Языковые средства воплощения логичности и точности
Языковые средства воплощения
обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
Стиле-обра-зующиечерты
Языковые средства их воплощения
Официально-деловой стиль
Научный стиль
Обоб-
щён-
ность
►Абстрактная лексика, в т. ч. отглагольные существительные:
появление, упорядочение, запрос, унификация, задание, выпуск, неявка
► Составные наименования:
населённый пункт, технические средства защиты, средство передвижения
► Формы ед. числа существительного в обобщённом значении:
волк относится к хищным млекопитающимся…
► Формы глагола настоящего времени с абстрактным (обобщённым) значением:
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в суде
Сборка статера производится в порядке, обратном разборке
►Особые способы названия людей: должностное лицо, клиент, работник,руководитель учреждения, заявитель
►Паралингвистические средства: формулы, схемы, графики и др.
Инфор-
маци-онная
насы-щен-
ность
►Терминология*
►Обособленные члены предложения
►Однородные члены предложения
►Полипрозитивные** предложения
Так, предложение Для разъяснения гражданам порядка рассмотрения сообщенийо преступлениях, связанных с пожарами, в местах, доступных для посетителей, вывешивается соответствующая информация содержит следующие пропозиции:
1) случаются пожары;
2) совершаются преступления;
3) некоторые из преступлений связаны с пожарами;
4) граждане сообщают о случаях пожара;
5) граждане хотят знать о порядке рассмотрения их заявлений;
6) должностные лица обязаны предоставить им эту информацию;
7) эта информация предоставляется в письменном виде;
8) текст, содержащий эту информацию, вывешивается в определённых местах;
9) эти места должны быть доступны для граждан
* Использование терминологии создаёт не только информационную насыщенность, но и обобщённость научного и официально-делового текста.
** Пропозиция — отражаемая в предложении единица содержания, равная по объёму одному событию или положению дел. Полипрозитивные предложения (содержащие несколько пропозиций) способны даже в рамках простого предложения передать значительный объём информации.
Таблица 8.6
Стиле-обра-зующаячерта
Языковые средства её воплощения
Официально-деловой стиль
Научный стиль
Л
О
Г
И
Ч
Н
О
С
Т
Ь
►Рубрикация - последовательное распределение текста
по рубрикам (разделам, главам, параграфам, абзацам)
►Языковые средства,
▪ глаголы: влияет, способствует,
▪ предлоги: вследствие, в целях,для, в соответствии с, по,зависимости от, исходя из
выражающие каузативные* значения:
обуславливает, сказывается,
▪ существительные: обоснование, влияние, ограничение, причина, фактор;
▪ союзы: если, так как, поскольку, чтобы, так что;
►Метатекстовые средства, передающие логику развития мысли:
С одной стороны… Из этого следует…В то же время… К тому же…Теперь обратимся к…
►Использование индуктивных, дедуктивных и др. способов изложения информации
Т
О
Ч
Н
О
С
Т
Ь
► Употребление терминов в соответствии с их дефинитивным значением
► Лексический повтор при ограниченной замене слов/выражений синонимичными
►Предложения с полной структурой (полные)
►Вставные конструкции
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служе-бную, коммерческую и иную)…
Арифметические и логические операции выполняются с восьмиразрядными числами, а также числами двойной длины (16 разрядов)
Генитивные цепочки**
…используется для обоснования допустимых технологических норм потерь сырья
… достичь усиления защитного действия цинкового покрытия
Окончание табл. 8.6
► Отымённые предлоги
Вследствие, по мере, в сфере, на предмет, в целях, в течение,
Ссылки
на другие документы:
В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 2001 г. № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 20, ст.. 2000) и в целях повышения уровня правового обеспечения деятельности Федерального агентства по рыболовству приказываю:...
на работы других исследователей:
То, что словарь в значительной степени должен отражать уровень развития ку-льтуры, становится, таким образом, само собой разумеющимся, так как словарь, содержательная сторона языка, всегда выступает в виде набора символов, отража-ющих культурный фон данного общества [Cепир 1993: 276]
Совершать поступательные (вращательные, колебательные) движения
►Ряды однородных членов предложения:
Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на или передаваемого в эфир или по кабелю произведения (5 рядов)
►Цитирование
«Внимание, - пишет Дж. Брунер, - это такой процесс выделения признаков, при котором субъект постоянно оперирует то выделенными признаками, то целым»
* К каузативным значениям относятся значения обусловленности (причина, основание, следствие, условие, целеполагание, ограничение и др.).
**Генитивная цепочка – это последовательность трёх или более управляемых беспредложных словоформ родительного падежа существительных.
