Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Случайное и намеренное запоминание

По-видимому, не имеет значения, собираются ли люди заучивать материал; скорее, важно то, как они обрабатывают материал. Это показано в эксперименте Т.Хайда и Дж.Дженкинса (1973). Испытуемые видели группы из 24 слов, предъявлявшиеся со скоростью 1 слово за 3 с. Испытуемых одной группы просили проверить, имелась ли в каждом из этих слов буква «е» или «г». Испытуемых другой группы просили оценить приятность слов. Эти две задачи назывались задачами на ориентировку. Разумно допустить, что оценка приятности предполагала более осмысленную и глубокую обработку, чем задача на проверку букв. Другая экспериментальная переменная состояла в том, сообщалось ли испытуемым, что истинная цель эксперимента состояла в запоминании слова. Половине испытуемых в каждой группе сообщали об истинной цели эксперимента. Эти испытуемые, как считалось, находились в условии намеренного запоминания. Испытуемые другой половины в каждой группе, которые считали истинной целью оценку слов или проверку букв, как предполагалось, находились в условии случайного запоминания. Таким образом, в целом имелось четыре условия: «приятность — намеренное», «приятность — случайное», «проверка букв — намеренное», «проверка букв — случайное».

По окончании изучения списка всех испытуемых просили вспомнить как можно больше слов. В табл. результаты эксперимента Хайда и Дженкинса представлены в процентах.

  Оценить приятность Проверить буквы «е», «г»
Ненамеренное    
Намеренное    

Примечательны два результата. Во-первых, знание испытуемыми цели запоминания слов оказывало сравнительно малое влияние. Во-вторых, отмечалось большое влияние глубины обработки; испытуемые обнаружили намного более высокие результаты вспоминания в условии оценки приятности, независимо от того, ожидали ли они, что их проверят на вспоминание материала позже. При оценке слова на приятность испытуемые должны были думать о его значении, что дало им возможности больше работать над словом.

Эксперимент Хайда и Дженкинса: то, намеренно человек запоминает что-либо или нет, имеет очень небольшое значение (1964). Важно лишь, как человек обрабатывает материал при его предъявлении. Если он, не намереваясь запомнить материал, выполняет те же умственные действия, как и при намеренном запоминании, он одинаково хорошо запоминает материал в обоих условиях. Люди обычно обнаруживают лучшую память, когда намерены запомнить материал, потому что они, вероятно, выполняют действия, более способствующие хорошему запоминанию, такие как усложненная обработка и повторение.

Имеется интересный будничный пример отношений между намерением запоминать и типом обработки: по утверждениям многих студентов, они обнаруживают, что легче запомнить материал из романа, который они не пытаются запомнить, чем материал из учебника, который они пытаются запомнить. Причина состоит в том, что студенты находят, что типичный роман намного легче додумать, и хороший роман предполагает такие усложнения (например, почему подозреваемый отрицал, что он знал жертву?).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессы забывания в долговременной памяти | Исследования А.А.Смирнова
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.