Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет административного права




Предметом административного права понимается, совокупность общественных отношений, складывающихся при осуществлении публичной, исполнительной власти, обязательным участников которых является орган исполнительной власти или его должностное лицо.

Административное право регулирует властные отношений, по остаточному принципу, те отношений, которые не урегулированные остальными отраслями права, например уголовно-исполнительное право.

Административные отношения разнородны по своему содержанию. Предметом ап являются разнообразные административные правоотношения:

· Внутриаппаратные и внеаппаратные

· Охранительные и регулятивные

· Материальные (права и обязанности граждан) и процессуальные(порядок реализации этих прав). В этих отношениях реализуется государственно-властные полномочия.

Юрий Михайлович Козлов писал, что в предмет АП входят следующие отношения:

1. В рамках которых, реализуются задачи, функции и полномочия органов власти (внеаппаратные) Например, надзорно-контрольная деятельность.

2. Внутриорганизационные, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти, органов прокуратуры.

Габричидзе Д.Н. включает в предмет административного права отношения, возникающие в ходе реализации административной власти судьями или административного судопроизводства. Например, рассмотрение жалоб.

Предмет административного права - совокупность общественных отношений складывающихся в процессе властной деятельности субъектов публичной власти. (Если эти отношения не стали предметов регулирования других отраслей, которые вышли из административного права, такие как, например, таможенное право, финансовое, банковское, муниципальное право, природоохранное право.)

3. Метод административного права.

Метод – это совокупность средств и способов регулирования административных правоотношений. Существует три основных способа регулирования общественных отношений:

1. Предписание – это возложение прямой юридической обязанности совершить определенные действия в условиях предусмотренных норм. Например, установленное расписание в институте(Строго определенное поведение).

2. Запрет – возложение прямой юридической обязанности воздержаться не совершать определенных действий в условиях указанных норм, например, запрещено распитие спиртных напитков в общественных местах.

3. Дозволение – предполагает выбор варианта поведения по своему усмотрению. В административном праве.

 

Для метода АП характерны следующие особенности:

 

v Основной способ регулирования общественных отношений – предписание. На втором месте идет запреты, и затем следует дозволение. Такое метод называется императивным или административно-правовой.

v Для административного права характерна юридическая неравенство сторон. (То есть если одна сторона орган власти, а вторая гражданин).

v Метод предполагает односторонность волеизъявления и правоотношения административные возникает по инициативе властного субъекта.

 

4. Система административного права.

 

Административное право – это система правовых норм и институтов. Объединяет нормы и институты предмет правового регулирования, цели, принципы, метод административного права.

 

Существует два подхода:

1. Административное право делится на общую и особенную часть. В общую часть входят нормы и институты регулирующие однородные общие административные правоотношения.

В общую часть входят:

· Принципы государственного управления, регулирующие административно-правовой статус граждан.

· Порядок организации и функционирования органов государственной власти

· ….гос. службы

· Формы и методы государственного управления.

· Административно правовое принуждение

· Административная ответственность

· Производство по делам правонарушениях

· Законность в государственном управлении.

Особенная часть содержит нормы и институты регулирующие государственно управление в сфере обороны, безопасности, социальной, культурной сфере, социально политической, хозяйственной. Например, управление таможенным делом, управление безопасности, управление внутренними делами.

 

2. Второй подход, он прогрессивный и более соответствует современному законодательству.

В системы АП входят следующие подотрасли:

· Служебное право.

· Административно деликтное право.

· Административное судопроизводство.

· Государственно-управленческое право (контрольно-надзорная деятельность, государственные услуги, управление государственным имуществом, лицинзионно-разрешительная деятельность.

 

5. Принципы и функции административного права.

 

Принципы АП – это основополагающие идеи, требования выражающие су3щность административного права.

Возможны два варианта принципов АП:

· Первый взгляд, можно выделить общие принципы для всего административного права.

· Второй взгляд, общих принципов нет, есть принципы отдельных подотрослей. (Принципы госслужбы, принципы административной ответственности).

Общие принципы:

· Демократизм нормотворчества и реализации права, это участие граждан в совершенствовании административно-правовых норм в формировании политики.

· Равенство граждан перед законом и правоприменителем. (Этот принцип относителен).

· Принцип взаимной ответственности государства и личности, есть взаимные права и обязанности между государством и личностью.

· Принцип федерализма. Он проявляется так: Согласно пунку А ст.72 административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном введении РФ и ее субъектов.

· Принцип гуманизма. (Например досмотр)

· Принцип законности. Обозначает что нормы АП обозначатся в законах и подзаконнах. На основе закона осуществляется реализация полномочий органов и граждан административных правоотношений.

 

Функции АП:

· Правооисполнительная

· Правотворческая, органы исполнительной власти наделены правом издавать акты управления.

· Организационная функция.

· Правоохранительная функция. То есть только органы власти имеют право осуществлять меры принуждения.

 

Тема № 2. Нормы и источники административного права.

 

1. ФЗ от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат федерального собрания».

2. Указ президента РФ от 23 моя 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов президента РФ, правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ФОИВ).(автор Хаманева), Сайт правовой базы (Консультант Плюс).

 

1. Понятие, особенности и структура норм административного права.

 

Норма административного права – правила поведения регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления.

Нормы бывают:

· Нормы правила поведения. Установлены правила поведения.

· Нормы принципы. Раскрываются принципы.

· Нормы понятия (Нормы дефиниций). Раскрывается понятия.

 

Особенности норм административного права:

1. Административно правовые нормы вторичны (Могут находится в подзаконных актах).

2. Нормы административного права регулируют внутриаппаратные и внеаппаратные отношения, обязательным участником которых должен быть государственно властный орган.

3. Нормы права носят императивный характер. В них содержаться односторонние, властные предписания.

4. Большинство административно-правовых норм, это нормы правила поведения. Есть нормы запреты, нормы позволения, но большинство норм это правила поведения.

 

Структура норм:

 

Гипотеза – это часть административно-правовой нормы, в которой указаны обстоятельства, условия, при наличии которых мы руководствуемся данной нормы.

Диспозиция – основная часть норм. Само правило поведения, или запрет или дозволение.

Санкция – это часть нормы, в которой указаны меры государственного воздействия за нарушения требования. Указывается вид и мера административной ответственности.

 

 

2. Виды норм.

 

По назначению:

Регулятивные (регулируют созидательные отношения, без спора и конфликта)

Охранительные (регулируют отношения где есть спор или конфликт)

 

По содержанию:

Материальные, в которых закреплены права и обязанности граждан.

Процессуальные, порядок реализации прав. Они делятся на процедурные и юрисдикционные.

Процедурные – порядок нормальной деятельности, без спора и конфликта.

Юрисдикционные, регулируют порядок привлечения к ответственности, порядок разрешение жалоб.

 

По форме предписания:

Императивные (без вариантов правила поведения)

Диспозитивные (выбор варианта поведения)

Рекомендательные (Пример, правила дорожного движения, например, рекомендуемая скорость движения.)

 

По способу воздействия на субъект:

Управомачивающие – предоставляют субъектам парва на совершение определенных действий. (Способ дозволения)

Обязывающий – устонавливаютобязанности (предписание)

Запрещающие – устанавливают запрет на совершение определенных действий (Способ запрет)

Поощрительные нормы – стимулируют.

 

По действия во времени:

· Срочные

· Бессрочные

По действию в пространстве:

· Федеральные (действуют на всей территории федерации)

· Субъектов (действую на территории субъектов РФ)

· Местные (действуют на территории одного муниципального образования)

· Локальные (действую внутри одной организации)

По уровню обобщенности:

· Общие

· Специальные

(Обладают равной юридической силой, при конкуренции норм предпочтение отдаем специальной)

По месту нахождения обязательной части норм:

· Ссылочные

· Бланкетные

 

Способы реализации норм административного права.

 

(….лекции в распечатанном виде).

 

 

Административные правоотношения.

 

1. Понятие. Особенности административных правоотношений.

2. Структура административного правоотношения.

3. Виды административных правоотношений.

4. Юридический факты, как основания возникновения, изменения, прекращения правоотношений.

 

Административные правоотношения – это урегулированное административной правовой нормой общественное отношение, обязательным участником которого является представитель административной власти.

 

Особенности АПО:

v АПО это власти отношение, которые возникают начальник – подчиненный. С обязательным участием властного субъекта. Два виды властиотношений:

1. Линейные – это по линеечке (Начальник – подчиненный, служебные отношения)

2. Функциональные -(Большинство АПО функциональные, когда не возникает служебных правоотношений, но представитель власти наделен полномочиями в отношении лиц, которые ему не подчинены по службе).

v Одна из сторон участников ПО это субъект управления, который обладает доминирующим положением в отношениях, наделен властными полномочиями. (Представитель органа исполнительной власти, но органы законодательной и судебной власти тоже могут участвовать в этих отношениях, но только в рамках судебных или законодательных органов).

v Складываются в сфере государственного управления

v АПО возникают, как правило, по инициативе властного субъекта (государства).

v Возникающие споры могут разрешаться как в судебном, так и административном порядке.

v В АПО ответственность наступает перед государством, а не перед другой стороной.

 

Структура АПО.

Субъекты объекты содержания.

Субъект – это участник АПО наделенный нормой административного право субъективными правами и обязанностями.

Виды субъекта:

v Индивидуальные.

1. Граждане – Граждане РФ, лица без гражданства, иностранцы и т.д.

2. Участники постоянных организационных связей – это лица наделенные дополнительными правами и обязанностями, которые дополняют их статус гражданина или могут ограничивать. (Участники административных коллективов).

v Коллективные.

1. Государственный и негосударственные организации. К государственным организациям относятся органы государственной власти. Организация наделена государственно-властными полномочиями.

2. Учреждения – организация не обладает государственно-властными полномочиями, выполняет вспомогательные функции необходимые для нормального функционирования общества и государства.

3. Государственные предприятия – государственно-властными полномочиями не наделены, но осуществляют хозяйственную предпринимательскую деятельность.(Например, железные дороги, почта)

Объект – это то, по поводу чего возникают, изменяются, прекращаются АПО.

Объектом АПО выступает поведение людей, а не материальные ценности.

Содержание - субъективные права и обязанности участников правоотношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.