КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акты правительства
Указы президента РФ Федеральные законы - от 10 декабря 1995г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» - от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» - от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24 июля 1998 г. № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - от 17 июля 1999 г. № 178-Ф3 «О государственной социальной помощи» - от 2 ноября 1993 г. № 1815 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» - от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» - от 25 марта 1993 г. № 394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» - от 4 марта 1993 г. № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» - от 5 мая 1992 г. № 433 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» - Постановление правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» - Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами, утвержденные Постановлением Правительства РФ (от 24 июня 1996 г. № 739) - Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» - Положение о регистрации безработных граждан и условия выплаты пособия по безработице (от 17 ноября 1992 г. № 877).
Лекция 12 Система социального страхования и ее реформирование 1. Понятие обязательного социального страхования 2. История и международный опыт организации социального страхования 3. Направления социального страхования 4. Институциональные характеристики социального страхования 5. Пути формирования института социального страхования
1. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы соц. Защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие: - признания их безработными; трудового увечья или профессионального заболевания; инвалидности; болезни; травмы; беременности и родов и др. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного соц. страхования являются: оплата мед. учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой мед. помощи; пенсия: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособие по временной нетрудоспособности; пособие: в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; ежемесячное по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, по безработице, единовременное женщинам, вставшим на учет в мед. учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, на санаторно-курортное лечение, социальное погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. 2. Проблема содержания граждан, утративших трудоспособность в связи с трудовой деятельностью, существовала во все времена. Их защиту в форме соц. Помощи традиционно обеспечивала семья, сельская община, а для ремесленников – корпоративные структуры (цеха, гильдии и т.п.). Кроме того, в письменных памятниках Древнего мира, начала и середины Новой эры можно найти упоминания о некоторых элементах страхования жизни на основе временных соглашений, что отмечается, например, при описании законодательства Хаммурапи (около 1800 лет до н.э.), в Библии (Ветхом Завете), деятельности римских профессиональных союзов (коллегий). Первоначально в качестве единственного страхового случая при личном страховании в рамках цеховой (корпоративной) взаимопомощи рассматривалась смерть члена союза. Впоследствии перечень страховых случаев все более расширялся (пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве, пособия членам семьи погибшего). Фонды для выплаты указанных пособий формировались за счет вступительных членских взносов. Значительную роль в развитии личного страхования сыграли страховые общества Англии. На развитие личного страхования в Англии оказал влияние пожар в Лондоне в 1666 году, унесший жизни более 70 тыс. человек. После этой трагедии в Англии возникли многочисленные взаимные и акционерные страховые общества, введено государственное страхование жизни через почтовые учреждения. Начиная с конца ХVП в. они были «первопроходцами» в данной области, вводили и обрабатывали основные элементы и методы страхования жизни, используемые в настоящее время. В конце XVIII- начале XIX вв. на смену семьи как главной производственной единицы в экономике, базировавшейся на сельском хозяйстве, простых ремеслах и основного содержания нетрудоспособных, пришло крупное промышленное производство. Перемены, вызванные урбанизацией и индустриализацией общественной жизни, становлением рабочего движения, потребовали новой доктрины социальной защиты, взамен ранее существовавшей и основанной на принципах самоподдержки, семейного обеспечения нетрудоспособных и благотворительности. В формировании такой доктрины значительный вклад внесли: социальные теории протестантов и католической церкви; философско-правовые концепции европейских ученых о правовом порядке и правовом государстве (Кант, Гегель, английское фабричное законодательство); разработки французского ученого-гуманиста Е. Клавьера и правовые нормы, предложенные канцлером Германии О.Бисмарком, по организации социального страхования в период 1890-х годов. История зарождения и развития социального страхования свидетельствует о том, что оно связано с капиталистическим способом производства и европейской цивилизацией, которые привнесли с собой комплекс необходимых предпосылок: - правовых традиций английского и континентального права, в основе которого лежат принципы равенства всех перед законом и соблюдение естественных («фундаментальных») прав человека. Одним из таких прав является право на жизнь и на материальное обеспечение жизнедеятельности людей; -традиций социального характера по самоорганизации гражданского общества на принципах солидарности и широкого развития городского и местного самоуправления в большинстве европейских стран; - экономических предпосылок, вызванных трансформацией в хозяйственной и социальной жизни общества и обусловленных капиталистическим способом организации производства, возрастание многообразных соц. Рисков утраты заработной платы наемным персоналом и соц. незащищенности в условиях городской жизни. Постепенно получила признание идея в оплате наемного труда предусмотреть две самостоятельные части: 1) непосредственно выплачиваемой работнику для удовлетворения его текущих потребностей; 2) резервируемой для удовлетворения потребностей работника (и членов его семьи) на случай утраты трудоспособности (связанные с болезнями, несчастными случаями, старостью) и достаточной для достижения общественно приемлемого уровня материального обеспечения и медицинского обслуживания. Таким образом, введение законодательного соц. защиты работников в период становления крупного промышленного производства обусловлено общественными потребностями на этапе зрелости рыночных отношений, когда формирование цивилизованных трудовых отношений диктует необходимость выделения специализированных страховых институтов для эффективного решения задач в данной сфере. Ядром экономических трудовых отношений становится компенсация утраты заработка в случаях наступления нетрудоспособности работника или лишения его места работы. Данная компенсация становится общественно признанной платой за функционирование экономики в условиях высоких рисковых ситуаций – техногенных (профессиональные риски), экономических (в условиях неуправляемой рыночной стихии), которые для наемного персонала выступают в форме социальных рисков – потери заработной платы из-за утраты здоровья, трудоспособности или места работы. На основе обобщения мирового опыта организации систем социального страхования можно утверждать, что по сравнению с другими формами коллективного соц. обеспечения данный институт защиты обладает рядом важных преимуществ: во-первых, трудящиеся вовлекаются в процесс резервирования страховых накоплений; во-вторых, создаются специализированные страховые учреждения, занимающиеся исключительно профилактикой, мед. обслуживанием и денежными выплатами, которые обеспечиваются одной и той же организацией, что дает максимум удобств для страхуемых; в-третьих, гарантируются конституционные права граждан, делающих страховые взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий. Выплаты гарантируются путем выделения (резервирования) определенных ресурсов и их распределения в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами.
3. В мировой практике сложились следующие основные формы (институты) соц. защиты населения: - социальное страхование (с публично-правовым статусом); - социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами; - частная страховая инициатива и соц. услуги, оказываемые предприятиями. Мировой опыт свидетельствует, система социального страхования – это основной институт соц. защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Приемлемыми минимальными уровнями соц. гарантий для застрахованных при наступлении страховых случаев по рекомендациям Международной организации труда (Конвенция № 102 (1952 г.) считается 40-50% замещение заработной платы квалифицированного рабочего. Исходя из такого подхода размеры получаемых средств зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законами. В отличие от соц. помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), по программам соц. страхования финансовыми источниками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Демократический характер функционирования социального страхования позволяет достигать максимальной прозрачности и целевого использования финансовых ресурсов, учесть и «договориться» по кругу и объему социальных гарантий, гармонизировать интересы застрахованных, страхователей и страховщиков, что в итоге укрепляет личную ответственность застрахованных и солидарность работодателей и работников, создает условия для достижения социального согласия в обществе, ослаблению конфликтных ситуаций и их предупреждению. 4. Объектом страховой защиты различных видов соц. страхования является риск утраты заработной платы (доходов) у трудозанятого населения и риск нести дополнительные расходы, связанные с лечением. Соц. риск- это вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также необходимости дополнительных расходов на лечение и социальных услугах. Социальными признаются опасности (риски), возникающие по причинам общественного характера и защититься от которых индивидуально с высокой степенью надежности в большинстве случаев невозможно. Таким образом, «социальные риски» - это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд (безработица), сопровождающиеся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей – утратой источника дохода в случае потери кормильца. При общественном устройстве с развитой рыночной экономикой социальная политика строится на следующих принципах: - самоответственность людей наемного труда, их работодателей, других категорий трудозанятого населения за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты; - солидарная поддержка трудозанятым населением и работодателями наименее защищенных работников и их семей (здоровый платит за больного, работники с более высокими доходами оказывают солидарную помощь работникам с низкими доходами); - оптимальная поддержка (принцип субсидарности), который определяет меру (рамки) солидарной поддержки и фиксирует ее размер. Мировой опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений (секторов) социального страхования: - пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца); - медицинское страхование (оплата медицинской помощи), включая оплату временной нетрудоспособности; - страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве); - страхование в связи безработицей (пособия по безработице, переобучение и трудоустройство). Из изложенного следует вывод: предметом социального страхования являются экономические и правовые отношения субъектов по формированию и расходованию финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого населения от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи.
5. Система соц. страхования органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы соц. страхования не увязано с указанными выше факторами, построить эффективную систему соц.защиты в стране не удастся. В этой связи необходимо разработать среднесрочную программу мер (напр., на 3-5 лет) с целью завершения в ближайшие 5-8 лет формирования системы соц. страхования в России, в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов соц. страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков). Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, прежде всего Гос. Думе. В их числе совершенствование законов по соц. страхованию и обеспечению, их гармонизации с другими видами права – трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними. Построение рыночной финансовой модели соц. страхования имеет три взаимоувязанных аспекта: 1) Определение источников финансирования, как способа накопления средств, достаточных для обеспечения гарантий соц. защиты; 2) Распределение финансового бремени между основными субъектами страхования; 3) Способы использования (распределения и перераспределения) страховых средств. Рыночная модель системы соц. страхования базируется на следующих положениях: - финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты); - размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят. Особенности демографического социально-экономического развития России вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного страхования с помощью методов льготного пенсионного обеспечения (за счет средств работодателей и государства).
Вопросы к семинару по теме: «Система социального страхования и ее реформирование»
1.Понятие обязательного социального страхования 2. История и международный опыт организации социального страхования 3. На каких принципах основано социальное страхование. 4. Что такое социальный риск: какова его природа и с помощью каких характеристик наиболее полно можно его описать. 5. Опишите и охарактеризуйте функции по управлению отдельными видами социального страхования (пенсионного, медицинского). 6. Формирование системы обязательного социального страхования (доклад).
Литература: 1.Социальное страхование и социальная защита: Докл. Генерального Директора/ Международная конференция труда. Женева: МБТ.1993.- с.67. 2.Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь.М.: дело,1993. 3.Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования.М.: 1994. с.-126. 4. Якушев Л.П. Социальная защита (учебное пособие). Государственная академия управления им.С.Орджоникидзе. М., 1998. С.-153. 5. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М. ТЕИС, 1998.с.-189.
Лекция 13 Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации 1.Пенсионная система России 2. Основные принципы государственного (обязательного) пенсионного страхования; 3. Организационная структура и управление пенсионной системы 4. Основные принципы реформирования пенсионной системы 1. Пенсионная система – совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в виде пенсии гражданам при достижении ими установленного законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по другим основаниям, определенным законодательством Российской Федерации: - государственное пенсионное обеспечение; -государственное пенсионное страхование; - негосударственное пенсионное обеспечение. Государственное пенсионное обеспечение – обеспечение выплаты пенсий за счет средств федерального бюджета гражданам, по каким-либо причинам не имеющим права на получение пенсии по государственному пенсионному страхованию. Государственное пенсионное страхование – страхование, осуществляемое государством (в лице Пенсионного фонда РФ) за счет средств единого соц. налога и/ или обязательных страховых взносов работодателей и застрахованных с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события (старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет) путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая. Негосударственное пенсионное обеспечение – пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами за счет страховых взносов страхователей с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая. . Пенсионные системы в практике большинства, как экономически развитых, так и в развивающихся государств включают в себя несколько основных элементов: Виды пенсионного страхования Государственные Обязательные Профессиональные Дополнительные пенсионные накопительные пенсионные накопительные программы пенсионные программы программы программы Виды государственной пенсии – трудовая, социальная, военнослужащим. Основные составляющие системы пенсионного обеспечения это: - социальная пенсия, которая предоставляется государством вне зависимости от наличия и величины трудового вклада граждан страны в случае наступления пенсионного возраста, т.е. предоставляется тем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе или не смогли приобрести права на трудовую пенсию (инвалиды, сироты) и т.п.); - трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа (независимо от принципа, по которому они учитываются – солидарно-распределительному или накопительному); - дополнительная пенсия, которая обеспечивается либо за счет самофинансирования гражданином собственной будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников, либо по комбинированной программе. 2. Пенсия – ежемесячная денежная выплата гражданам при достижении установленным законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по др. основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ. В соответствии с пенсионным законодательством РФ в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т.д. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет. Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с действующими нормативными актами устанавливаются: мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии меньшего стажа, чем требуется по общему правилу. Отдельным категориям граждан пенсии устанавливаются на льготных основаниях: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста; инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения, инвалидам 1 группы по зрению; гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам. Кроме того, в соответствии с законодательством и специальными нормативными актами Правительства РФ, устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда отдельным категориям работников, занятых: на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах; на работах с тяжелыми условиями труда; в качестве трактористов – машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин; в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водителей грузовых автомобилей на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы; в экспедициях, партиях, отрядах на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, типографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах; в качестве рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве; в качестве механизаторов на погрузочно-разгрузочных работах в портах; в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности; в качестве водителей автобусов, троллейбусов трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах; спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах; с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ и т.д. На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат – за счет федерального бюджета.
3. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Помимо самого Фонда в настоящее время организационная структура пенсионной системы включает в себя: - региональные отделения ПФР в субъектах Федерации; - региональные органы соц.населения, осуществляющие непосредственное назначение и выплату пенсий получателям; - Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого имеет свои счета; - региональные отделения Сбербанка; - Федеральную службу почтовой связи, через отделения которой осуществляются практически все виды пенсионных выплат. Основной задачей регионального отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и финансирования органов соц. защиты населения, осуществляющих непосредственную выплату пенсий. 4. Реализуемая в настоящее время Программа пенсионной реформы определяет пенсионное страхование следующим образом: Государственное пенсионное страхование – один из видов государственного соц. страхования, реализуемую через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов. Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страхового случая между застрахованным, о одной стороны, и всеми работадателями, с другой; между поколениями застрахованных и работодателей. Между застрахованными и работадателями, живущими и работающими на предприятиях в разных регионах страны, занятых на предприятиях разных отраслей. Полная автономность бюджета пенсионного фонда должна базироваться на стабильной правовой основе. Поэтому решение всех вопросов финансирования и обеспечения своевременной выплаты должно относиться к компетенции высшего законодательного органа страны, который проводит пенсионную политику через соответствующие законы. Обязательное государственное пенсионное страхование включает в себя систему пенсионного обеспечения, охватывающую все активное население в трудоспособном возрасте, включая наемных работников, а также предпринимателей. Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдельные категории граждан из числа, главным образом, гос. служащих: военные и правоохранительные органы, служащие определенных сфер государственной власти и т.д. Изложенные выше положения по формированию системы пенсионного обеспечения получили отражение в современной практике, которая реализует основные принципы пенсионного страхования: единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования; всеобщность; обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования; государственная гарантия для всех застрахованных; солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами); федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевого и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов); автономности бюджета пенсионной системы от государственного бюджета; поддержания уровня жизни пенсионеров; эквивалентности страховых платежей и пенсионных выплат; зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий; целевого использования страховых взносов на выплаты пенсий и пособий; возвратности пенсионных платежей; зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий (с целью предотвращения уравнительных пенсий); индивидуального учета (персонификации) уплаченных страховых взносов и др. принципы. В большинстве государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников: из государственных средств (в рамках государственного социального обеспечения); из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках государственного пенсионного страхования); из средств страховых компаний и иных финансовых организаций (в рамках добровольного пенсионного страхования).
Вопросы к семинару по теме: «Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации»
1.Основные структурные составляющие современной пенсионной системы России. 2.Понятие «трудовая пенсия» и ее экономическое содержание. 3. Основные принципы государственного (обязательного) пенсионного страхования. Особенности их реализации в России. 4. Виды и формы обязательного пенсионного страхования в России. 5. Перспективные направления реформирования пенсионной системы РФ. (доклад). Литература:
1. Соловьев А.К. Основы пенсионного страхования в России. / Учебно-методическое пособие.- М.: Светоч,2001.-248с. 2. Соловьев А.К. Финансовая система пенсионного страхования в России (учебное пособие).- М.: Светоч,199.-235с. 3. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования (учебное пособие).- М.: Современная экономика и право, 1999.- 187с. 4. Соловьев А.К. Экономические основы обязательного государственного пенсионного страхования в РФ (учебное пособие)- М.: Современная экономика и право, 1999.- 182с.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |