КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние осмысленности материала на запоминание
Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект фон Ресторф. Степень сходства или различия материала особенно важна в перцептивном научении, обусловливании, выработке навыков и памяти. Степень сходства двух стимулов высока, если: - они однородны (слово и слово); - велико число общих идентичных элементов, образующих эти стимулы; - идентичны их структуры (два квадрата); - они относятся к одной и той же семантической категории (стол, стул, шкаф) - вызывают идентичные ответы = реакции (два резких слова – кожногальваническая реакция) Сходство материала. Гибсон (бессмысленные изображения), Андервуд (триграммы согласных, прилагательные, предъявляемые в рядах или попарно): число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастает с увеличением сходства между элементами. Различие материала. Фон Ресторф (гештальтпсихолог, ученица Кёлера) чередовала разнородные элементы материала в разных пропорциях. I опыт: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы и цвета были организованы в ряды, каждый из которых включал 4 однородные и 4 разнородные пары (например, 4 пары слогов, 1 пара фигур, 1 пара цветов и т.д.), эти ряды предъявлялись 2-3 раза, затем, после перерыва в виде нейтральной деятельности, испытуемые опрашивались по методу парных ассоциаций. Результат: 33% правильных ответов, если в ряду 4 однородные пары, и 74% – если только одна пара фигур среди 7 других пар. Вывод: независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные запоминаются лучше, чем однородные. II опыт: предъявлялись три типа рядов с интервалом в 1 день, затем через 10 минут после предъявления каждого ряда надо было воспроизводить элементы: - ряд I: за 1 цифрой следовало 9 слогов - ряд II: за 1 слогом следовало 9 чисел - ряд III: 1 цифра, 1 слог, 1 буква, 1 слово, 1 фотография, 1 препинак, 1 химическая формула, 1 пуговка и 1 графический символ Результат: - лучше всего (70%) воспроизводятся изолированные элементы ряда (I - 1 цифра, II – 1 слог) - количество правильных воспроизведений тех же элементов в ряду III – 40% - однородные элементы рядов I и II правильно воспроизводились в 22% случаев. Вывод: Если степень разнородности всех элементов одинакова, то закономерность различий между двумя любыми элементами будет обеспечивать относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного среди однородных элементов. Степень осмысленности = «ассоциативная сила» бессмысленного вербального стимула = относительная частота возникновения осмысленных ассоциаций при предъявлении этого стимула группе испытуемых. Методика Глейзера — слоги Методика Утимера — триграммы согласных Группе испытуемых предъявлялся ряд стимулов, и их просили объяснить, какие ассоциации вызывает каждый стимул. Получили следующие закономерности: При одинаковом времени упражнения число запоминаемых стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов. Для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |