КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретичні підходи до вивчення організаційної поведінки
Виды теорий организационного поведения можно классифицировать по трем критериям. Первый критерий — существующие основания для объяснений. Цель теорий — объяснить причины событий, форм и развития. Их можно различать в соответствии с видом причин, которые они предлагают, т. е. к какой группе реальных факторов они обращаются. Первый класс теорий в области организационного поведения состоит из прагматических теорій - когда «что такое организация» объясняется посредством адекватности ее целей, контекста и внешней среды и стратегии и посредством адекватности ее прибыльности, продуктивности и эффективности такому контексту и внешней среде. Такая теория неизменно основывается на типе поведения, которое рационально или путем проб и ошибок нацелено на максимизацию или удовлетворение прагматических стремлений и амбиций. Второй критерій – інтитуціалізація. Институты — это относительно стабильные и типизированные образцы, модели в социальной структуре общества или в сетях социального взаимодействия. Второй класс теорий — это институциональные теории. В институциональных теориях полезность организационного устройства — вещь второстепенная. Вещи делаются определенным способом потому, что институционализированные нормы или правила предлагают направления действий в явной или неявной форме. Законность специфического института, включая все относящиеся к нему модели поведения, может быть отделена от его относительной практической ценности. Третий критерий — это культурологическая (культуралистская) теория. Она обращается к ценностям, предпочтениям, значимым символам и психическим программам в широком смысле. Это программирование на уровне сознания деятельности индивидуумов, которая имеет значение. В данном подходе полезность также второстепенна, однако она неожиданно возникает как функция упомянутых предпочтений и ценностей. Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов: • Комплексный. • Интеграционный. • Маркетинговый. • Функциональный. • Динамический. • Воспроизводственный. • Процессный. • Нормативный. • Количественный. • Административный. • Поведенческий. • Ситуационный. • Системный. В ОП сложилось несколько подходов к предмету изучения. Они смыкаются с подходами, рассматриваемыми в теории общего и стратегического менеджмента, но полностью не повторяют их. Краткое обобщение подходов содержится в табл. 1. Подход, ориентированный на человеческий капитал, предполагает: • анализ личностного потенциала роста и развития людей; • достижение ими все более высоких уровней компетенции, творческой активности и ответственности, поскольку человек — основной ресурс организации и общества; • обеспечение со стороны руководства возможностей для совершенствования знаний и навыков работников; • предоставление людям возможностей для самореализации непосредственно в организации; • переключение внимания руководителя или управляющего с контроля над работниками на активную поддержку их роста и показателей работы • повышение производительности труда и качества получаемого результата, а также роста степени удовлетворения трудом. По существу, ориентация на человеческий капитал означает, что гармонично развитые, руководствующиеся высокими моральными принципами личности при выполнении рабочих заданий достигают самых высоких результатов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |