КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды услуг в области образования, ступени обучения и разновидности учебных заведений
II. Социология науки - сравнительно новая отрасль социологического знания. Она отпочковалась от науковедения в конце XX в. и продолжает тесно взаимодействовать с другими научными дисциплинами - историей и философией науки, экономикой и организацией научной деятельности. В то же время социология науки все чаще стала охватывать вопросы, относящиеся к компетенции социологии знания, которая ставит своей задачей выявление социальной компоненты сознания и деятельности людей в сфере науки и образования. Наука - самая сложная область интеллектуальной деятельности людей. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в V в. до н.э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время (XVI-XVII вв.) и связан с НТП и индустриальной революцией. Первые социологич. исследования науки относятся к 1920-м гг., когда во многих странах, в т.ч. и СССР, попытались осмыслить • социальные функции науки, • роль ученых жизни общества и • социальные аспекты взаимодействия науки и общества, хотя Дюркгейм, Маннгейм, Вебер считали невозможным исследовать социологическими методами содержательную сторону науки. Социология науки начиналась с исследований Дж.Бернала, У.Ф.Огборна, Т.Парсонса и особенно Р.Мертона, изучавшего роль пуританской религии и морали в становлении науки Нового времени. Социология, по Мертону, изучает науку как социальный институт, охраняющий автономию науки и стимулирующий деятельность, направленную на получение нового и достоверного знания. В дальнейшем идеи социологии науки развивали У.Хэгстер (структура научного сообщества), Н.Маллинс (социальные связи и коммуникации науки), С.Коул и Дж.Коул (социальная стратификация в науке), Н.Сторер (наука как социальная система). Особое место занимает концепция научных революций Т.Куна. В отечественной социологии в этом направлении успешно трудились Г.Н.Волков (концепция анализа науки как социального института и формы общественного сознания), А.А.Зворыкин, Д.Д.Райкова, С.А.Кугель, Н.С.Слепцов, Р.Г.Яновский.
Знание, наука во многом определяют настоящее и будущее общественного развития.
Основная функция науки - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности - получение нового знания. В то время как цель образования - передача нового знания другим поколениям людей. Если нет первого, то не будет и второго. Поэтому наука важнее образования. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и само представление о мире. В этом смысле существенно различие между наукой и технологией. Наука имеет целью познание природы. Технология - применение знаний о природе на практике. Технологии имеются во всех обществах. Связь между наукой и технологией образовалась сравнительно недавно, но привела к НТР, модернизации, радикально изменивших современный мир. Наука - это совокупность знания, отличного от обыденного знания. Она постоянно развивается. Ее основные характеристики: • рациональность, • универсальность, • объективность, • достоверность, • надежность, • полезность. Истины, устанавливаемые наукой, постоянно подвергаются проверке. Развитие научного знания обусловлено потребностью человека познать и преобразовать свое окружение - природное, созданное трудом и социальное, приспособить его для своих нужд. Производя новшества, наука выполняет свою важную функцию - функцию непосредственной производительной силы общества. Наука как метод познания, совокупность способов открытия новых сторон и закономерностей природы, общества и мышления, специальные приборы, технику и оборудование. Прогресс средств научного труда стимулирует постоянное развитие интеллектуальных и технических способностей людей. Потребность в координации специализированных исследований привела к возникновению исследовательских центров, а потребность в обмене идеями, информацией - неформальных сообществ ученых, работающих в тех же или смежных областях. Наличие подобных организаций позволяет ученым быть в курсе направлений развития научной мысли, критически оценивать свою работу, а также выделить ученых в профессионально-обособленную группу. Процесс формирования этой группы напрямую связан с возникновением крупного машинного производства. Именно тогда естествознание начало обслуживать материальное производство. А в 1-й трети XX в. наука действительно стала массовой профессией, произошли качественные изменения, возникла «большая наука». На рубеже XX-XXI вв. можно уже говорить о существовании мирового научного сообщества ученых-профессионалов разных национальностей. Ученые заняты специфическим трудом - производством новых знаний и новшеств. Этот вид труда получил название «исследовательский труд (научный труд)», который внутренне дифференцирован, в сфере науки постоянно сменяются процессы: 1) интеграции и 2) дифференциации отдельных видов исследований. Если взглянуть на эти процессы с т.зр. взаимодействия науки и практики, то выделяют
Перечисленные социально значимые компоненты науки взаимосвязаны между собой и организованы. Поэтому наука выступает и относительно обособленное организованное общественное образование. Социально организованная наука потребляет значительную долю ресурсов общества, что небезразлично собственнику ресурсов, прежде всего государству. Возникает потребность управлять процессами, происходящими в науке. Управление наукой на основе науки - важная составляющая процесса социального управления. Любой социально значимый компонент науки необходимо рассматривать через призму двойственности отношений, которые характеризуют данную сферу.
В научном труде с самого начала содержится момент кооперативности: непосредственной кооперации или опосредованной кооперации ученых, занятых решением единых научных проблем, либо взаимодействующих с представителями других видов деятельности, а также потребителями результатов научного труда. Суть социально-трудовых отношений в науке лучше всего выразил Р.Мертон, раскрывая в своей работе «Социология науки» (1973) содержание «научного этоса».
Эти нормативные отношения призваны обеспечивать функционирование науки как социального института, производящего новые достоверные знания. Сила, приводящая в действие механизм движения социального института науки - стремление каждого ученого к профессиональному признанию в рамках сообщества ученых. Содержание «научного этоса» Р.Мертон раскрывает через описание 4-х императивов (нормативно предписываемых отношений ), которые должны регулировать поведение ученых в науке, в границах научного сообщества.
Такого рода принципы и нормы не формализованы и нередко нарушались.
Реальная научная жизнь далека от той, которая представлена в нормативных отношениях «научного этоса», но, полагал Р.Мертон, если ученые будут строить свои отношения, как им предписывают приведенные императивы, то и их научные результаты можно будет считать надежными и достоверными. Наука существует и функционирует в конкретном обществе. Она потребляет материальные ресурсы, создаваемые в этом обществе, предлагает ему свои новшества и, как следствие, вынуждена соответствовать отношениям, которые господствуют в обществе, встроена в экономические, политические, правовые и др. отношения. В виду разности развития государств различны приоритеты в науке и политике по отношению к ней. Поэтому на международной арене наблюдается неравномерность развития национальных научных сообществ. Господство рынка приводит к тому, что наука уподобляется «фабрике по производству новых знаний и новшеств». Для нее становятся существенными отношения, характерные для индустриальной организации труда и производства. На эту сторону функционирования науки обратил внимание еще Дж.Бернал («Социальная функция науки» /1939/), первым сформулировавшим основную задачу социологии науки - раскрыть существо науки как социального института, понять социальные функции науки в их динамике и сложном взаимодействии с обществом В функционировании и развитии современной науки проявляется система противоречий:
Эта система находит и иные формы выражения, напр., в сферах информации и образования. В большинстве европейских стран процессы получения и распространения нового знания стараются не разрывать. Поэтому западные университеты выполняют обе функции - научную и педагогическую. Университетский профессор - одновременно исследователь-ученый и педагог-практик. В СССР и России сложилась иная традиция. Здесь науку делают одни люди, а образование - другие. Большой наукой занимается РАН, имеющая в своем составе около 300 научно-исследовательских институтов, а образованием занимается Министерство образования и науки, которому подчинены сотни тысяч школ и вузов. Центральным учреждением в России, ответственным за состояние и уровень науки, выступает РАН, ведущая свою историю с 1724 г.
Наряду с Академией наук в нашей стране сегодня отчасти существуют сотни отраслевых НИИ, которые хотят пустить под «нож». Если академические институты развивают фундаментальную науку, то отраслевые НИИ занимаются прикладной наукой, т.е. приспосабливают к конкретным техническим задачам фундаментальные знания. Переход России к рынку ознаменовался тем, что наука стала демилитаризированной, деидеологизированной и открытой миру. Но «деидеологизация» привела к потере «целеполагания», к утрате четких ориентиров в научно-технической и гуманитарной политике государства. Ясно, что без выработки концепции взаимоотношений научного сообщества, образования и власти не обойтись, ибо это чревато огромными потерями и утратой имеющихся в мире позиций.
Нынешнее состояние науки определяется отсутствием осознания государством ее значимости для судеб России (ИСПИ РАН, 1995.).
Эти и другие факторы привели к тому, что идет 1) распад научных коллективов, особенно тех, которые были связаны с ВПК. Значительная часть высококвалифицированных специалистов так и не была переориентирована на другие актуальные и жизненные проблемы. По оценкам экспертов, расходы на собственно научные исследования сократились в 30-50 раз, достигнув доли в ВВП уровня слаборазвитых стран мира. 2) падение престижа науки и ученых. Это проявилось в уменьшении конкурсов в аспирантуру, в феминизации науки, в резком сокращении числа открытий и изобретений.
3) уменьшение финансирования сферы науки и образования, и в первую очередь на фундаментальные науки.
В 1990-е гг. ситуация еще больше ухудшилась: выделение денег на науку и образование существенно сократилось.
4) деформирование взаимоотношений науки и общества больше всего страдает основа основ науки - фундаментальные исследования, которые отражают необходимость опережающего развития научного производства. Фундаментальная наука - становой хребет не только настоящего, но и будущего страны.
Кризис российского общества не мог не отразиться отрицательным образом и на науке. Это немедленно привело к отставанию в таких важнейших областях, как электроника и вычислительная техника, к потере лидирующей позиции в космических исследованиях. 5) сокращение научного потенциала России за счет выезда на постоянную или длительную работу за границу высококвалифицированных специалистов. На грани 1980-90-х годов начался отток научных кадров за рубеж как в порядке эмиграции, так и в порядке долгосрочных контактов. Эта тенденция продолжается и сейчас.
Данное обстоятельство привело к резкому
Иначе выглядит статистика подготовки научных кадров высшей квалификации.
6) процесс старения научных и профессорско-преподавательских кадров российских вузов.
В США картина в чем-то схожая с нашей. Средний возраст преподавателей, занимающих постоянные штатные должности в Гарвардском университете, составляет примерно 55 лет, и обычно профессор является признанным авторитетом в той или иной области. 7) ухудшение качественного состава кадров из-за тяжелого материального положения вузов и снижения престижа преподавательского труда.
Только резкое увеличение бюджетного финансирования науки и создание в России единого государственного фонда ее финансирования и поддержки, повышение заработной платы научным работникам, установление льготного налогообложения научных структур, введение конкурсной системы финансирования научных проектов и контрактной системы труда позволят приостановить развал интеллектуального потенциала страны. Общественное значение и социальные функции образования Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическими и политическими отношениями общества, уровнем его материально-технического развития. В социологии принято различать формальное и неформальное образование.
Эволюция системы образования. В примитивных первобытных обществах образование являлось частью социально-производственного процесса. В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. Наглядным примером могут служить школы Древней Греции и Древнего Рима, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. В эпоху Средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и др. В индустриальном обществе образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения. Специфика социологического подхода к изучению института образования.
Понятие образования в социологии до сих пор обладает полифункциональным содержанием, в зависимости от контекста оно означает:
Трактовки образования в указанных трех смыслах вполне понятны. Они объясняются его многоликостью и той ролью, которая принадлежит образованию в жизнедеятельности общества. Еще М.Хайдеггер, разбирая учение Платона об истине, пытался раскрыть через притчу о пещере изначальное предназначение образования. (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.С.345-361)
По мере исторического развития общества, расширения его публичного пространства общественное предназначение образования неуклонно усиливалось. Однако это усиление в условиях социально дифференцированного общества имело классово ограниченный характер и социально-исторические формы. Поскольку развитие образования органически связано с духовным и практическим овладением мира, потребовались известные институциональные отношения, которые стали закреплять и упорядочивать социальные взаимоотношения как внутри самого образования, так и между ним и обществом. Появились социальные нормы и правила, регулирующие эти взаимоотношения, процедуры, их закрепляющие, санкции, устанавливающие дифференцированность их применения в разных образовательных случаях, соответствующая статусно-ролевая система. Институциализация образования тесно переплетается с процессами формирования других социальных институтов (семьи и собственности, государства и права и т.д.) и имеет прочную экономическую основу. Тогда и в той мере, когда и в какой общество начинает производить прибавочный продукт, появляется возможность для существования и функционирования особого слоя людей, которые «работают» в образовании профессионально и переводят его в режим развитой социальной технологии. Образование обретает необходимые внутренние и внешние предпосылки для своего расширенного воспроизводства в обществе. Система образования - важнейший социальный институт. С функциональной т.зр. система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация обеспечивает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению. Агентами, проводниками первичной социализации служат семьи, где социализация носит во многом стихийный, самопроизвольный характер. Параллельно с этими агентами социализации, действующими в течение всей жизни, являются общественные структуры (политические, религиозные, СМИ и т.д.). Здесь социализация носит по преимуществу целенаправленный характер. В современном обществе решающий инструмент такого рода социализации - системы образования. В их деятельности воспроизводится двоякая функция процесса социализации - передача культуры и развитие личности.