Таблица 8.7
Языковые средства воплощения
стереотипности и безличностно-нейтральной тональности строгих стилей
Стиле-обра-зующиечерты
Языковые средства их воплощения
Официально-деловой стиль
Научный стиль
Стереотипность
► Использование графических сокращений, предусмотренных ГОСТом
► Как правило, отсутствие языковых средств создания выразительности*
► Использование реквизитов
► Канцелярские клише:
проживает по адресу, по месту жи-тельства, выносится на обсуждение, надлежит, нотариально заверенный
►Употребление терминов в соответствии с
их дефинитивным значением
►Научные клише:
практическая значимость, имеет преимущества, что и требовалось доказать
►Библиографическое описание
►Библиографический список
Без-
лич-ностно-нейт-
раль-ная
тональ-
ность
► Запрет на употребление разговорной лексики и фразеологии
► Отсутствие, как правило, языковых средств создания выразительности*
► Пассивные
Экспертной комиссией производится отбор ценностей
конструкции
Выдвинутая автором гипотеза впоследствии была доказана опытным путём
►Ограниченное употребление слов с оценочной семантикой типа
убедительный, всесторонний, недостаточно, весьма, негативный
► Ограниченное употребление личных местоимений 1-го и 2-го лица
Личные местоимения (а также соответствующие формы глагола)
а) в большинстве документов не употребляются;
б) в отдельных жанрах (например, в тексте доверенности) обозначают человека как обладателя определённого правового статуса
Употребительно только мы
а) в качестве т. н. авторского мы, используемого вместо обычного я, например: методика, которую мы предлагаем;
б) для выражения совместности действия (где мы = автор + читатель), например: мы видим, что эта задача имеет два решения
►Устранение субъекта из предложения:
можно предположить, что…;следует пересмотреть параметры Х;второй способ представляется более оптимальным
►Именной характер текста (преобладание именных частей над глаголами):
Для разъяснения гражданам порядка рассмотрения сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, в местах, доступных для посетителей, вывешивается соответствующая информация
(Из 14 знаменательных слов 1 глагол)
Изменение сопротивления цепи ротора или напряжения при одновременном введении в ротор резисторов обеспечивает регулирование момента двигателя, и механические характеристики оказываются мягкими
(Из 17 знаменательных слов 2 глагола)
* Исключением является научно-популярный подстиль научного стиля, широко использующий тропы и фигуры речи. Термины, образованные на основе метафоры (типа вязкость сплава или насыщение магнита), тропами не являются.
Императивность, с войственная деловому тексту, создаётся прежде всего языковыми единицами (словами, выражениями, предложениями) с модальной семантикой необходимости, долженствования типа необходимо, нежелательный, вправе, обязательный, возможный, обладает правами, вправе требовать; Приказываю… освободить от занимаемой должности, а также формами глагола настоящего времени с абстрактным (обобщённым) значением, например: Перечисление субсидий осуществляется (= должно осуществляться) из федерального бюджета.
Ещё одно, последнее, замечание по поводу общих качеств строгих стилей. В большинстве учебников и учебных пособий по стилистике и культуре речи называется и такая их стилеобразующая черта, как объективность. В приводимом нами перечне стилеобразующих черт (см. табл. 8.4) это качество отсутствует. Почему?
Дело в том, что ни одним из авторов не приведены отличительные черты объективности, а её характеристики (и языковые средства её выражения), по сути, совпадают с такими свойствами, как точность и безличностно-нейтральная тональность. На наш взгляд, эти названные свойства строгих стилей лишь свидетельствуют о стремлении автора (составителя) научного или официально-делового текста к объективности.
Знание особых языковых и композиционно-смысловых норм, присущих строгим стилям, а также умение применять их в своей речевой практике совершенно необходимо для овладения навыком делового и научного письма. А последнее обязательно для каждого, кто хочет стать образованным человеком и овладеть культурой речи во всех сферах своей деятельности.
► Каким жанрам официально-делового стиля свойственна обобщённость как стилеобразующая черта? Каким не свойственна? Ответ аргументируйте? ► Какие документы приходилось составлять Вам? Какие затруднения при этом Вы испытывали? Почему?
► В рамках каких других функциональных стилей используются ли пассивные конструкции? Приведите примеры
Список рекомендуемой литературы
1. Введенская Л.А., 2002.
Гл. 2, § 3.
Функциональные стили литературного языка;
Гл. 6.
Официально-деловая письменная речь.
2. Ипполитова Н.А.
Гл. 2. § 8.
Стилистическая окраска текста.
3. Невежина М.В.
Гл. 8.
Гл. 9.
Научный стиль;
Официально-деловой стиль и сфера его функционирования.
4. Сидорова М.Ю., 2005.
Лекция 5.
Официально-деловой стиль. Язык закона и дипломатии;
Лекция 6.
Научный стиль.
5. Черняк В.Д.
Гл. 9.
Особенности научного стиля;
Гл. 10.
Особенности официально-делового стиля.
6. Ширяев е.Н.
Гл. IV.
Культура научной и профессиональной речи;
Гл. V.
Культура деловой речи.
7. Учебное пособие-словарь.Терминологическо-понятийные поля «Научный стиль» и «Официально-деловой стиль».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление