Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной вопрос

Иерархическая категоризация у дошкольников

Другой принципиальной логической способностью является использование иерархической категоризации. Это предполагает возможность пони­мать соотношение понятий. Например: собаки и колли (колли — вид со­бак); все колли — собаки, но не все собаки — колли. Хотя некоторые ис­следования подтверждают, что младшие дети не понимают соотношения класс—подкласс так, как взрослые и старшие дети, однако недавние ис­следования очень маленьких детей подтвердили способность формировать категории, основанные на иерархических отношениях.

Мандлер и Боар [Mandler, Bauer, 1988] исследовали способность категориального мышления у младенцев 12,15 и 20 мес, используя метод, на­званный последовательным прикосновением. Регистрировалось дотягивание и схватывание объектов по группам. Предъявлялись объекты базового уровня (собаки и кошки), суперординарного уровня (одушевленные и нео­душевленные), а также категории, предполагающие контекст (например, предметы из ванной). Мандлер и Боар нашли, что дети могут последова­тельно касаться объектов, которые принадлежат к той же самой иерархи­ческой категории (например, все собаки). Эти паттерны последовательного касания принадлежали к строго базовому уровню и в меньшей степени к суперординарному и контекстуальному. Изложенные данные показывают, что даже младенцы имеют некоторые знания о соотношении класс—под­класс, и, следовательно, способны использовать информацию для форми­рования категорий знакомых объектов.

Одной из важнейших составляющих мышления является система наиболее общих понятий о свойствах и закономерностях окружающего мира. В исследованиях Н.Н.Поддьякова (Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1985, № 2, 105-117), в частности, показано, что уже в раннем дошкольном возрасте (4-6 лет) формируются начальные понятия о пространстве, времени, движении, развитии, жизни. При этом обнаруживаются два процесса: развитие неопределенных диффузных знаний в определенные, ясные и точные, с одной стороны, и возникновение и рост системы неопределенных знаний, существующих в форме догадок и предположений, с другой.

Несомненно, как подтверждает Пиаже и другие исследователи, основные изменения интеллекта происходят в детский период. Но остаются серьезные вопросы о том, что лежит в основе таких изменений. Существуют два способа объяснении того, почему дети, становясь старше, лучше решают различные интеллектуальные задачи. Один из них заключается в том, что они «лучше думают», а другой - в том, что они «лучше знают». Первый вариант объяснения подразумевает, что у детей развиваются основные когнитивные процессы. Возможно, они могут удерживать больший объем информации в рабочей памяти или быстрее обрабатывают информацию. Второе объяснение («лучше знают») подразумевает, что, становясь стар­ше, дети лучше и в большем объеме получают знания о фактах и методах. Речь идет не просто об увеличении объема знаний, но и устранении ложных фактов и неподходя­щих методов (таких, как опора на видимую картину в заданиях на сохранение). Возможно, это более совершенное знание позволяет им лучше справляться с за­даниями. Здесь уместно сравнение с компьютером: компьютерная операция (на­пример, дедуктивный вывод) будет выполняться лучше, если ту же программу установить на более быструю машину с большей памятью или если на той же са­мой машине использовать лучшую программу. Так что же является причиной раз­вития ребенка: «лучшая машина» или «лучшая программа»?

Безусловно, это не случай выбора типа «или-или». Развитие интеллекта ребен­ка происходит благодаря обоим факторам, но остается открытым вопрос о соот­ношении влияния каждого из них. Сиглер (Siegler, 1998) утверждает, что многие изменения в развитии, происходящие в течение первых двух лет, можно объяснить изменениями в нервной системе. Такие изменения значительны. Ребенок рожда­ется с большим количеством нейронов, чем будет у него в позднем возрасте. В то время как количество нейронов уменьшается, происходит резкое, десятикратное увеличение синаптических связей на протяжении первых двух лет жизни. Число синапсов, действительно, достигает высшей точки примерно в 2 года, а затем начинает уменьшаться. Сокращение числа нейронов, а позже — уменьшение количества синаптических связей рассматривается как процесс само­настройки мозга. Первоначальное избыточное количество нейронов гарантирует, что нейронов и синапсов будет достаточно для обработки требуемого объема ин­формации. Когда какое-то их количество не используется и поэтому оказывается ненужным, они уничтожаются (Huttenlocher, 1994). После 2 лет не происходит дальнейшего роста нейронов и их синаптических связей, но мозг продолжает рас­ти из-за разрастания других клеток. В частности, увеличивается число глиальных клеток, включая те, из которых состоят миелинизированные оболочки аксонов нейронов: миелинизация позволяет передавать нерв­ные сигналы гораздо быстрее. Процесс миелинизации может продолжаться до 20 лет, но с постоянно уменьшающейся скоростью. Результаты его значительны. Например, время, необходимое нервному импульсу для пересечения полушарий головного мозга, составляет у взрослого человека около 5 мс, что в 5 раз быстрее, чем у 4-летнего (Salamy, 1978).

2-летний ребенок достигает лишь 20 % будуще­го веса своего тела, в то время как мозг — уже 80 % своего окончательного разме­р. Можно утверждать, что когнитивное развитие после 2-летнего возраста с большей вероятностью зависит от тех знаний, которые будут получены человеком, чем от физического изменения возможностей мозга.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы изучения когнитивных способностей младенцев | Теория Р.Кейса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.