Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Возникновение и общая характеристика кейнсианства




Социально-психологическое направление институционализма.

Концепция экономической свободы Ф.Хайека.

Концепция монетаризма М.Фридмена.

Возникновение и общая характеристика кейнсианства

План лекции

По теме № 21(2)

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине «Экономическая теория»

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

 

Специальность 080105.65 Финансы и кредит

 

Лекция подготовлена доцентом кафедры, полковником милиции, кандидатом экономических наук, доцентом М.А.Рахматуллиным

 

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

экономических дисциплин

02 ноября 2009 г., протокол № 4

 

 

Уфа 2009

 

Цель занятия: выяснить историю становления современных экономических школ.

Технические средства обучения: компьютерная графика, слайды.

Уровень усвоения материала: ознакомительный.

 

Литература

Основная:

Курс экономической теории: Учебник / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. – Киров. Изд. «АСА», 2009.

Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред. В.И. Видяпина. Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009.

Экономическая теория: учебник / под ред. О.С. Белокрыловой.-2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Экономика: учебник: /Под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономист, 2006.

Экономическая теория: учебник / под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой; МГТУ им. Н.Э. Баумана. – М.: Юрайт, 2006.

Дополнительная:

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.

История экономических учений: Учебник / Я.С. Ядгаров.; Российская экономич. академия. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М.: Проспект, 2006.

Липсиц И.В. Экономика: Учебник для вузов / 2-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2007.

Основы экономики: учебное наглядное пособие / М.П. Гуров, Ю.А. Кудрявцев, О.В. Фролова: ДКО МВД РФ. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

Основы экономической теории: учебное пособие / О.В. Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 3-е изд. Доп и испр.- СПб.: СПбГУЭиФ, ПИТЕР, 2006.

Экономическая теория: Учебник / под ред. Н.Г. Кузнецова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., Ростов н/Д: МарТ, 2007.

Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского; Финансовая академия при Правительстве РФ. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008.

Экономическая теория: учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – М.: Эксмо, 2007.

Экономические дисциплины в схемах и таблицах: учебное пособие / У.З. Сафин и др. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008.

Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2008.

 

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и на неразвитые в промышленном отношении страны. Причем в последних, рост происходил в условиях, когда промышленность практически отсутствовала, а экспортное сельское хозяйство было повергнуто в такой же кризис, как производство стали в США. Кризис затронул, следовательно, все сферы. В действительности мировой кризис 30-х г «возник и наложения друг на друга разноплановых причин, породивших феномен резонанса». В 1929-33гг. закончился период «скрытого» развития экономики. То было время конца целого ряда странах и открытых новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизацинной системы. Иными словами, 1930 г пожил предел тому типу роста, который был характерен для XIX в., и тщетно пытался сочетать использования пространства и материи с инновационными механизмами.

Поэтому совершенно очевидно, что поскольку «сила» неоклассической теории конца XIX-начала ХХ вв распространилась главным образом на микроэкономический анализ, в условиях кризиса, спроса сопровождающегося всеобщей безработицей, стал необходим еще в иной – макроэкономический анализ, к которому в частности обратился английский ученый Дж.Кейнс. В результате в экономической науке озабоченность проблемой совокупного эффективного спроса заставила многих экономистов согласиться с Кейнсом в том, что «полное доминирование рикардианского похода на протяжении 100 лет было катастрофой для прогресса экономической науки». Одновременно, начиная с 30 годов, в области «социальной экономики» мы наблюдаем острую борьбу экономистов около вопросов государственного вмешательства. А возникшие в этой связи новые проблемы научных исследований вплоть до наших дней не теряют своей актуальности, ибо основное их содержание – это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех по берут свое начало нацеленные на решение этих проблем теории, которые с высот сегодняшней науки правомерно подразделять на два направления. Одни их этих направлений опирается на учение Дж. Кейнса, он рекомендует меры государственного вмешательства в экономические процессы называть, как правило, кейнсианством.

Основные положения и концепции работы Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В сфере анализа таких категорий, как стоимость, капитал, рента и т.д. Кейнс разделял взгляды кембриджской школы. Кейнс стремился к теоретическому объяснению капиталистической экономики в целом. Сосредоточение на экономических связях короткого периода приводит Кейнса, к игнорированию научно-технического прогресса. Это объясняется особенностью обстановки начала 30-х годов: когда проблемы длительной экономической перспективы как бы отодвигалась на второй план, наиболее насущным сделался вопрос перехода от неполной занятости к занятости полной. Он и волновал Кейнса более всего.

На втором плане в его системе находится также качественный социальный анализ. Ему приходится давать интерпретацию экономических явлений с точки зрения их социальной сущности.

Основные положения "Общей теории занятости, процента и денег": Кейнс подвергает критике ряд взглядов, укоренившихся в современной ему западной экономической науке. Одним из таких взглядов был закон Сея. Согласно воззрениям Сея каждый продавец затем становится покупателем. Следовательно, предложение автоматически порождает спрос, общее перепроизводство невозможно (за исключением отдельных товаров в отдельных отраслях, которые за тем быстро ликвидируется).

Кейнс отвергал такую позицию, указывая, что капиталистическая экономика основана не только на обмене товара на товар, она опосредована обменом денег. Денежный фактор играет самостоятельную роль: накапливая деньги экономические агенты сокращают совокупный объем платежеспособного спроса, в результате может возникнуть общее перепроизводство. Вывод Кейнса: объем производства НД определяется непосредственно не факторами предложения (капитала, и размерами применяемого труда), а факторами спроса.

Кейнс поставил проблему спроса в центр своих исследований, сделал исходным пунктом макроанализа. Кейнс считал, что помимо существования фрикционной и добровольной безработицы существует вынужденная безработица. Спрос является решающим при определении уровня занятости: Кейнс вводит понятие функции совокупного спроса (определяется соотношением между ожидаемыми доходами предпринимателей и объемом занятости) и совокупного предложения (между совокупными издержками и совокупной занятостью). Точка пересечения ("точка эффективного спроса") определяет объем занятости в масштабах общества. Но поскольку в течение коротких периодов функция предложения остается неизменной, занятость начинает зависить от факторов спроса. Главными компонентами эффективного спроса является потребление и инвестиции.

По Кейнсу - инвестиции должны быть равны сбережениям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.