КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Биологический интеллект
Понятно, насколько важно установить роль, которую выполняет наследственность в детерминации интеллекта. Но знание, что индивидуальные различия в интеллекте, скажем, на 50 или 70 % наследственны, ничего не говорит нам ни об интеллекте, ни о его физиологических механизмах. Г. Айзенк подчеркивал, что корреляционный и факторный подходы традиционной тестологии явно недостаточны для объяснения механизмов интеллекта. По его мнению, путь доказательства существования интеллекта - это доказательство его нейрофизиологической детерминации. В качестве аргументов Айзенк рассматривает факты корреляционных связей показателей IQ с характеристиками вызванных потенциалов коры головного мозга (мерой их сложности и синхронности), а также с временем простых двигательных реакций и временем опознания объектов в условиях их кратковременного зрительного предъявления. «Мы приходим к удивительному заключению, — пишет Айзенк, — что лучшие тесты индивидуальных различий — это тесты не-когнитивные по своей природе» [Eysenk, 1982, р. 9]. Индивидуальные различия непосредственно обусловлены особенностями функционирования центральной нервной системы, отвечающими за точность передачи информации, закодированной в виде последовательности нервных импульсов в коре головного мозга. Если такого рода передача в процессе переработки информации с момента воздействия стимула до момента формирования ответа осуществляется медленно, со сбоями и искажениями, то успешность в решении тестовых задач будет низкой. Подобно тому, как в свое время сформировалось представление о сложности состава атома, IQ также должен быть «взломан» на отдельные составляющие, каждая из которых требует отдельного измерения. А именно: в IQ следует выделить такие компоненты как скорость решения, настойчивость в поиске решения и ошибки исполнения. Для понимания природы интеллекта особенно важен компонент ментальная скорость, которая и является, по словам Айзенка, психологической базой и источником развития интеллекта. В целом, смысл идеи сведения сущности интеллекта и соответственно критерия его развития к скоростным характеристикам процесса переработки информации, обусловленным нейрофизиологическими факторами, Айзенк видит в том, что только с помощью некогнитивных по своей направленности объяснений проблема интеллекта может быть выведена из «болота ментализма», и сам интеллект может приобрести статус реальной психической способности. Наиболее типичным проявлением ментальной скорости является феномен времени опознания. Операционально он определяется как то наиболее короткое время экспозиции стимула (при тахистоскопическом предъявлении слов, цифр, букв в диапазоне от 10 до 150 мс), за которое испытуемый успевает опознать предъявляемый объект, если при этом он дает до 95% правильных ответов. В содержательном плане — это время, которое требуется человеку для достаточной детализации визуального стимула, с тем чтобы в итоге сделать о нем уверенное и точное различительное суждение. Имеются данные об удивительно высоких корреляциях между скоростью опознания и уровнем невербального и вербального интеллекта по шкале Векслера (r = —0,92 и r = —0,41 соответственно), а также с показателем по тесту Равена ( r = —0,72) [Eysenk, 1982]. Не исключено, что теория ментальной скорости хорошо объясняет ту частную форму интеллектуальной активности, которая задействована в решении стандартных интеллектуальных тестов и определяется сформированностью определенных умственных действий. Однако вопрос о скорости переработки информации и ее отношении к механизмам работы естественного человеческого интеллекта до сих пор является дикуссионным. Предпринимались попытки пролить свет на биологический интеллект путем изучи средних вызванных потенциалов. Суть метода состоит в том, что испытуемому многократно предъявляется простой стимул (световой или звуковой), параллельно регистрируется активность головного мозга. Усреднение полученных данных об активности мозга от пробы к пробе позволяет установить средний вызванный потенциал, т.е. средний уровень ответа головного мозга на стимул. В исследовании (Hendrickson, Hendrickson), проведенном в лаборатории Айзенка, установлена существенная связь между IQ и количественным показателем, основанным на среднем вызванном потенциале в ответ на звук. Лица с высоким IQ обладали сложными вызванными потенциалами с большим количеством спадов и подъемов. Корреляция с IQ составила +0,72. Еще более высокая корреляция (+0,83) установлена между им и показателем среднего вызванного потенциала. И уже совершенно удивительной была корреляция +0,93 между средними вызванными потенциалами и шкалой Векслера для измерения интеллекта взрослых (H.J. Eysenck, Barrett, 1985). Полученные результаты вдохновляют по ряду причин. Во-первых, представляется, что авторы исследований установили ключевые аспекты биологической основы интеллекта. Вот что говорит по этому поводу Айзенк: Вне сомнений, мы в состоянии сейчас измерять интеллект физиологически с точностью, которая выгодно сравнима с лучшими существующими тестами IQ.... Мы находимся на пороге настоящей революции в изучении психических способностей. (Н. Eysenck, V. Eysenck,1989:112—113) Во-вторых, можно воспользоваться этими результатами (Hendrickson, Hendrickson, 1980) для создания биологической теории интеллекта. Как считают ее авторы, головной мозг способного человека меньше ошибается. Поэтому у способных индивидов переработка стимула протекает при повторных предъявлениях неодинаково, о чем свидетельствуют подъемы и снижения среднего вызванного потенциала. В противоположность им у людей с низким интеллектом переработка стимула при каждом предъявлении протекает одинаково, порождая расплывчатые средние вызванные потенциалы с короткой цепочкой. Несмотря на первое воодушевление после применения техники вызванных потенциалов для измерения интеллекта, биологическая основа интеллекта так и не была открыта (Barrett, H.Eysenck, 1992; Caryl, 1991). Например, при использовании той же процедуры была получена корреляция 0,33 между миной цепочки по среднему вызванному потенциалу и показателями теста прогрессивных матриц Ра-вена, что вообще противоречит предыдущим результатам (Mackintosh, 1986). Применяя тот же подход, Хсндриксон, Баррет и Айзенк (Hendrickson, Barrett, Eysenck,1992) получили корреляцию -0,44 между IQ и длиной цепочки среднего вызванного потенциала. И это тоже противоречит прежним результатам. Последовавшие за этим провалы попыток повторить результаты привели Баррета и Айзенка к следующему выводу: В отношении различных исследований коррелятов среднего вызванного потенциала (ВП) мало что можно сказать, кроме того, что столь вескому исследованию со «значимым» результатом можно противопоставить другое, демонстрирующее противоположный результат..., и не может быть никакого доверия корреляциям между параметрами ВП и IQ. Текущее состояние эмпирических доказательств не подрывает, вне сомнения, выводов теорий, моделей и подробных объяснений «биологического интеллекта». (Barrett, H. Eysenck, 1992)
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |