КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек, мир, познание
Методы научного познания
Важным элементом научного познания являются методы исследования, т.е. способы познания, подходы к действительности. Они включают наиболее общий метод, разрабатываемый философией, общенаучные методы, специфические частные методы отдельных наук. С методами связаны методики исследования. Необходимость наиболее общего, философского метода в научном исследовании была показана нами ранее. Человеческое познание должно учитывать всеобщие свойства, формы, законы действительности, мира и человека, т. е. должно опираться на всеобщий метод познания. В современной науке, как уже было отмечено, сознательно или стихийно применяется метод материализма и диалектики. Как убедительно доказано в многочисленных исследованиях, все крупные современные теории, затрагивающие достаточно широкие и фундаментальные уровни реальной действительности, имеют фактически диалектико-материалистическое содержание, независимо от того, осознается это их творцами, или нет. Современная наука движется к признанию диалектико-материалистического метода как всеобщего метода познания. Важнейшую, решающую роль в настоящее время приобретает умение выразить требования материализма и диалектики в конкретных методах и программах научного исследования. При этом ведущую роль играют не чисто умозрительные соображения, а учет требований научных фактов, принудительная сила фактов. К общенаучным методам относятся прежде всего методы, которые представляют собой научно осмысленные и разработанные логические формы и процессы: обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В качестве общенаучных выступают также методы идеализации, формализации, математизации и моделирования. Каждая наука обладает также своими специфическими методами, которые вытекают из ее основных теоретических установок. Так, в физике это методы квантовой механики, теории относительности и др., в биологии — эволюционный метод дарвинизма и т. д.
Рассмотрев различные уровни, формы, элементы познания, мы должны далее представить процесс познания в целом, как процесс, осуществляемый человеком в бесконечном мире. Познание — целостный процесс, имеющий единую природу, направленный на единый материальный мир и осуществляемый человеком, обладающим единой природой. Единство всего познавательного процесса определяется единством бесконечного материального мира и единством бесконечной человеческой сущности.
Такой подход ставит перед нами ряд любопытных вопросов. Первый из них — с чего начинается и куда идет процесс познания — от простого к сложному или, наоборот, от сложного к простому? Распространено представление, что познание идет от простого к сложному. Это представление, однако, очень неточно. Человеческое познание начинается, несомненно, с постижения простейших свойств, явлений, предметов непосредственно окружающего нас мира и идет ко все более глубоким и сложным сторонам действительности. Однако познаваемые человеком простейшие свойства и явления — это стороны ближайшего макромира (включающего физические, химические, биологические и социальные явления и объекты), который связан с высшими ступенями единого закономерного мирового процесса. Человек находится на «вершине» бесконечной пирамиды мироздания, а не у ее «основания» (которое уходит бесконечно «вниз») и начинает познавать мир с простейших сторон... сложнейшего уровня мироздания и углубляется на все более низкие и простые уровни организации материи. Поэтому объективно исходное направление познания мира — не от простого к сложному, а, наоборот, от сложного к простому. Так, переход научного познания от физики макро- к физике микромира есть движение от сложного к простому. Однако познание самого человека, познание человеком самого себя идет от простого к сложному, от простых к все более сложным уровням его бесконечной сущности. Два разнонаправленных процесса познания: от сложного (макромира) к простому — в познании объективного мира и от простого к сложному — в познании человеческой сущности находятся в тесном единстве, что порождает ряд «эффектов», без осмысления которых нельзя понять существенных сторон человеческого познания. Исследование этих эффектов — одна из важнейших задач современной гносеологии. Прежде всего, эти два противоположно направленных процесса обусловливают друг друга: человек осознает свою сущность, всю мощь своего интеллекта и труда, познавая окружающий мир, обнаруживая все более «диковинные» (по выражению Ленина) стороны действительности. Человек познает себя, «смотрясь» в объективный мир как в зеркало. Чем глубже человеческая мысль проникает в окружающий мир, постигает его сущность и бесконечные ее проявления, тем глубже он проникает в свою собственную сущность. Так, создание материалистического понимания истории, означавшее революционный переворот во взглядах на общество и человека, стало возможным только на базе достаточно зрелого естествознания XIX в. Не зная основ механики, физики, химии и биологии, человек не способен понять себя как материальное существо, познающее внешний мир и творящее самого себя, свое бытие и сущность. Средневековье, период почти полного отсутствия научного знания о природе, могло породить только иллюзорное религиозное понимание человека. Могут возразить: разве познание микромира проще, чем познание сравнительно простых свойств и законов макрофизики? Физика микромира требует весьма сложной техники исследования и отображается в несравненно более сложной теории. Следует, очевидно, различать два типа сложности: объективной — сложности объекта, определяемой по «шкале сложности» — ступеням единого мирового процесса, и субъективной, — сложности познания для субъекта. Строго говоря, «субъективная» сложность не является чисто субъективной, ибо она имеет объективную основу — объективное место человека на «лестнице сложности», т. е. в системе иерархически построенного объективного мира. В силу «эффекта положения» в системе.мироздания человеку проще познавать сложные формы материи (связанные с макромиром), с их первоначальных, относительно простых сторон, чем несравненно более простые явления микромира, например, элементарные частицы, «струны» и т. д. При этом чрезвычайно любопытно, что непосредственные стороны ближайшего к человеку макромира познаются человеком не в результате сложной деятельности мышления, научных понятий и т.д., а непосредственно, путем чувственного восприятия. Объективно (относительно объективной «шкалы сложности») свойства, непосредственно воспринимаемые нами в виде цветов, запахов, вкусов и т. д., для познания которых не требуется никаких усилий ума, являются принципиально более сложными, чем свойства элементарных частиц. Объективно тривиальное для нас движение бильярдного шара принципиально сложнее движения элементарных частиц. Создавая макротела типа бильярдного шара, природа решила колоссальной сложности задачу превращения хаотического движения триллионов молекул или элементарных частиц в упорядоченное движение шара. Между тем человек воспринимает принципиально более сложные, чем движение элементарных частиц, свойства без всяких усилий, в силу дарованных ему природой органов чувств. Эта коренная особенность человеческого познания приоткрывает перед нами глубинные стороны человеческой сущности. Следует учесть, далее, что движение человеческого познания от сложных, макроскопических уровней материи к все более простым не имеет однозначного и простого смысла. Углубляясь на «нижележащие», более простые уровни организации материи, человек начинает более содержательно и глубоко понимать «вышележащие» уровни материи. Так, только после появления квантовой механики химия превратилась в современную науку, принципиально глубже и полнее поняла сущность химических проявлений. Проникновение на уровни химии и физики жизни весьма существенно продвинуло понимание жизни. Изучение физико-химико-биологических основ делает возможным проникновение на все более глубокие уровни человеческой сущности. Таким образом, движение от сложного к простому в изучении объективного мира означает одновременно «обратное движение» от простых уровней к познанным ранее сложным уровням. Можно высказать предположение, что в будущем предстоит крупный, глобальный пересмотр существующих сейчас основных теорий — квантовой механики, теории относительности, наук о жизни на основе изучения глубинных уровней объективного мира. Учитывая все стороны процесса познания, можно заключить, что общее целостное направление развития процесса познания — направление от простого к сложному, включающее в себя два основных направления — познания сущности объективного мира и сущности человека, его места в мире и смысла существования в мире. Человеческое познание имеет две наиболее широкие цели — познание сущности мира и сущности человека.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |