Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила произношения согласных и гласных звуков

Роды и жанры художественной литературы

Род литературы Отличительные признаки Основные жанры
Эпос Повествование о поступках людей (персонажей) и мотивах этих поступков; об их умонастроении, судьбах и т. д. ведётся от 3-го или 1-го лица. Изображение носит наглядно-описательный характер. Изображаемые события представлены как имевшие место в прошлом и абсолютно завершённые Текст представляет собой сплав речи повествователя и персонажей. Объём текста ограничен его жанровой принадлежностью   Эпопея Роман Повесть Рассказ Новелла Очерк Эпическая поэма  
Драма Воссоздает события, поступки людей, их взаимоотношения как бы непосредственно совершающиеся в настоящем времени перед глазами читателя или зрителя. Между изображаемым и читателем (слушателем) нет посредника-повествователя. Текст представляет собой цепочку высказываний (реплик и монологов) персонажей. Предназначается для постановки на сцене в форме спектакля. Объём текста ограничен временными рамками спектакля   Трагедия Комедия Драма Мистерия Исторические хроники Водевиль Мелодрама Трагикомедия Фарс
Лирика Предметом изображения является внутренний мир человека, состояние его сознания: его ощущения, мысли, чувства, переживания, устремления и т. д. Событийность не является главным объектом изображения и может вообще отсутствовать. Переживания представлены как принадлежащие субъекту речи (лирическому герою) и не столько изображаются, сколько выражаются в субъективно-эмоциональной форме. Объём текста относительно небольшой   Ода Элегия Песня Дума Лирическое стихотворение Лирическая поэма  

 

► Всегда ли художественное произведение вызывает у Вас эстетическое чувство?

► Может ли художественный текст выступать в качестве источник информации?

► Чтение каких художественных произведений Вы рассматриваете как способ приятного времяпрепровождения?

► Какие художественные произведения Вам хотелось бы перечитать? С какой целью?

 


Список рекомендуемой литературы

1. Введенская Л.А., 2002. Гл. 2, § 4. Функциональные стили литературного языка.  
2. Голуб И.Б. Гл. 2. Использование языковых средств в функциональных стилях.  
3. Данцев А.А. Гл. 5, § 4. Специфика разговорного стиля.  
4. Невежина М.В. Гл. 12. Разговорная речь.  
5. Сидорова М.Ю., 2005. Лекция 10.   Разговорная речь.  
6. Учебное пособие-словарь.Терминологическо-понятийное поле «Разговорная речь».

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. ОСНОВНЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Таблица П.1.1

Правило Написание слова Правильное произношение слова
     
Правила произношения отдельных согласных
1. Звук [г] является взрывным другой дру[г]ой
Слова-исключения: бухгалтер, ага, Бог бу[γ]алтер, а[γ]а, бо[х]
2. Звуки [ч] и [ш,] всегда являются мягкими точка, ещё то[ч]ка, е[ш,
3. Звуки [ц], [ш] и [ж] всегда являются твёрдыми цепь, машина женский [цэ]пь, ма[шы]на [жэ]нский
Правила изменения произношения согласных
1.Парный звонкий согласный на конце слова оглушается напротив, парад сапог, сугроб напроти[ф], пара[т] сапо[к], сугро[п]
2. Парный звонкий перед парным шумным согласным оглушается Слова-исключения: сказка, сладкая ложка, улёгся ска[с]ка, сла[т]кая, ло[ш]ка, улё[к]ся
легкое, мягкий лё[хк]ое, мя[х,к]ий
  + однокоренные с ними слова
3. Парный глухой перед парным звонким согласным озвончается Исключение: Перед [в] согласные не озвончаются просьба, отбежать вокзал, сделал про[з,б]а, о[дб]ежать во[гз]ал, [з,д,]елал
творец, квадрат [тв]орец, [кв]адрат
4. Согласные перед [j] произносятся мягко пью, лисья рьяно [п,j]ю, ли[с,j]я ,j]яно
5. Согласный [н] перед [ш,] произносится мягко женщина сменщик же[н,щ]ина сме[н,щ]ик
6. Согласные перед мягкими [т], [д], [н] произносятся мягко мо[с,т,]ик, ле[с,н,]ик о[д,н,]и, у[з,д,]ечка ба[н,т,]ик, по[д,д,]еть мостик, лесник одни, уздечка бантик, поддеть
7. Согласные [т] и [д] перед [ц] или [ч] произносятся как [тц] и [тч] о[тц]а, два[тц]ать готови[тц]а, борю[тц]а разве[тч]ик, о[тч]аяние отца, двадцать готовиться, борются разведчик, отчаяние
Правила произношения отдельных групп согласных
1. Звуки [c] и [з] перед шипящими [ш], [ж] и [ш,] превращаются в шипящие сшить, из железа разжать, с щёткой [шш]ить, и[жж]елеза жу[жж]ать, [ш,ш,]ёткой
2. Звуки [с], [з] и [ж] перед [ч] на стыке корня и суффикса превращаются в мягкий шипящий [ш] исчезнуть грузчик привязчивый и[ш,]езнуть грук[ш,]ик привя[ш,]ивый
3. Звуки [с] перед [ч] на стыке приставки и корня превращаются в мягкий шипящий [ш,ч] расчертил расчистка ра[ш,ч]ертил ра[ш,чиск]а
4. Звуки [т] и [д] на конце корня в буквосочетанииях тск, дск, тств, дств произносятся как [цс] детский заводской наследство де[цс]кий заво[цс]кой насле[цс]тво
Продолжение табл. П.1.1
     
5. Буквосочетания стся, сться, зться на конце глагольных форм произносятся как [сц] наестся, наесться грызться, зачтётся нае[сца] гры[сца], зачтё[сца]
6. Буквосочетание чт произносится в соответствии с написанием почтовый, нечто почтение, чтут по[чт]овый, не[чт]о по[чт]ение, [чт]ут
Слова-исключения: что, чтобы, ничто [шт]о, [шт]обы, ни[шт]о
7. Буквосочетание чн произносится в соответствии с написанием вечно поточная ве[чн]о пото[чн]ая
Слова-исключения: конечно, скучно нарочно, яичница коне[шн]о, ску[шн]о наро[шн]о, яи[шн]ица и др.
8. Буквосочетание щн произносится в соответствии с написанием мощная хищник мо[ш,]ная хи[ш,]ник
Слова-исключения: помощник помо[шн]ик
9. В буквосочетании стн не произносится звук [т] местный участник шестнадцать ме[сн]ый уча[сн]ик ше[сн]адцать
10. В буквосочетании стл, как правило, не произносится звук [т] счастливый, жалостливый сча[сл]ивый, жало[сл]ивый
Слова-исключения: постлать, костлявый по[стл]ать, ко[стл]явый
11. В буквосочетании здн не произносится звук [д] праздник поздно пра[зн]ик по[зн]о
12. В буквосочетании вств не произносится звук [в] чувство здравствовать чу[ств]о здра[ств]овать
14. В буквосочетании стск не произносится звук [т] пропагандистский милитаристский пропаганди[сск]ий милитари[сск]ий
15. В буквосочетаниях нтс, как правило, не произносится звук [т] гигантский агентство гига[нс]кий аге[нс]тво
16. В буквосочетаниях стк и здк выпадения согласного, как правило, не происходит бороздка поездка боро[стк]а пое[стк]а
17. В буквосочетаниях ндк и нтк выпадения согласного, как правило, не происходит студентка, аспирантка фламандка студе[нтк]а, аспира[нтк]а флама[нтк]а
18. Всегда твёрдо произносится [з] в суффиксе -изм символизм коммунизм символи[зм] коммуни[зм]
Правила произношения безударных гласных
1. В первом предударном слоге звук [о] после твёрдого согласного произносится как [а] она оказия собачий [а]на [а]казия c[а]бачий
2. В первом предударном слоге звуки [а], [э], [о] после мягкого согласного произносятся как [эИ] весна пятак темнеть в[эИ]сна п[эИ]так т[эИ]мнеть
3. В первом предударном слоге звук [э] после шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится как [ы] жена, цена желтеть шептать ж[ы]на, ц[ы]на ж[ы]лтеть ш[ы]птать
Окончание табл. П.1.1
     
4. В первом предударном слоге звук [э] после твёрдого согласного произносится как [ыэ] эмблема, шестой жара, детектив э]мблема, ш[ыэ]стой ж[ыэ]ра, д[ътыэ]ктив
5. В других предударных слогах [а], [э], [о] произносятся предельно кратко и неотчётливо поросёнок сторона обязательная [пърас,онък] [стърана] обяза[т,ьл,нъjь]
6. После твёрдого согласного [и] произносится как [ы] сыграть в институт с[ы]грать в [ы]нститут
       

 

Таблица П.1.2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей | Определение рода имени существительного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.