КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни обработки
Исследования Истоминой и П.И.Зинченко. Влияние мотивов деятельности на запоминание посвящена работа Истоминой о влиянии мотивов запоминания на успешность удерживания в памяти. Детям предлагалось повторить ряд слов в условиях лабораторного эксперимента и в условиях игры. Во втором случае % воспроизведения выше - был ясный мотив для запоминания, непосредственно вытекавший из условий игры. Влиянию мотивов деятельности посвящена также работа П.И.Зинченко: школьникам предлагалось к каждому из называемых им слов придумать другое слово, находится в отношении к нему - указать то, что их связывает или обозначить качество. При этом в одних условиях говорилось, что это для выяснения умеют ли они правильно думать, в других - в ситуации игры. После выполнения задания - воспроизвести набор этих слов. Результаты: у дошкольников - лучше в игре, у школьников - наоборот. Закономерности непроизвольной памяти (в условиях отсутствия мнестической задачи): 1. то, на что было направленно внимание, непроизвольно запоминается; 2. запоминание связано с эмоционально-мотивационном состоянием (психопатология обыденной жизни (в особенности забывание намерений связанных с вытесненным содержанием - как Фрейд покупал шкатулку)). Модель "уровня обработки" (УО) была предложена Ф.Крэйком и Р.Локхартом в 1972 г. как реакция на представление о строении памяти в виде "ящиков в голове". Эти авторы придерживались мнения, что все имеющиеся данные удобнее описывать на основе понятия "уровней обработки". Входные стимулы подвергаются ряду аналитических процедур, начиная с поверхностного сенсорного анализа и далее — к более глубокому, более сложному, абстрактному и семантическому анализу. Обрабатывается ли стимул поверхностно или глубоко — это зависит от природы стимула и от времени, отпущенного его обработку. У элемента, обработанного на глубоком уровне, меньше шансов быть забытым, чем у того, что обрабатывался на поверхностном уровне. На самом раннем уровне входные стимулы подвергаются сенсорному и подетальному анализу. На более глубоком уровне элемент может быть опознан посредством механизмов распознавания паттернов и выделения значения; а на еще более глубоком уровне этот элемент может вызывать субъекта долговременные ассоциации. С углублением обработки увеличивается доля семантического или когнитивного анализа. Возьмем, например, распознавание слов: на предварительных стадиях зрительный паттерн анализируется по его чисто физическим или сенсорным деталям, таким как линии и углы. На более поздних стадиях эти стимулы сопоставляются с хранимой информацией, — например, когда одна из букв соответствует паттерну, идентифицированному как "А". На самом высоком уровне опознаваемый паттерн может "вызывать ассоциации, образы или сюжеты в зависимости от прошлого опыта употребления данного слова" (1972). Такие же уровни обработки существуют и для других сенсорных модальностей; предполагается, что стимулы каждой модальности проходят через одни и те же уровни: сенсорного анализа, распознавания паттерна и семантико-ассоциативную стадию обогащения стимула. Согласно теории "уровней обработки", память является в сущности побочным продуктом обработки информации, и сохранение ее следов прямо зависит от глубины обработки. Глубокий анализ, порождающий богатые ассоциации, приводит к возникновению долгоживущих и прочных следов памяти. При этом нам удается воспринимать информацию на уровне значений до проведения ее анализа на более элементарном уровне. Таким образом, хорошо знакомые и значимые стимулы обрабатываются на более глубоком уровне с большей вероятностью, чем менее значимые. Одним из примеров такого вида деятельности может быть печатание на машинке, когда человек сосредотачивается на последовательности букв, но очень слабо вникает в суть печатаемого. Так, если информационный подход к памяти подчеркивает наличие последовательных этапов продвижения и обработки информации, то согласно другому подходу, следы памяти возникают как побочный продукт перцептивной обработки. Так, предполагается, что длительность хранения в памяти зависит от глубины обработки, т.е. что информация, которая не стала объектом внимания и анализируется только на поверхностном уровне, вскоре будет забыта. А информация, глубоко обрабатываемая — захватившая внимание, полностью анализируемая и обогащаемая ассоциациями или образами,— сохранится надолго. Одно из четких отличий между теориями "ящиков в голове" (Во и Норман; Аткинсон и Шифрин) и "уровневой обработкой" состоит в различном подходе к понятию повторения. В первой повторение информации в КВП служит для передачи ее в хранилище с более длительным сроком хранения. Во второй повторение нужно для сохранения информации на одном уровне анализа или для обработки информации путем перевода ее на более глубокий уровень. Первый тип повторения — для удержания в памяти — не ведет к лучшей сохранности информации. Крэйк и Тульвинг (1975) проверяли идею о том, что чем глубже уровень обработки слов, тем лучше они должны воспроизводиться. С этой целью они предложили испытуемым просто оценить слова по их структурным, фонематическим и семантическим характеристикам. Вот примеры типичных вопросов: Структурный: Это слово написано прописными буквами? Фонематический: Рифмуется ли это слово со словом ВЕС? Семантический: Подходит ли это слово к такому предложению: ...... "Он встретил на улице. ——————————"? Крэйк и Тульвинг измеряли время принятия решения и опознания оцененных испытуемыми слов. (В еще одном эксперименте измерялось также воспроизведение.) Из полученных данных следует, что: (1) более глубокая обработка требует больше времени и (2) опознание кодированных слов возрастает прямо пропорционально конечному уровню обработки, т.е. слова, привязанные к смысловым характеристикам, опознаются лучше, чем слова, привязанные только к фонематическим или структурным характеристикам.
Концепция уровневой обработки была успешно опробована на различном стимульном материале. Некоторые исследователи (например, 1977) использовали для изучения уровней обработки распознавание лиц. В эксперименте Бауэра и Карлина испытуемым предъявляли ряд изображений лиц и просили охарактеризовать честность, привлекательность или пол изображенного человека. Успехи испытуемых в опознавании лиц были лучше после оценки ими честности и привлекательности, чем после оценки пола. Эти результаты показывают, что для оценки честности или привлекательности требуется более глубокая обработка, чем для определения пола. Видимо, в этом случае опознание облегчается более глубоким кодированием. Новые аспекты концепции уровневой обработки выявили Т.Роджерс, Н.Куипер и В.Киркер (1977), показавшие, что отнесение к себе — это мощная методическая переменная. Используя методику, сходную с методикой Крэйка и Тульвинга (1975), они составили для испытуемых четыре вопроса, каждый из которых содержал 40 прилагательных; вопросы различались по глубине обработки информации, или смысловой насыщенности. Из четырех вопросов один относился к структурным, другой — к фонематическим, третий — к семантическим характеристикам, а четвертый касался самого испытуемого. К вопросам схемы Крейка и Тульвинга был добавлен следующий тип вопроса: Это характеризует Вас? Как и в работе Крэйка и Тульвинга, здесь предполагалось, что слова, глубже кодированные в процессе их оценки, должны воспроизводиться лучше, чем слова, кодированные поверхностно. После того, как испытуемые проводили оценку слов, их просили в свободном порядке воспроизвести как можно больше слов из тех, что они оценивали. Хуже всего воспроизводились слова, характеризованные по структурному признаку; воспроизведение улучшалось в сторону слов, характеризованных фонематически и семантически. Слова, отнесенные испытуемыми к себе, воспроизводились лучше всего. Слова, оцененные относительно себя, лидируют по воспроизведению, и это указывает на то, что оценка относительно себя — это мощная система кодирования.
Эффект отнесения к себе (ЭОС) оказался мощным приемом запоминания. Интерпретация ЭОС основывалась на том, что если человек оценивает что-либо по отношению к себе, то возникает возможность оставить в памяти очень отчетливый след, поскольку знание "себя"— это очень хорошо разработанная структура.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |