КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита
Понятие и уровни государственного бюджета РФ Бюджет – это сводный план доходов и расходов домохозяйств, фирм, а также государства и муниципальных образований. Государственный (или муниципальный) бюджет представляет собой баланс доходов и расходов государства (или муниципального образования) за определенный период времени (обычно год), основной финансовый план страны, региона или муниципального образования, который после его принятия законодательным органом (парламентом) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Правовые основы бюджетных отношений в Российской Федерации установлены Бюджетным кодексом РФ (БК РФ). Государственный бюджет РФ подразделяется на три уровня: 1. федеральный бюджет; 2. региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ); 3. местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Совокупность бюджетных средств бюджетов всех трех уровней составляет консолидированный бюджет РФ. Помимо государственного бюджета существуют также внебюджетные фонды, которые представляют собой средства федерального и регионального правительств, а также местных властей, предназначенные для финансирования целевых расходов, не включенные в государственный бюджет (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Совокупность средств консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов составляет расширенный бюджет РФ. Совокупность бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а также межбюджетных отношений образует бюджетную систему страны. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Выделяют следующие виды состояний государственного бюджета: · когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета; · когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, то есть бюджет сбалансирован · когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, то есть имеет место дефицит государственного бюджета. На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде в экономике доходы бюджета сокращаются (так как падает деловая активность и, следовательно, снижается налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если он наблюдался) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления), а профицит увеличивается. Наиболее оптимальной считается ситуация сбалансированного гос. бюджета. Мировая экономическая практика выделяет четыре основных способа преодоления бюджетного дефицита государства: 1. сокращение бюджетных расходов; 2. изыскание источников дополнительных доходов; 3. выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов; 4. заимствование денег у домохозяйств, банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций. Сокращение бюджетных расходов является наиболее простым, но одновременно и самым болезненным для общества способом преодоления бюджетного дефицита, поскольку государство обычно финансирует те сферы жизни общества, которые никто больше финансировать не может или не хочет. Поэтому оборотной стороной этого способа преодоления бюджетного дефицита является рост социальной напряженности и потеря политической стабильности в стране. Изыскание источников дополнительных доходов упирается, в конечном счете, в повышение налоговой нагрузки государства на экономику и ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства. Причины этого кроются в том, что люди: во-первых, теряют интерес к труду, если слишком большая часть их заработка изымается государством в виде налогов; а во-вторых, начинают прятать свои доходы от налогообложения, вызывая быстрое развитие теневой экономики. Под теневой экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами, а доходы от них укрываются от налогообложения. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег является наиболее легким, но в тоже время и самым опасным для экономики способом «затыкания дыр» в бюджете. Причина этого состоит в том, что рынок немедленно отреагирует на появление необеспеченных товарами денег повышением цен или исчезновением товаров из легального сектора экономики (если государство попытается ограничить рост цен). Выигрыш бюджета при выборе этого способа преодоления бюджетного дефицита оказывается недолговечным. В конечном счете, дефицит бюджета не сокращается, а начинает даже возрастать, поскольку бюджетные расходы государству приходится осуществлять сегодня и по нынешним (более высоким ценам), а налоговые поступления в бюджет берутся с доходов прошлых периодов, сложившихся при старом (более низком) уровне цен. Заимствование денег у домохозяйств, банков, фирм, других государств и международных финансовых организаций (например, Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.) путем выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов и т.д. Выбор государством этого способа преодоления бюджетного дефицита ведет к образованию и росту величины государственного долга (внутреннего и внешнего). Наличие государственного долга приводит к «порочному кругу»: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит – в долгосрочном периоде этот способ также оказывается инфляционным. Опасность государственного долга заключается в следующем: · в связи с отвлечением средств из производственного сектора экономики на обслуживание государственного долга происходит снижение эффективности функционирования экономики; · в экономике происходит перераспределение национального дохода от частного сектора к государственному; · усиливается неравенство в доходах; · рефинансирование государственного долга приводит к росту ставки процента, что вызывает в краткосрочном периоде эффект вытеснения частных инвестиций (поскольку вложение сбережений домохозяйств в государственные ценные бумаги оказывается выгоднее приобретения ценных бумаг частных фирм), а в долгосрочном периоде приводит к сокращению производственного потенциала страны; · необходимость выплаты процентов по долгу приводит к повышению налогов, что подрывает экономические стимулы хозяйствования; · в долгосрочном периоде создается угроза высокой инфляции, поскольку при использовании только метода долгового финансирования, в будущем наступает такой момент, когда дефицит государственного бюджета достигает таких размеров, что его дальнейшее финансирование долговым способом оказывается невозможным, и приходится прибегать к денежной эмиссии, причем в значительно больших размерах. · на будущие поколения возлагает бремя выплаты долга, что ведет к снижению уровня их благосостояния; · выплата процентов или основной суммы долга иностранным заемщикам вызывают «утечку» определенной части ВНП за рубеж. Внешний гос. долг России является одним из самых низких в Европе и составляет около 36 млрд. долларов (на 1.11.2011 г.) или 5-10% от объема ВВП страны. Таким образом, все перечисленные способы преодоления дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки, и наиболее разумным вариантом бюджетной политики будет являться их сочетание.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |