Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы борьбы с рентоориентированным поведением




Коррупция

Как у любого сложного социального явления, у коррупции нет единого определения. Коррупция существует постольку, поскольку бюрократ не может распоряжаться не принадлежащим ему ресурсом путем принятия или не принятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы, льготы и т.п. бюрократ обязан принимать решения исходя из целей, установленных законодательством, этических норм. Если эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях, начинается коррупция. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда бюрократ принимает противоправные решения (иногда решение, морально неприемлемое для фирмы, обеспечивающая себе государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Итак, те, кто выигрывает в результате поиска ренты, окупают свои затраты. Для проигравших, эти затраты окажутся невосполнимыми, безвозвратными потерями. Поэтому в результате происходит так называемое рассеивание ренты, когда ее сумма уравновешивается с издержками, связанными с поиском. Таким образом, величина политической ренты сопоставима с суммой, затраченной на ее получение. В результате оказывается, что перераспределение – не только цель в погоне за рентой, но и ее основной инструмент, с помощью которого осуществляется финансирование партий, политиков, чиновников. Отрицательной стороной этого процесса являются потери, связанные как с издержками по перераспределению, так и с искажением мотивации (трудовой, предпринимательской и т.д) экономических агентов.

 

Представители теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства. Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду от государственных программ. По их мнению, демократичным является опосредованное рынком преобразование общественных товаров и услуг в экономические блага.

Проблема реформы бюрократии – это проблема минимизации правительственного аппарата, как путем создания конкурентных условий для работы правительственных учреждений. Так и путем передачи части их функций частным учреждениям. Неудивительно, что многие сторонники считают приватизацию. Ее содержание – развитие мягкой инфраструктуры, а конечной целью – создание конституционной экономики. Введенное У.Нисканеном понятие «мягкая

инфраструктура» означает увеличение экономических прав человека (укрепление прав собственности, честность и ответственность за выполнение контрактов, терпимость к инакомыслию, гарантия прав меньшинства и т.п.) и ограничение сфер деятельности государства.

Соответствующие меры по реформе государственного аппарата в настоящее время предполагают:

- упрощение, т.е. оптимизацию работы бюрократических учреждений путем устранения дублирующих друг друга организаций;

- децентрализацию, т.е. передачу законодательной и административной ответственности от центрального к региональным правительствам, с тем чтобы приблизить власти к реальной жизни и насущным проблемам;

- дерегулирование, т.е. рост ответственности и возможностей для частных лиц и адекватном их сужении для государства.

Многие классические либералы считают целесообразным в будущем изменить сами процедуры принятия правительственных решений, для чего нужно:

- публиковать законопроекты для их свободного обсуждения;

- анализировать законопроекты в терминах «издержки-выгоды», с тем чтобы оказать дисциплинирующее воздействие на правительство и отвергнуть несовершенные проекты до их публикации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.