КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вера Авраама
Сегодня, продолжая наш обзор Послания к Римлянам, мы обратимся к 4 главе. В этой главе Павел продолжает разъяснять доктрину оправдания только верой, которая составляет суть Евангелия. Для этого в начале 4 главы он использует одну из ключевых ветхозаветных фигур в качестве образца, чтобы показать, как происходит спасение и в чем оно выражается. И очень важно, что Павел, желая показать, как человек оправдывается в глазах Бога, выбирает в качестве идеального примера именно Авраама. Это важно по нескольким причинам. Во-первых, потому что таким образом апостол показывает связь между Ветхим и Новым Заветом. Позвольте мне сказать об этом несколько слов. Ветхий Завет отличается от Нового. Между ними есть разница, и потому один назван «ветхим», или старым, а другой «новым». И поскольку в новом завете открывается нечто, чего не было в старом, очевидно, что в определенной мере существует так называемая «прерывность» между ними. И все же, несмотря на то что между Ветхим и Новым Заветом есть некоторые различия и даже определенная прерывность, они ни в коем случае не оторваны друг от друга и тем более не противопоставлены друг другу, потому что в Новом Завете есть большая доля того, что коренится в Ветхом Завете. И помимо прерывности, о которой я только что сказал, есть несомненный элемент не прерывности между ними. И одно из важнейших проявлений преемственности между двумя заветами состоит в том, что спасение по своей сути и в своей основе достигается одним и тем же путем как в Ветхом, так и в Новом Завета. Давайте остановимся на минуту в этом пункте, потому что существует очень широко распространенное представление о том, что в Ветхом Завете люди обретали спасение через исполнение Закона, в то время как в Новом Завете они спасаются через веру. Так что если в Ветхом Завете были дела, то в Новом Завете — вера; если в Ветхом Завете заслуги, то в Новом — благодать. Мне приходилось сталкиваться с этой схемой много-много раз в своей жизни. Думаю, что вам тоже. Но Павел в 4 главе послания разбивает эту идею вдребезги и сметает осколки от нее одним взмахом руки. Его критика настолько убийственна потому, что образцом человека, который был оправдан верой, а не делами, благодатью, а не заслугами, у него выступает отец всех верных в Ветхом Завете, сам Авраам. И привлекая наше внимание к Аврааму, апостол старается показать, что в Ветхом Завете человек достигал спасение по сути точно так же, как и в Новом Завете. Потому что от Адама и до наших дней есть один-единственный путь к спасению для любого человеческого существа — через благодать, через веру, которую мы получаем от Иисуса Христа. А теперь давайте посмотрим, как апостол развивает эту мысль в 4 главе. «Что же, скажем, — начинает апостол, — Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». В этом есть логика. Павел говорит, что если Авраам был оправдан по своим делам, тогда благословение, которое он получил от Бога, полагалось ему, Бог просто не мог не дать его, потому что в таком случае Творец был обязан по справедливости воздать Аврааму за его благие дела. Если все обстояло так, то Аврааму было бы чем хвалиться. Но Павел прежде сказал, что всякая похвала уничтожена, не только для нас, но и для Авраама. И он также сказал, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть», и это выражение «никакая плоть» означает всеобщее отрицание, которое включает в себя и Авраама, так же как и любого другого смертного. А это значит, что ни для одного человека ни одной эпохи нет ни малейшей возможности удовлетворить требованию абсолютной праведности, которое выдвигает Бог, и единственной возможностью спастись для людей прошлого и настоящего остается дар благодати. Апостол обращается к одному эпизоду из жизни Авраама, который содержится в 15 главе книги Бытия. При этом мы сталкиваемся с большой трудностью в понимании 4 главы Римлян из-за того, что развивая доктрину оправдания верой, Павел приводит в качестве высшего примера Авраама. Когда мы открываем 2 главу послание Иакова, то находим такое заключение, которое Иаков делает в связи с Авраамом: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» Этот текст служит любимым доводом тех, кто отрицает доктрину оправдания только верой и стремится противопоставить Иакова Павлу. Поэтому для нас важно хотя бы вкратце отметить, что апостолы делают свои выводы, говоря о двух разных вещах, отвечают на два разных вопроса. Иаков во второй главе отвечает на вопрос: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» Поэтому он заявляет, что истинная вера — это живая вера; что вера, которая дает оправдание, неминуемо приносит и плод послушания. А затем, чтобы обосновать свое утверждение о том, что истинная вера, вера спасающая, это не мертвая вера, он приводит в качестве примера кого? Авраама. «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» Итак, мы видим, что и Павел, и Иаков указывают на Авраама. Но они говорят о разных вещах и обращаются к разным эпизодам из жизни Авраама. Павел указывает на события 15 главы Бытия, Иаков говорит о том, что происходит в 22 главе Бытия. И в этом, думается мне, скрыто решение нашей проблемы. В 15 главе книги Бытия Бог дает Аврааму обещание искупления. Возможно, вам стоит потратить время и перечитать эту главу, чтобы освежить в памяти эту величественную драму, когда Бог клянется Самим Собой и является Аврааму ночью в видении. Он дает Аврааму клятву совершить искупление, и Авраам поверил Богу, и как сказано, «это вменилось ему в праведность». Павел использует глагол со значением «считать»: Авраама «посчитали», или «расценили» праведным не на основе его дел, а благодаря его вере. В 4 главе Павел прежде всего занят вопросом: как грешный, неправедный человек может быть оправдан в глазах Бога? Он использует то же слово в значении «оправданный», что и апостол Иаков — греческое слово дикайосюне. Если мы заглянем в словарь и посмотрим слово дикайосюне, «оправдание», то увидим, что оно имеет не одно значение. Но основное его использование связано с представлением о том, как грешный человек может быть очищен в глазах святого Бога, и я думаю, никто не станет возражать против того, что именно об этом говорит Павел в Послании к Римлянам. Он ставит вопрос: как неправедный человек может найти оправдание в глазах святого Бога? Иаков не задает такого вопроса. Он отвечает на вопрос: может ли формальная вера, то есть вера мертвая и не выраженная в делах, может ли такая вера быть спасительной? И когда апостол говорит о делах Авраама, на самом деле он говорит о том, каким образом Авраам утверждал истинность своей веры, показывал, что вера, которую он провозглашает, которую он исповедует, есть подлинная, живая вера. Но кому он это показывал? Нужно ли было Богу ждать до тех пор, пока Авраам сделает что-то хорошее, чтобы понять, что вера Авраама истинна? Конечно, нет. Однако мы все так или иначе говорим о своей вере, и иногда нашим словам можно верить, а иногда нет. Поэтому мы призваны к чему? Показывать свою веру «из дел своих». Дела не оправдывают нас в глазах Бога, но они оправдывают, или подтверждают, веру, о которой мы говорим, в глазах окружающих людей. В этом все дело. Это очень непростая проблема, и сейчас я говорю о ней только вскользь. Гораздо более полно я рассматриваю ее в своей книге «Только верой», и вы можете обратиться к ней, если хотите поразмышлять над этим. Но сейчас, говоря очень кратко, скажем, что апостол старается показать, что Авраам получает оправдание в самом глубоком богословском смысле этого слова за 7 глав до горы Мориа, за 7 глав до того, как он кладет Исаака на жертвенник. Именно этот момент старается подчеркнуть здесь апостол. Стих пятый 4 главы: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел». Один из главных споров Реформации XVI века разгорелся вокруг этого понятия — «вменение». Павел говорит здесь, что Авраам, так же как и Давид, был оправдан не собственной праведностью, но через вменение праведности, которая была дана им по вере. Слово «вменять» означает «переносить на» или «объявить» в юридическом смысле. Так же как наши грехи были вменены Иисусу Христу на кресте, так же и Его праведность вменяется, или переносится на нас через веру. Апостол продолжает: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха». Давид пытался найти ответ на вечный вопрос: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?» И каким будет ответ? Никто не устоит! Если Бог будет судить нас за наши грехи, у нас нет надежды. Если мы должны будем нести наказание, которого действительно заслуживаем, мы погибли. И благословен тот, восклицает Давид, кому Бог не делает этого. Вместо того, чтобы вменить нам вину за наш грех, Он вменяет нам праведность, которая нам не принадлежит. И в этом самая суть Евангелия. Повторяю, это праведность не наша, а Иисуса Христа. Здесь используется метафора, которая проходит через все Писание, и из Ветхого Завета переходит в Новый: праведность Христа дается нам как покрывало, как прикрытие. Мы читаем, что наша собственная праведность стала в глазах Бога, «как запачканная одежда». Но после того как Бог объявляет нас праведными, после того как Он вменяет нам праведность Христа, Он дает нам одежды праведности Христовой. Вот почему в Новом Завете говорится, что Христос есть сама наша праведность. Он покрыл наши грехи, дав нам одежды Своей собственной праведности. Хорошо, стих 9: «Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании». Павел так размышляет об обрезании. Обрезание было правилом и законом для ветхозаветного еврея. Каждый еврей мужского пола должен был совершить его. Это было одним из требований закона. И Павел говорит здесь об очень простой вещи. Он задает вопрос: в какой момент жизни Авраам получил оправдание? Случилось ли это после того, как он был обрезан, или до этого? И он решительно отвечает, что Авраам получил оправдание до того, как совершил самое первое действие, которое требовал от него закон. До того, как он сделал первый шаг, совершил обрезание, он уже был оправдан. Более того, он получил оправдание не только до обрезания, но также и до того, как он положил Исаака на жертвенник — то есть еще до того, как он совершил хоть одно из дел закона, Бог посчитал его праведным по вере. Стих 13: «Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Итак, — заключает апостол, — по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее…» и так далее. Павел говорит здесь, что Авраам является отцом верных, верных не только из иудеев, но и из язычников, потому что один путь спасения открыт как для иудея, так и для язычника. Вы видите определенную симметрию в рассуждении Павла? Раньше он стремился показать, что все язычники осуждены Богом за нарушение Его закона, который открыт им в природе. Затем он говорит о том, что даже те, кто был через завет с Богом отделен от других народов, избранный народ Божий, которому даны закон Моисея и пророчества — этот народ также виновен перед Богом за то, что не соблюдал Его закон. И апостол говорит: это значит, что все мы предстанем на суде Божием, иудеи и язычники. Но как иудеи и язычники в равной мере виновны перед Богом, так же и путь спасения для иудея открыт тот же, что и для язычника — через веру, через вменение праведности Христовой. Вы можете возразить: «Постойте, Авраам ничего не знал об Иисусе». Здесь мы стоим перед важнейшим отличием Нового Завета от Ветхого — это разница в полноте Евангелия, которое раскрывается все больше и больше в ходе истории. Аврааму был дан только слабый намек на будущего Искупителя, не многим больший, чем получил Адам. Но даже Адаму была дана надежда. А оправдание в Ветхом Завете осуществляется через надежду, через веру в обещание. Теперь же оно происходит через веру в исполнение обещания. Вера ветхозаветных людей была обращена в будущее, наша вера обращена в прошлое. Но если говорить об основании спасения, то оно остается неизменным для всех поколений — это Иисус Христос. Вера Авраама в грядущего Христа, Который проведет жизнь в совершенном послушании Богу, Который принесет Себя в жертву ради искупления людей, — эта вера, вера в обещанное, была вменена ему в праведность. Но основанием спасения для Авраама был Христос. Поэтому Иисус мог говорить Своим современникам: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался».
Завершая наш сегодняшний разговор о том, каким образом Авраам предстает у Павла высшим примером оправдания, давайте посмотрим на конец 4 главы, где Павел говорит: «А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Это последний выпад апостола, которым он уничтожает последнюю надежду на то, что мы можем быть оправданы своими делами. Авраам был оправдан через Христа, и он был образцом не только для Израиля, но и для нас. И последнее. Интересно, что апостол говорит, что Христос «воскрес для оправдания нашего». Не только для Его оправдания смерть не могла удержать Его, и Бог хотел показать всему миру, что верны слова Пилата: «Я не нахожу в Нем вины», — но Он воскрес также и для того, чтобы показать всему миру, что Бог принимает совершенную жертву Сына в отношении нас. Так что наше оправдание основано не только на жизни Иисуса и Его смертных муках, но и на Его воскресении.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |