собственной культурой.

3. Основу архаичной культуры образует мифологическая ментальность людей, к ней принадлежащих, иначе говоря, миф.

Эта ментальность глубоко отлична от современной нам тем, что она не знает законов логики и вполне может допустить одновременное пребывание одного и того же существа в разных местах; не обращает внимание на противоречия и стремится сложить из самых разнородных элементов законченную картину (Л.Леви-Брюль).

Миф - это чувственная, целостная картина мира. Для него свойственны:

- гармоничное сочетание знаний, почерпнутых из практического опыта, и сверхъестественных, фантастических образов;

- коллективная природа происхождения и существования;

- полное погружение человека в миф;

- собственные ритуалы, практические действия, подтверждающие участие человека в мифе.

Леви-Брюль Л., Levy-Bruhl L. (1857 - 1939) - французский этнограф, социолог, философ, открыватель первобытного сознания как коллективного, дологического и единосущного, приписывающего вещам и живым существам множественность форм и состояний).

По внешней форме миф - связное повествование, рассказанная история на избранные темы: происхождения богов, природы, человека, народа, их жизни и гибели.

По существу, миф - это действительность, в которой рождается, живет и умирает человек архаичного общества.

Мифы создают свою собственную ритуальную практику, в которую входит магия как особый способ восприятия и изменения мира при помощи подручных средств. С точки зрения современной науки, магия - ложное знание и бесплодное искусство (Дж.Фрезер). С точки зрения человека, погруженного в миф, магия - единственный способ овладеть миром.

Мифы создают систему норм поведения в виде табу - абсолютных запретов на конкретные поступки, а также на их символические обозначения, на людей, предметы, слова.

Мифы предполагают собственную систему символов, маркирующих наиболее важные моменты повествования и ритуалов. Одним из таких символов является тотем - племенной знак, указывающий на прародителя, как правило, из мира диких зверей.

Ритуальные действия, магические практики, символизация окружающего мира - вот основания, из которых прорастает искусство как особый вид человеческой деятельности, в котором реализуются сущностные силы человека. На семинарском занятии мы обсудим несколько версий его происхождения, сопоставим их по степени убедительности. Пока же ограничимся утверждением, что в архаичном обществе искусство есть лишь функция мифа, существующая слитно с другими мифологическими практиками.


Таким образом,

Ø Мы используем для масштабной характеристики культуры категорию культурно-исторических типов. Каждый из них соответствует определенной ступени в развитии общества.

Ø Согласно технологической парадигме общественного прогресса можно выделить три основных культурно-исторических типа: архаичный, традиционный и современный (индустриальный).

Ø Архаичная культура складывается в обществе, не отделившемся от природы.

Ø Архаичная культура опирается на мифологичную ментальность.

Ø Миф представляет собой образное виденье мира, определяющее поведение людей.

Ø Наследие мифологической культуры сохраняется в культуре современной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.