Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти

Рассмотрим основные виды памяти.

ПО МОДАЛЬНОСТИ (ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗАУЧИВАЕМОГО МАТЕРИАЛА):

- моторика = моторная память,

- эмоции = аффективная память,

- образы = образная память,

- словесные = обозначения вербально-логическая память.

Такой подход иллюстрируется теорией развития памяти в филогенезе и онтогенеза П.П.Блонского. Эта классификация имеет стороны внешнюю (по содержанию материала) и внутреннюю (по уровням). Все эти виды памяти отличаются по происхождению и уровневой организации (участие сознания - в том же порядке).

Подразделения памяти по типам были даны П.П.Блонским как определенные новообразования в развитии ребенка. Им были выделены: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная память. Он считал эти виды памяти представляющими ступени единого генетического ряда. В частности, по его мнению, эмоциональная память сама имеет основу в чувственной память, которая есть уже у шестимесячного ребенка и которая проявляется в осторожности, симпатии, первичном узнавании. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. В 2-х тт. Т. 2, М., 1979.

Теории развития п: 1. Блонский: филогенет. и онтогенет. образная, моторная, логическая (память-рассказ), аффективная. Все эти виды п. появляются в процессе онтоген. не одновременно. Моторная (рефлексы как ассоц. память)® аффективн. (плачь только от одного вида чего-то)®образная (с 2 лет - Штерн)®логическая (3-4 года). Аналогично и при анализе филогенеза: логич. - только у человека, образная - у первобытных племен, а моторная - у простейших. Чем ближе к началу этого ряда, тем < сознания.

 

Образы памяти и их исследование. Образы памяти являются наглядной репродукцией чувственного опыта. Фехнер (1860) в образах памяти существуют большие индивидуальные различия. Гальтон в тесте «что было за столом во время завтрака» обнаружил, что у одних индивидов яркие зрительные образы, а у других — слуховые или моторные. Стринер (1880) исследовал моторные образы. Некоторые испытуемые не могли представить себе слово, если их просили держать рот открытым. Битте (1909) просил представить себе различные образы и проградуировать каждый по семибалльной шкале от «совершенно ясно» до «отсутствия образа».

Объективная проверка образов. Энджелл и Фернальд (1910-12) придумали несколько методов:

Метод ассоциации: 5 минут называние предметов с цветовыми и звуковыми особенностями, и смотрели, что вызывает большие трудности.

Анализ стиля автора: больше цветов или звуков упоминается в речи?

Заучивание на основе зрения или слуха: как быстрее?

Метод отвлечения: зрительные процессы отвлекаются слуховыми, зрительными стимулами или зажатием языка зубами. Что больше отвлекает?

Орфография: запись слова в обратном порядке.

Квадрат букв, которые надо заучить, а затем воспроизводить в обратном порядке или по диагонали. Но: даже зрительный тип не может удерживать сразу 16-25 букв.

Описание картины: вербализаторы давали меньше ошибочных суждений, были более точны. Визуализаторы более полно описывали картину.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие понятия о памяти | Произвольная память
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.