Языковые способы
| Примеры
|
|
|
Местоимения (личные, определительные и др.)
| ♦ Мы**вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любомудоступно
♦ Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как пассажиры рассаживаются в салоне общественного транспорта?
|
Одушевлённые и собирательные существительные, а также словосочетания с аналогичным значением
| ♦ Проблема языка и мышления актуальна как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом
♦ Умногих народов распространено нечто вроде табу на пристальный взгляд
♦ Общественным мнением подобные поступки осуждаются
|
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным
| ♦ Становится понятным, почему при чтении текста, в котором не обозначены границы слов и нет знаков препинания, возникают большие затруднения
♦ Экспериментально установлено, что не менее 10-15 % информации теряется при «неподвижном» <…> лице лектора
|
Бессоюзные сложные предложения с изъяснительной семантикой
| ♦ Так или иначе возникал вопрос: пантомима нашего пещерного предка – это и есть начало начал знаковой деятельности?
♦ Психологи и психолингвисты знают: смысл текста <…> порождается вместе с ним и его восприятием
|
|
|
Продолжение табл. П.4.2
|
|
|
Вводные слова и выражения
| ♦ Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз
♦ Может быть, пора такие программы внедрять повсеместно?
|
Прямая речь, цитирование
| ♦ Аристотель определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета»
♦ Читатель скажет: «Что же тут удивительного?»
|
Ссылки
| ♦ Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать ( Аристотель. Риторика. 1358 в. 10)
♦ ф.Энгельс называл знание классических и иностранных языков двумя рычагами, позволяющими «…стать выше ограниченной национальной точки зрения»1
---------------------------------------------------------------------------------
1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 333.
|
Слова и
выражения
с семантикой
|
восприятия
| ♦ Видимыйнам мир изменчив и непостоянен. Вещи <…> со временем приобретают различный облик
♦ Устную речь обычно слушают, собравшись вместе, письменное слово каждый читает в одиночку
|
оценки
| ♦ Разумное и правильное слово всегда ценится высоко
♦ Цивилизованный человек отличается от варвара именно способностью учиться
|
знания-мнения
| ♦ В сознании говорящего и слушающего смысл слова определяется в процессе общения. Нередко одному слову придаются разные значения
♦ Филологической науке известныдвадцать четыре источника изобретения речи
|
речи
| ♦ Можем ли мы, говоря о словах, рассуждать одновременно и о природе вещей, ими обозначаемых?
♦ Споров,которыеведутся вокруг этого места древней рукописи, немало
|
модальной
| ♦ Слово может иметь много значений, и они должныбыть закономерно связаны между собой
♦ Со специалистами спорить нельзя, к ним надоприслушиваться
|
эмоциональной
| ♦ Мистер Шерлок Холмс почти сто лет восхищаетмиллионы читателей своей необычной проницательностью
♦ Жаль, что эта книга так и не переведена на русский язык
|
Суффиксы и приставки,
передающие субъективно-эмоциональную оценку
| ♦ Квартира у вас большущая
♦ Ну и вредная старушенция!
♦ Понаставили машин – людям пройти невозможно
|
Связочные глаголы в составном именном сказуемом
| ♦ Основоположником русского и украинского книгопечатания заслуженно считается Иван Фёдоров
♦ Понятия именуютсясловами языка
|
Вставные конструкции
| ♦ К счастью, – к счастью ли? – искусство чтения взглядов всегда обоюдное
♦ Это прекрасно понимают и зоопсихологи, поставившие свои сенсационные (в лучшем смысле этого слова) эксперименты
|
Междометия, частицы с соответствующей семантикой
| ♦ Ну что вы, господь с вами, какой роман!
♦ Так уж ли совсем невозможно представить себе в будущем коммуникацию, которую принято пока называть экстрасенсорной, а заслуживающую, может быть названия биоволновой?
|
|
Окончание табл. П.4.2
|
|
|
Знаки препинания: кавычки, восклицательный знак, многоточие
| ♦ В то же время Афины были «большой деревней»
♦ Было проведено более 5000 (!) опытов
♦ В результате проведения более 5000 опытов был получен … отрицательный результат
|
Интонация
| ♦ Ты его больше слушай!
(может выражать поощрение, иронию, осуждение и др.)
|