КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приобретенное и врожденное в интеллекте
Лекция 24. Теория Ж.Пиаже. Резюме:. Основная литература к главе 23 Алексеев Н.Г., Щедровицкий Г.П. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР. М., 1957, № 3, с. 41-47 Психология мышления: Сборник переводов / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965 Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / Под ред. Е.В.Шороховой. М.: Наука, 1966 Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979 Выготский Л.С. Мышление и речь. - Собрание сочинений в 6 т., т. 2. М.: Педагогика, 1982 Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966 Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980 Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981 Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А.В.Брушлинского. М.: Наука, 1982 Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987 Тихомиров О.К. Психология мышления. Уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр» Академия», 2002. Будут рассмотрены следующие вопросы: 1. Приобретенное и врожденное в интеллекте. 2. Теория Ж.Пиаже. 3. Критика Ж.Пиаже. Существуют два противоположных представления на природу познания. В соответствии с первой позицией, развитие знаний человека о мире формируется постепенно и зависит от действия с объектами, перемещений в пространстве, исследования окружения. Действия с объектами формируют восприятие признаков объектов и отношений между ними, что служит основой формирования понятий, как единиц мыслительного процесса (Дж.Беркли, В.Джемс, Г.Гельмгольц). В рамках другой позиции постулируется, что познание совершенствуется скорее по своим собственным основаниям, нежели на основе восприятия и действия. Начальные понятия составляют стержень многих более поздних концептов. Они обогащаются и детализируются по мере накопления ребенком опыта, обеспечивая прогресс знания, и никогда не отбрасываются как ненужные или неиспользуемые (Платон, Р.Декарт, И.Кант). Эти две позиции могут быть обозначены как эмпирическая и нативистическая. Соответственно в детерминации развития мышления эмпиризм отдает предпочтение опыту, а нативизм предполагает решающую роль некоторой заданной тенденции, которая разворачивается по мере развития ребенка, определяя особенности его мыслительных процессов. Несмотря на то, что современные теории когнитивного развития не содержат столь жестких противопоставлений, соотношение врожденной тенденции и роли опыта в развитии мыслительных процессов решается в пользу одной из ведущих детерминант. Одни из аспектов этого вопроса — соотношение обучения и развития в когнитивном развитии ребенка. Приверженцы разных теорий предлагают свой вариант решения данной проблемы. В бихевиоризме этот вопрос решался однозначно: обучение — это и есть развитие. В парадигме «стимул—реакция» подчеркивалась роль научения в отвлечении от врожденных преддиспозиций развития. Эта теория не рассматривала возрастных различий в когнитивном развитии. Главной целью бихевиористских концепций было открытие универсального принципа обучения для всех возрастов. Законы обусловливания, закрепления, генерализации и угасания призваны были объяснить поведение детей и взрослых, в том числе становление познания. Теория Ж.Пиаже противоположна бихевиоризму. По мнению Пиаже, ребенок приходит в этот мир лишенным всех основных когнитивных способностей, присущих взрослому, но постепенно развивает их, проходя через ряд стадий развития. Пиаже предполагал радикальные изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям и концептам, которые они уже имеют, конструируя знания реальности из собственного опыта. Постулируя преддиспозиций когнитивных функций по организации и адаптации опыта, Пиаже считал, что обучение должно опираться на достигнутый уровень развития. Характерным является решение парадокса о трехмерном мире, ведь поверхность сетчатки, на которую проецируется визуальное изображение — плоская, и проекция не имеет третьего измерения. Выдвигались предположения, что восприятие глубины возможно только при соединении опыта зрительного восприятия с опытом осязания и (или) моторной активности (И.М. Сеченов, Дж. Локк, Дж. Беркли, Г. фон Гельмгольц и др.). Так, Г. фон Гельмгольц полагал, что знания о физическом мире впервые появляется у ребенка, когда он начинает экспериментировать с миром, систематически манипулируя предметами, которые он видит перед собой. Подобные направляемые объектом манипуляции появляются в шестимесячном возрасте. Под влиянием этих идей находился и Пиаже, полагая, что все сенсорные системы функционируют разрозненно, и на ранних этапах осязание «учит» зрение. Он считал, что новорожденный видит мир двухмерным и не имеет представления о глубине. Постепенная координация разных ощущений — осязания и зрения, зрения и слуха — формирует мультисенсорную координацию: зрение—осязание—слух. Подобная координация складывается благодаря собственной активности младенца. По мнению Пиаже, маленькие дети не имеют репрезентаций, показателем чего является отсутствие понимания ими причинности. Способность к репрезентации отсутствует до тех пор, пока их сенсомоторная активность не станет скоординированной и интериоризированной. Этой стадии младенец достигает к 18-месячному возрасту [Пиаже, 1969].
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |