Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правительству принадлежит право законодательной инициативы

Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке реализации права зако­нодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по ре­шению Правительства.

Правительство вправе направлять в Совет Федерации и Государ­ственную Думу официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Офици­альные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государст­венной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Согласно Конституции (ст. 104) Правительство дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, об освобожде­нии от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства на рассматриваемые палата­ми Федерального Собрания законопроекты направляются им пись­мами Правительства.

В пределах своей компетенции Правительство обеспечивает в со­ответствии с Конституцией осуществление полномочий федераль­ной исполнительной власти на территории Российской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов Федерации в системе исполнительной власти.

Правительство руководит работой министерств и иных федераль­ных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 в систе­му федеральных органов исполнительной власти Российской Феде­рации входят федеральные министерства; федеральные службы Рос­сии, федеральные агентства, иные федеральные органы исполни­тельной власти.

Министерство Российской Федерации — федеральный орган ис­полнительной власти, осуществляющий функции по выработке го сударственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Федеральная служба является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, обществен­ной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиаль­ного органа.

Федеральное агентство является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим в установленной сфере дея­тельности функции по оказанию государственных услуг, по управ­лению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Феде­ральное агентство возглавляет руководитель (директор) Федераль­ного агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллеги­ального органа.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реор­ганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложе­нию Председателя Правительства.

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными зако­нами руководит деятельностью федеральных органов исполнитель­ной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутрен­них дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по пред­ставлению Председателя Правительства положения о них и назнача­ет их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Правительство в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, деятель­ностью которых руководит Президент.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, кро­ме подведомственных Президенту, утверждаются Правительством.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников цен­трального аппарата и территориальных органов федеральных орга­нов исполнительной власти также утверждаются Правительством.

Федеральный министр назначается на должность и освобождает­ся от должности Президентом по предложению Председателя Пра­вительства.

Заместители федеральных министров, руководители федераль­ных органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, и их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобо­ждаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Для осуществления своих полномочий Правительство может соз­давать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятель­ности территориальных органов федеральных органов исполнитель­ной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в феде­ральном бюджете.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Прави­тельстве.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

В пределах своих полномочий и для обеспечения сочетания ин­тересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совме­стного ведения в сфере исполнительной власти.

Правительство коор­динирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Фе­дерации. Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения субъектов Феде­рации по предметам ведения Федерации и по предметам их совмест­ного ведения и сообщает им о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство РФ направляет субъектам Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения. При принятии соответствующих решений Правительством предложения субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению.

Правительство осуществляет контроль за деятельностью феде­ральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесен­ным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Фе­дерации и ее субъектов, также за деятельностью органов исполни­тельной власти субъектов Федерации.

Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органа­ми исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации, способствует их взаимодействию.

В пределах своей компетенции Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполни­тельной власти и органами исполнительной власти субъектов Феде­рации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сто­рон.

Правительство вносит предложения Президенту о приостановле­нии действия органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, меж­дународным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Система исполнительных органов государственной власти субъек­тов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и уже упоминавшимся Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах ор­ганизации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

- Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации

В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, министерства и другие ведомства. Эту систему возглавляет президент (глава) рес­публики.

Правовой статус президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик, а также закона­ми соответствующих республик о президенте. Федеральным законом от 11 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гра­жданина Российской Федерации»1 был установлен новый порядок наделения граждан Российской Федерации полномочиями прези­дента республики. Согласно этому порядку решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями президента рес­публики оформляется законодательным (представительным) орга­ном государственной власти субъекта Федерации по представлению Президента РФ.

Прежде в большинстве республик президент избирался гражда­нами республики на основе всеобщего равного прямого избиратель­ного права при тайном голосовании.

В большинстве республик президент является главой государст­ва, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти.

В этом качестве он:

- выступает гарантом территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею между­народных и межреспубликанских обязательств, представляет респуб­лику в ее отношениях с Российский Федерацией, с входящими в со­став СНГ государствами, а также с другими зарубежными государст­вами;

- обращается с посланиями к парламенту и народу; участвует в работе парламента;

- информирует парламент о важных вопросах внутренней и меж­дународной политики;

- обладает правом законодательной инициативы в парламенте рес­публики;

- подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме;

- принимает отставку правительства с согласия парламента.

Президент:

- назначает с согласия парламента председателя правительства;

- назначает на должности и освобождает от должности министров, руководителей других ведомств республики, осуществляет общее ру­ководство деятельностью правительства;

- обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов испол­нительной власти с органами законодательной и судебной власти, отменяет постановления и распоряжения правительства, акты мини­стерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполни­тельной власти;

- приостанавливает действие актов местной администрации в слу­чае противоречия их конституции и законам республики, а также ак­там президента.

Важную роль в исполнительной системе власти республик в со­ставе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами го­сударственной власти1.

Законодательство, прежде всего конституции республик в соста­ве Российской Федерации, предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик.

Исключение в этом смысле составляет Калмыкия, в конституции (Степ­ном Уложении) которой создание правительства не предусматривается.

Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 101) Кабинет Министров Республики формируется ее Президен­том.

Правительство республики в составе Российской Федерации ре­шает вопросы государственного управления, отнесенные к ведению республики, поскольку они не входят согласно конституции и зако­нам республики в ведение президента и парламента республики.

В большинстве республик в составе Российской Федерации пра­вительство ответственно перед президентом и парламентом.

Правительства республик в составе Российской Федерации во исполнение законов этих республик и других решений их парламен­тов, указов и распоряжений президентов республик, а также законов Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правитель­ства РФ издают постановления и распоряжения и контролируют их исполнение.

Структура правительства, компетенция, порядок деятельности и отношения правительства с другими государственными органами республики в составе Российской Федерации, с государственными органами России, других субъектов Федерации определяются зако­ном о правительстве республики.

Правительство республики в составе Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств и других подведомст­венных ему органов.

Министерства и другие органы исполнительной власти республик руководят порученными им отраслями управления или осуществля­ют межотраслевое управление, подчиняясь правительству и, как пра­вило, президенту республики. Министерства и другие органы испол­нительной власти республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

- Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

В крае, области, городе федерального значения, автономной об­ласти, автономном округе устанавливается система органов испол­нительной власти во главе с высшим исполнительным органом госу­дарственной власти, возглавляемым руководителем высшего испол­нительного органа государственной власти.

Наименования высшего органа исполнительной власти края, об­ласти, города федерального значения, автономной области, авто­номного округа (администрация, правительство и т. п.) и его главы устанавливаются с учетом исторических, национальных и других ус­ловий и традиций соответствующим законодательным (представи­тельным) органом субъекта Федерации.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти края, области, города федерального значения, автономнойобласти, автономного округа (высшее должностное лицо соответст­вующего субъекта Федерации) согласно Федеральному закону от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации» наделяется своими полномо­чиями органа государственной власти субъекта Федерации по пред­ставлению Президента РФ. Этим Законом был отменен ранее действовавший порядок, согласно которому руководитель высшего исполнительного органа государственной власти (высшее должност­ное лицо) соответствующего субъекта Федерации избирался гражда­нами России, проживающими на территории соответствующего субъекта Федерации.

В целях социального и экономического развития соответствую­щей территории, в интересах ее населения руководитель высшего исполнительного органа государственной власти взаимодействует с органами законодательной (представительной) власти края, облас­ти, города федерального значения, автономной области, автономно­го округа в соответствии с принципом разделения властей и осуще­ствляет свой функции самостоятельно в пределах своей компетен­ции.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти обладает правом законодательной инициативы в законода­тельном (представительном) органе края, области, города федераль­ного значения, автономной области, автономного округа Россий­ской Федерации. Он подписывает и обнародует законы, принятые законодательным (представительным) органом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти входит в единую систему исполнительной власти в Россий­ской Федерации, образуемую федеральными органами исполнитель­ной власти и органами исполнительной власти субъектов Федера­ции, в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, а равно в рамках реализации полномочий, переданных федеральными орга­нами исполнительной власти органам исполнительной власти субъ­ектов Федерации.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ по предме­там ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Он при осуществлении своих полномочий обязан соблюдаю Конституцию РФ, федеральные законы, устав и законы субъекта Федерации, а также исполнять указы Президента РФ и постановле­ния Правительства РФ.

Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов руко­водитель высшего исполнительного органа государственной власти самостоятельно руководит органами исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, авто­номного округа и определяет основные направления деятельности.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в Правительстве РФ, других федеральных органах исполнительной власти, в отноше­ниях с другими субъектами Федерации, а также согласно федераль­ному законодательству может вступать в отношения с соответствую­щими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы.

Он разрабатывает и направляет на утверждение законодательно­го (представительного) органа края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа бюджет и обес­печивает его исполнение; формирует органы исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с законодательством края, облас­ти, города федерального значения, автономной области, автономно­го округа; назначает на должность и освобождает от должности глав администраций городов и районов, а также решает вопросы приме­нения к ним мер дисциплинарной ответственности, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, они не отнесены к органам местного самоуправления.

Вопросы о представительстве органов исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа при Президенте РФ, Правительстве РФ и орга­нах исполнительной власти других субъектов Федерации решает ру­ководитель высшего исполнительного органа государственной вла­сти. Он осуществляет иные полномочия, установленные законода­тельством.

При осуществлении своих полномочий руководитель высшего исполнительного органа государственной власти принимает поста­новления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено в самом акте. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего края, области, города федерального значения, автономной области, авто­номного округа Российской Федерации.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти формирует состав администрации (правительства) края, об­ласти, города федерального значения, автономной области, авто­номного округа. Эта администрация:

- разрабатывает и направляет на утверждение законодательному (представительному) органу, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа бюджет и обес­печивает его исполнение;

- распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собст­венности края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;

- разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, культурой, социальной политикой;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- принимает в пределах своей компетенции правовые акты (поста­новления, распоряжения).

Администрация осуществляет иные исполнительно-распоряди­тельные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и правовыми (законодательными) актами законо­дательных (представительных) органов края, области, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа.

Помимо администрации, в систему органов исполнительной власти входят отраслевые и территориальные органы исполнительной власти и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет компетенцию и утверждает положения об этих органах.

Прокуратура Российской Федерации

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.

Прокуратура РФ согласно Конституции (ст. 129) составляет еди­ную централизованную систему с подчинением нижестоящих проку­роров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодатель­ными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органа­ми местного самоуправления, органами военного управления, орга­нами контроля, их должностными лицами, а также соответствием за­конам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гра­жданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и дознание; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих на­казания и назначаемые судом меры принудительного характера, ад­министрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура является также органом за щиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокурату­ра участвует в правотворческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 129) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должно­сти Советом Федерации по представлению Президента РФ. Проку­роры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назна­чаются Генеральным прокурором РФ.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»1.

При прокуратуре РФ имеется Следственный комитет, являю­щийся органом прокуратуры РФ, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судо­производстве2.

Помимо органов государственной власти в систему государст­венных органов Российской Федерации входят также и другие госу­дарственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, оп­ределяемые органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы.

В число этих органов входят:

- Администрация Прези­дента РФ, обеспечивающая деятельность Президента;

- Совет Безо­пасности РФ, обеспечивающий условия для реализации Президен­том конституционных полномочий по защите прав и свобод челове­ка и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органы исполнительной власти | Возбудитель холеры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.