Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы изучения культурных систем и межкультурных ситуаций




Тема 5. Теоретические и методологические основы межкультурной коммуникации

В результате междисциплинарного характера межкультурной коммуникации как учебной дисциплины сложились три методологических подхода к изучению межкультурного общения: функциональный, объяснительный и критический.

Функциональный подход сложился в 1980-е годы и основывается на методах социологии и психологии. Согласно этому подходу культуру любого народа можно описать с помощью различных методов. Любые изменения в культуре могут быть измерены и описаны. Культура определяет поведение и общение человека, и поэтому они также поддаются описанию и могут быть предсказаны. Основная цель заключается в том, чтобы показать специфику влияния культуры на коммуникацию. Результатом функционального подхода стала теория коммуникационного приспособления, которая утверждает, что в ситуациях межкультурной коммуникации люди часто меняют модели своего коммуникативного поведения, приспосабливаясь к моделям партнеров по общению. Функциональный подход позволяет изучать стили общения в разных культурах.

Объяснительный (интерпретирующий) подход получил распространение в конце 1980-х годов. Цель объяснительного подхода: понять и описать, но не предсказать поведение человека. Культура рассматривается как среда обитания человека, созданная и изменяемая через общение. В этом подходе используются методы антропологии и лингвистики: ролевые игры, включенное наблюдение и др. Основное внимание акцентируется на понимании коммуникационных моделей внутри отдельной культурной группы.

 

Критический подход включает многие положения объяснительного подхода, но акцент делается на изучении условий общения: ситуаций окружающей обстановки и т.п. Проявляется интерес к историческому контексту коммуникации. Сторонники считают, что в общении всегда присутствуют силовые отношения. Культура – поле борьбы, место, где многочисленные объяснения и интерпретации культурных явлений собираются вместе и где всегда есть доминирующая сила, которая определяет культурные различия и характер общения. Цель изучения МКК: объяснение человеческого поведения, а через него - изменение жизни людей. Изучение и описание доминирующей в культурных ситуациях силы научит людей ей противостоять и более эффективно организовывать свое общение с другими людьми и культурами.

Основной метод: анализ текстов (анализируются СМИ (телепередачи, видеоматериалы, публикации в печати), которые вносят основной вклад в формирование современной культуры). Исследователи не вступают в прямые контакты с коммуникантами, не исследуют личностные межкультурные взаимодействия.

Наиболее эффективным методом как изучения, так и обучения МКК оказался тренинг, который по сравнению с классическими академическими формами организации учебного процесса в большей степени отвечал специфическим требованиям и трудностям межкультурного обучения благодаря своей близости к практике и интенсивности обучения, был в большей степени ориентирован на практические требования и изучение конкретных ситуаций.

 

Такая ориентация стимулировала развитие группы прикладных методов:

 

1. Метод биографической рефлексии: осмысление собственной биографии с целью выяснения своей собственной идентичности и форм ее проявления в повседневной жизни.

С помощью анализа биографии и воспроизведения прошлых жизненных ситуаций актуализируются чувства и осознаются события, определившие формирование личности человека. Определяется природа ценностных ориентаций и интересов. Специфика метода: знание и опыт человека, события его жизни выделяются из всех социальных контекстов и подвергаются внимательной оценке. Значение: занятия по методу биографической рефлексии помогают получить объяснение собственной культурной принадлежности и раскрыть механизм культурного самовосприятия.

 

2. Метод интерактивного моделирования ориентирован на сознательное воспроизведение регулярно возникающих различных индивидуальных и групповых ситуаций межкультурного общения.

Упрощенный мир интерактивных моделей позволяет участникам лучше, чем в реальной действительности, узнать и изучить способы и виды отношений в межкультурных контактах. Ценность метода:

1) облегчает начало процесса обучения, так как создает более естественную обстановку для знакомства учеников;

2) кооперирует и организует участников для совместной деятельности;

3) создает условия для развития более откровенных отношений участников друг к другу;

4) заставляет обращаться к прошлому опыту участников и через это оценивать практические ситуации общения в настоящем.

 

3. Метод ролевых игр характеризуется исполнением участниками ролей, которые воссоздают часто повторяющиеся ситуации межкультурного общения. Эти роли узнаются, смешиваются и изменяются при их воспроизведении и анализе. Основа метода: игровое переживание в ситуациях «как будто».

В таких случаях происходит восприятие скрытых правил и стандартов, которые лежат в основе норм и ценностей чужой культуры и которые отпечатываются в сознании участников обучения. Данный метод порождает игровое переживание, благодаря чему глубже познаются интересы взаимодействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к восприятию норм и ценностей чужой культуры.

4. Метод самооценки целью ставит выделение определенных типов поведения при межкультурном общении и рассмотрение их под соответствующим углом зрения посредством общественных опросов, структурированных наблюдений и тестов, результаты которых становятся темами для аналитических дискуссий и обсуждений о типах межкультурного поведения и их результатах в межкультурном общении.

5. Метод симуляции заключается в искусственном создании конкретных ситуаций межкультурного общения и прогнозировании возможных вариантов и результатов исходя из различных точек зрения и аспектов. Симулятивные ситуации - это, как правило, обобщенный опыт межкультурного общения всех участников процесса межкультурного обучения.

Эти методы помогают сравнивать две или более культуры, акцентировать внимание как на общих трудностях процесса коммуникации, так и на частных случаях межкультурного общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.