Основы социологии образования заложены Дюркгеймом и Вебером, которые исследовали социальные функции образования, его связь с экономическими и политическими процессами, а также учебные заведения и педагогические процессы с социологической т.зр. Позднее Парсонс предложил исследовать образование как институт социализации в современном обществе, а учебные учреждения как социальные системы. В рамках этого подхода изучаются школы, классы, неформальные группы учащихся, социально-психологический климат, источники конфликтов, связь образования и социальной стратификации. В отечественной социологии попытки анализа состояния образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков, которые всесторонне и основательно описали состояние школьного дела в России[2]. Однако собственно социологические работы по проблемам образования появились в России только в XX в. Исследования советских социологов в 1920-е гг. содержали предложения по обучению работающей молодежи, по подготовке новой интеллигенции, по реализации программы ликвидации неграмотности (Е.А.Кабо, Л.Е.Минц, B.C.Овчинников). Интенсивное развитие социология образования получила в конце 1960-х- 1980-х годов (работы Ф.Р.Филиппова, В.Н.Турченко, В.Н.Шубкина Н.А.Аитова, В.Г.Харчевой, A.M. Гендина, А.А.Овчиннникова, Д.Л.Константиновского, И.В.Бестужева-Лада и др.). В современной отечественной социологии пока еще мало работ, в которых были бы осмыслены те кардинальные изменения, которые реально происходят в системе образования, в вопросах овладения знаниями, оценки его действенности и эффективности. Образование связано со всеми сферами общественной жизни.
Социология так же, как и другие науки, опирается на обобщенную информацию: что собой представляет система образования, численность обучающихся и преподавателей в целом и по отдельным формам, инфрастуктура образования, сравнение с другими странами и т.д. Вместе с тем социология имеет свои специфические задачи:
В то же время образование - автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. От уровня образования зависит качество трудовых ресурсов, следовательно, и состояние экономики общества. Именно модернизируя систему образования, Япония смогла добиться качественного прорыва в экономической сфере. Со своей стороны система образования, формируя гражданина, оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни, а через культурно-воспитательную функцию оказывает влияние на духовную жизнь общества и т.д. Система дошкольного воспитания и общеобразовательная школа формируют общую культуру личности, что является условием любой профессиональной подготовки в будущем. Итак, образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Кроме того, оно является каналом социальных перемещений и социальной мобильности. Оно позволяет человеку из низших страт в иерархической структуре общества достигнуть высокого социального статуса. В составе студентов увеличивается доля представителей быстро формирующегося слоя предпринимателей. Т.о., современный вуз нацелен в основном на “самовоспроизводство” класса интеллигенции. Социальный институт образования - это огромная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры.
Система образования как институт включает следующие компоненты:
Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическими и политическими отношениями общества, уровнем его материально-технического развития. Понятие формального и неформального образования. В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу как «задающему» объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе; нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей. Что же касается неформального образования, то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям. Эволюция системы образования. В примитивных первобытных обществах образование являлось частью социально-производственного процесса. В до индустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. Наглядным примером могут служить школы Древней Греции и Древнего Рима, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. В эпоху Средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и др. В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения. Специфика социологического подхода к изучению института образования. В чем заключается специфика социологического подхода к изучению образования?
Современный российский институт образования вбирает в себя системы допрофессионального и профессионального образования, соответствующую структуру управления.
Основу высшего образования составляют вузы. Они готовят специалистов для различных отраслей хозяйства, науки и культуры, осуществляют повышение квалификации. Сегодня основные виды вузов в нашей стране – это университеты, академии и институты. Среди этих форм высшего образования самым модным в 1990-е гг. стал университет.
Обучение в университете во многих странах мира требует значительных расходов. Плата за учебу взимается как в частных, так и в государственных университетах.
Благодаря развитой системы образования наша страна в 1960-е, и в конце 1980-х гг. была одной из самых образованных в мире. Это подтверждалось такими данными, как:
Основной плюс советской системы - высокий уровень базового образования, в результате чего СССР достиг высокого уровня грамотности по сравнению со странами, имевшими такую же величину ВВП на душу населения. Хотя были и недостатки: политическое вмешательство, чрезмерная специализация, недостаточное стимулирование эффективной учебной деятельности, дублирование учебных заведений, неравенство доступа в лучшие школы и университеты, недостаточные организация научных исследований и внимание к вопросам образования и др. Несмотря на эти недостатки, Россия унаследовала от СССР развитую систему образования и подготовки кадров. Ныне система образования в России переживает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными возникают альтернативные (частные) учебные заведения. Наряду с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы и т.д. Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях - от детских садов и до университетов, которое набирает все большие темпы. Проводится эксперимент с введением ЕГЭ. Одна из отличительных черт высшего образования в СССР - система централизованного распределения выпускников. Госплан СССР составлял проекты перспективных планов, а Госэкономкомиссия СССР - годовые планы подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием по группам специальностей по каждому министерству (ведомству) СССР и союзной республике согласно потребностей народного хозяйства. Молодые специалисты - дневных отделений направлялись на работу по специальности, приобретенной ими в вузе, непосредственно на производство, где они были обязаны проработать не < 3 лет, в течение которых администрации предприятий запрещалось использовать молодых специалистов в управленческом аппарате, а также производить их перемещение на работы, не связанные с их специальностью. В современной же России почти каждый второй студент сомневается в возможности трудоустройства по специальности. Больше всего это беспокоит студентов гуманитарных, сельскохозяйственных и естественнонаучных специальностей. В настоящее время вузы слабо влияют на трудоустройство своих выпускников. Лишь в некоторых из них открыты маркетинговые службы, помогающие молодежи (около 4% студентов). Поэтому они возлагают гораздо большие надежды на родителей, родственников, друзей. С другой стороны запросы студентов в отношении своего первого рабочего места (особенно по размерам заработной платы) и уровень получаемой в вузе квалификации, приобретенный профессиональный опыт не всегда соответствуют требованиям рынка труда. Все возрастающее число молодых специалистов вынужденно трудоустраивается не по специальности либо теряет найденную работу вследствие неспособности адаптироваться к меняющимся технологическим условиям производства. В-третьих, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысока устойчивость профессиональных интересов молодых людей.
Важным показателем уровня специалиста является обращение к духовности, к общечеловеческим ценностям, к богатству мировой культуры. Жизнь предъявила нелицеприятный счет каждому специалисту - не замыкаться в рамках «профессионального кретинизма». Гуманизация всего высшего образования стала неотложной задачей сегодняшнего дня. Одно из серьезных препятствий на пути развития профессионального образования - отсутствие тесной интеграции науки и учебного процесса, особенно в вузах, готовящих специалистов для новых технологий, наукоемких производств. Отставание от складывающихся в мире новых возможностей науки и образования во многом объясняется тем, что экстенсивная экономика не требовала высокого качества подготовки специалиста. Система образования представляет собой длительный процесс. Школьное образование позволяет овладеть только элементарным уровнем научных знаний, а их углубление происходит только благодаря высшему образованию. Оно завершается в аспирантуре и докторантуре, после окончания которых индивид в состоянии профессионально заниматься приращением новых знаний. К тому же образование - одна из ведущих отраслей экономики.
Российское образование на пороге третьего тысячелетия. В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие процессы[8]:
Любой вуз/школу можно рассматривать как организацию по производству услуг, состоящую из достаточно автономных элементов - факультетов, кафедр, лабораторий, классов.
Возможно, что в России образование проходит тот исторический путь, какой оно прошло в европейских странах: от социального неравенства и стратификации в начале XX в. меритократической идеологии в середине столетия (предоставление равных возможностей всем на уровне среднего образования и неравного, по одаренности, на уровне высшего), а от нее к “ парентократической ” (англ. parents - родители) модели, в которой “образование ребенка во все возрастающей степени зависит от благосостояния и желаний родителей, нежели от его собственных способностей и усилий”.
Зияющие высоты образования [9] Общественная палата сочла главные проблемы образования нерешенными. 21.12.2007 09:39 Марина Лемуткина Пока Исполнительная власть рапортует об успехах, достигнутых в образовании в 2007 году, Общественная палата подводит итоги нерешенных проблем. К таковым члены комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации отнесли продолжающуюся нехватку средств и усиление социального расслоения через систему образования; засилье псевдообразования и падение квалификации педагогов всех уровней; отрыв высшего образования от научных исследований и плачевное состояние системы начального и среднего профобразования; кризис детского дошкольного образования. По словам главы комиссии, ректора Госуниверситета – Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, в российском образовании лишь обозначились тенденции поворота к лучшему. А вот угроза снова не вписаться в ведущую мировую тенденцию – перейти от социальной обязательности среднего образования к высшему – вполне реальна. Другого пути в инновационную экономику нет: в следующих им странах доля ВВП, созданная интеллектуальными услугами, уже сейчас составляет 30-40% и продолжает расти. Государствам же с неразвитой системой образования уготована роль сырьевого придатка, предупреждает Кузьминов. Тем не менее образование в России не только не играет традиционной для развитых стран роли социального лифта, но усиливает социальное расслоение. Оно начинается уже в школе, если не в детском саду, и продолжается в вузах. При этом значительная часть (по оценке Кузьминова, от четверти до трети из семи миллионов российских студентов) вообще получает псевдообразование: некоторые вузы открыто торгуют дипломами, другие – и их подавляющее большинство – являются формально добросовестными, но по своему уровню мало чем отличаются от техникумов. Главный показатель уровня вуза – количество преподавателей, занимающихся наукой – упало с 38% в начале 90-х годов до 16%. "Это – уровень, невиданный в развитых странах. Неудивительно, что в последние международные рейтинги "top-200" входит теперь единственный российский вуз (МГУ им. Ломоносова), зато 8-10 китайских", – подчеркнул Кузьминов. Не лучше обстоит дело и на других этажах образования. Система дошкольного образования только выходит из комы: детсадов не хватает, а уровень воспитателей сплошь и рядом пугает. По данным нового члена комиссии Общественной палаты, директора московского Центра образования "Царицыно" Ефима Рачевского, 80% воспитательниц детских садов были в школе троечницами, и лишь 11% имели "четверку" по русскому языку. А ведь именно они формируют сейчас личности детей, причем в самом креативном возрасте – до 7 лет. Школа же, по словам Рачевского, полностью погрязла в имитации образования. "Россия – единственная страна мира, где старшеклассники изучают по 19-20 обязательных предметов (в Дании, например, их только три – родные язык и литература, а также математика). Выучить их, да еще готовиться в вуз – немыслимо, а, значит, все оценки в школьных журналах и аттестатах – дутые", – убежден один из лучших российских учителей. То же, по его словам, происходит в системе начального и среднего профобразования: "Эти учебные заведения оказались неготовыми к мощной реструктуризации рынка труда", – убежден Рачевский. Таким образом, подытожил другой член Общественной палаты 2-го созыва, научный руководитель Госуниверситета – Высшей школы экономики Евгений Ясин, "победные реляции о реформе образования преждевременны. По сравнению с проблемами, которые еще предстоит решать, не сделано практически ничего". Прислушается ли власть к гласу общественности, большой вопрос. По оценке члена Общественной палаты Любови Духаниной, Госдума, например, учитывает в лучшем случае каждое пятое замечание палаты на тот или иной законопроект. И в том числе – при принятии неоднозначного закона о едином государственном экзамене (ЕГЭ). В итоге же, подчеркнула Духанина "МК", "ЕГЭ может стать единственной целью школы: свою задачу она начнет видеть не в воспитании гармоничного человека, а в том, чтобы он сдал ЕГЭ".
[1] - Бердашкевич А.П. Российская наука: состояние и перспектива // Социс. 2000. № 3. С. 120, 122-123 [2] - Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования// Социс. 1996. №9 [3] - Закон РФ об образовании, 13 января 1996 г. [4] - Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994. С. 22; Куломзин А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования. СПб., 1912. С. 37; Высшая школа СССР за 50 лет. М., 1967. С. 8 [5] - Иванющенкова М. Высшая школа ее величества // Деньги. М, 1999. № 14. С. 30; Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996. [6] - Положение детей в мире. ЮНИСЕФ, 1990.; О государственной политике в области высшего образования. М., 1992. [7] - Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. С. 302. [8] - Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Указ. соч. С. 242 [9] - Московский комсомолец, 2007. 21 дек.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |