КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способность к рассуждению
Типичные тесты, используемые для оценки рассуждения, включают математические задачи, задачи на проведение аналогий, задачи на экстраполяцию последовательностей, дедуктивные силлогизмы и задания на решение проблем. Такие способности можно называть способностями к решению проблем. Большинство исследований с применением психометрических тестов фокусируется только на том, дает ли человек правильный ил неправильный ответ. В противоположность этому, анализ обработки информации пытается изучить шаги, при помощи которых человек находит ответ на вопрос, фиксируя время, необходимое для осуществления каждого шага. Исследование Стернберга (Sternberg, 1977; Sternberg & Gardner, 1983) представляет собой попытку соединить традицию психометрических исследований и традицию обработки информации. Он анализировал, как люди решают самые разнообразные проблемы, требующие рассуждения. Задача на проведение аналогий. Испытуемых просили разрешить аналогию; «A относится к В как С относится к D, или к D2?». Стернберг разделил процесс проведения таких аналогий на несколько стадий. Две важнейшие стадии в его анализе назывались рассуждением и сравнением. Рассуждение подразумевало нахождение всех свойств, отличающих А от В и применение их к С. Так, А и В отличаются изменением одежды с пятнистой на полосатую. Поэтому человек прогнозирует, что пятнистый С изменится на полосатый D. Сравнение предполагает сопоставление прогнозируемого D c D1 и D2. Сравнивается каждое свойство, пока не будет найдено то, которое позволяет сделать выбор. Так, испытуемый может сначала проверить, есть ли зонтики у D1 и у D2 (да, есть), затем — есть ли у обоих из них полосатая одежда (да, есть) и, наконец, у обоих ли темная шляпа (нет только у d1). Свойство «темной шляпы» позволит испытуемым отбросить D2 и принять D1. Стернберга интересовало время, требующееся испытуемым для таких оценок. Он предполагал, что на каждое свойство, отличающее А от В, потребуется дополнительное количество времени, потому что это свойство должно изменяться, чтобы из С получить D. Стернберг и Гарднер (Sternberg & Gardner, 1983) оценивали его как равное примерно 0,28 с для каждого такого свойства. Это параметр рассуждения. Они также установили, что время на сравнение предсказанного свойства D со свойствами D1 и D2 равняется 0,60 с. Это параметр сравнения. Значения 0,28 и 0,60 являются средними значениями; реальное время рассуждения и оценки различно у каждого испытуемого. Стернберг и Гарднер исследовали корреляции между значениями этих параметров у конкретных испытуемых и психометрическими измерениями способностей испытуемых к рассуждению. Они обнаружили корреляцию 0,79 между параметром рассуждения и психометрической оценкой рассуждения и корреляцию 0,75 между параметром сравнения и его психометрической оценкой. Это значит, что испытуемые, слабые в рассуждении или сравнении, плохо справляются с аналогичными психометрическими тестами. Таким образом, эти ученые смогли показать, что показатели скорости, полученные в результате анализа обработки информации, критичны для психометрических измерений интеллекта. Испытуемые, имеющие высокие результаты по тестам на способность к рассуждению, могут проходить отдельные этапы рассуждения более быстро. Рассуждение и решение задач. Почти все согласны, что и рассуждение, и решение задач являются равно важными проявлениями человеческого интеллекта; понятно поэтому, что разделение этих понятий проводится только для аналитических целей. Среди нового поколения когнитивных психологов, которому предстоит разрешить проблему человеческого интеллекта, рассуждения и решения задач, наиболее выдающимся является Р.Стернберг (R.Sternberg, 1977, 1980а, 1980Ь, 1982, 1986). Согласно его схеме, рассуждение можно описать как попытку соединить элементы старой информации с целью получения новой. Старая информация может быть внешней (из книг, фильмов или газет), внутренней (хранящейся в памяти) или их сочетанием. При индуктивном рассуждении информации, содержащейся в посылках, недостаточно для получения вывода; человек должен сотворить правильное решение. Один из приемов, использованных Стернбергом,— это задача равенства отношений, которую можно представить так, что А относится к В как С относится к D или в символической форме — A:B::C:D. В одних случаях последний член D опускается и должен быть генерирован человеком, а в других случаях человек должен сделать выбор из ряда различных ответов, как в следующем примере: Филология:Языки::Микология: (а- Цветущие растения, б- Папоротники, в- Сорняки, г- Грибы). Для решения этой аналогии способность рассуждать нужна в минимальной степени, тем не менее, многим людям она представляется трудной, поскольку они не знают, что микология изучает грибы, а филология изучает происхождение языка. Аналогии подобного типа служат мерой для той формы интеллекта, которая связана с запасом слов. В приведенном примере решение аналогии зависело от знания слов и способности рассуждать. Однако, решение задач на равенство отношений — это не просто воспроизведение из памяти, оно включает несколько этапов. Стернберг предполагает, что, встречаясь с задачей такого типа, мы разбиваем аналогию на подзадачи и решаем каждую из них, а уже затем решаем всю задачу. Эта стратегия сходна с упоминавшимся ранее анализом "средство-результат", использованным Ньюэллом и Саймоном, но отличается от него тем, что все этапы последовательности обработки информации играют в нем важную роль. Следующая задача приводится в качестве иллюстрации для некоторых этапов, прорабатываемых человеком при решении аналогий. Юрист:Клиент::Доктор: (а- Пациент, б- Медицина) В этом случае кодирование слов менее сложно, чем в предыдущем, поскольку большинству людей знакомы все эти термины. В решении этой задачи есть такие этапы: а. Рассуждающий кодирует термины аналогии. б. Рассуждающий делает вывод о связи, существующей между юристом и клиентом (например, юрист предоставляет услугу клиенту, юрист оплачивается клиентом, юрист может помочь клиенту). в. Рассуждающий составляет карту отношения высокого порядка, существующего между первой и второй частями аналогии (обе касаются специалистов, предоставляющих услуги клиентам). г. Рассуждающий применяет отношение, сходное с выведенным им, ко второй части аналогии, т.е. между доктором и каждым из вариантов (доктор предоставляет услугу человеку, а не медицине). д. Рассуждающий дает свой ответ. Сначала члены аналогии нужно закодировать или транслировать во внутренние репрезентации, над которыми будут выполняться последующие операции. Стернберг использует модель репрезентации (Sternberg, 1977, 1982, 1985), основанную на признаках информации; она сходна с теориями семантической памяти. Эту модель можно проиллюстрировать на следующем примере: Вашингтон: 1:: Линкольн (а- 10, б- 5) Вашингтон может быть закодирован (1)как Президент (1-й), (2)как личность, запечатленная на деньгах (банкнота в 1 доллар), и (З)как герой (Американской революции). "1" можно закодировать (1)как число (единица), (2)как порядковый номер (первый) и (3) как количество (1 штука). Линкольн может быть закодирован (1)как Президент (16-й), (2)как "10" можно закодировать (1)как число (десять), (2) как порядковый номер (десятый) и (З)как количество (10 штук). "5" можно закодировать (1)как число (пять), (2) как порядковый номер (пятый) и (З)как количество (5 штук). Кроме семантических репрезентаций, показанных выше, информацию в задачах можно представлять картинно; так, задачу равенства отношений, по условиям которой черный квадрат находится внутри белого круга, можно представить на языке формы, положения или цвета. На материале подобных задач Стернберг (1985) разработал теорию интеллекта, согласно которой интеллект можно разделить на 5 типов компонент: метакомпоненты, компоненты деятельности, компоненты приобретения, компоненты удержания и компоненты передачи. Компоненты — это этапы, через которые надо пройти человеку, чтобы решить задачу. Метакомпоненты — это знания человека о том, как решать задачу. Поскольку метакомпоненты составляют основу решения многих концептуальных задач, Стернберг считает, что они связаны с общим интеллектом. Он продолжает изучение тех ролей, которые различные компоненты играют в задачах на рассуждение, таких как аналогии, а также то, как с развитием человека возрастает сложность этих компонентов и метакомпонентов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |