Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грамматика преобразований

Наиболее важ­ные аспекты теории Хомского:

- язык в значительной мере опирается на единообразие, и его строе­ние зачастую связано более со смыслом предложения, чем с его внешними характеристиками;

- язык является не закрытой, но развивающейся системой;

- в основе структуры языка лежат элементы, общие для всех языков и отражающие принципы организации, исконно присущие созна­нию.

Эти принципы организации непосредственно влияют на на­учение и на генерацию языка.

Совокупность закономерностей языка называется грамматикой, а грамматика преобразований занимается видоизменениями грамматических форм, при которых суть сообщений ос­тается неизменной. Наиболее интересны в теории Хомского три понятия — внешняя струк­тура, глубинная структура и правила (грамматика) преобразований. Внешняя структура — это та часть предложения, кото­рая может быть выделена и названа путем обычного анализа; глубинная структура — основная форма, содержащая значительную часть инфор­мации, необходимой для передачи смысла; и правила преобразований — это правила превращения одной структуры в другую. "Грамматика преоб­разований"— революционный элемент в системе Хомского; она включает детальные правила преобразования языковых сообщений из одного вида в другой. Рассмотрим такие предложения: "Спортсмен заприметил девушку из общины" и "Девушка из общины была запримечена спортсменом". Оба эти предложения правильны, поскольку оба они в сущности передают один и тот же смысл и составлены из очень близких слов, хотя они и различаются по своей структуре. В глубинной структуре обоих этих предложений заключена одна и та же идея, но две приведенных конкретных ее формы (или внешние структуры) различаются и связаны правилами преобразований.

Еще один пример. Основное содержание простого предложения: "Вы­соченный гиппопотам видел низенького жирафа" можно выразить в такой форме: "Низенький жираф был виден высоченному гиппопотаму" или: "Именно высоченный гиппопотам увидел низенького жирафа". Понимание действительного смысла предложения берет верх, несмотря на смысло­вую перестановку, а в некоторых случаях и изменение слов и морфем. Целостность значения сохраняется в глубинной структуре. Существует бесчисленное количество способов сказать одно и то же. Правила, объясняющие это явление в современной грамматике, называются грамматикой преобразований. С этой простой задачей справится даже ребенок, но ее нельзя объяснить в терминах S— R. Речь и язык едва ли можно считать пассивным повторяющимся паттер­ном активности; наоборот, человеческий язык — это продуктивная, гене­ративная система. Каждое произносимое говорящим предложение есть более или менее творческий продукт, который так или иначе понимается слушателем, хотя он нов для них обоих.

Дети применяют правила трансформации, когда составляют такие предложения, как «я побегул домой» (прошедшее время от «бегу»).

Способность человека творчески генерировать и понимать предложения можно объяснить при помощи метафоры "дерева", которая упорядо­ченно отображает внешнюю и глубинную структуры. Например, структу­ру вышеприведенной фразы "(Этот) высоченный гиппопотам видел (это­го) низенького жирафа" (The tall hippopotamus saw the short giraffe) можно изобразить в виде схемы, в которой предложение внизу составляет внешнюю структуру, а остальная сеть — глубинную.

На этом простом примере мы можем указать основные составляющие предложения, существующие не только на внешнем, но и на глубинном, абстрактном уровне. Самый общий уровень — предложение (П) разделяется на субъект и предикат, выраженные во фразе с существительным (ФС) и в глагольной фразе (ГФ). Во фразе с существительным (ФС) со­держится определитель (О) и существительное (С), которое включает при­лагательное (Пр) и существительное (С). Глагольная фраза (ГФ) содер­жит глагол (Г) и фразу с существительным (ФС), куда входят артикль (А), прилагательное (Пр) и существительное (С).

Правила математических преобразований позволяют представлять вы­ражения так, чтобы конкретная форма менялась, а лежащая в ее основе реальность (глубинная структура) оставалась постоянной. Например, если А=В, то В=А; выражение изменилось, но его суть осталась прежней. Вы­ражение 4Х=8 можно записать как Х=8/4, a ab=XY(2X+N) — как XY= =ab/(2X+N). Независимо от того, насколько сложна внешняя форма, глу­бинная структура или лежащая в основе реальность в этих отношениях остались те же. Грамматика преобразований исходит из простого принципа: высказывания, включая математические выражения, можно перепи­сать в различном виде, сохранив при этом суть их значения. Этим можно объяснить, что способность человека генерировать огромное количество различных предложений и несколько разновидностей каждого из них не есть результат имитации, для чего потребовалась бы гигантская память, а есть результат присущего человеку понимания правил, по которым пред­ложения образуются и преобразуются в другие предложения, имеющие тот же смысл. Хомский называет такую способность компетентностью. Вот основные правила построения фраз (с использованием аббревиатур из вышеприведенного примера с "деревом"):

П → ФС + ГФ

ФС → О + С

ГФ → ВсГ (вспомогательный глагол) + Г + ФС

Эти правила можно применять ко всякой глубинной структуре, когда надо переписать ее по-иному, в грамматически более совершенном виде и при этом сохранить истинный смысл.

Смысл порождающей грамматики в том, что при анализе языка надо исходить из синтаксического уровня, а не из фонологического или морфо­логического. Если в лингвисти­ческом исследовании ограничиваться только ими, то не удастся объяс­нить все разнообразие быстро порождаемых и легко понимаемых языко­вых форм. В качестве примера грамматически верного, но абсурдного по смыслу высказывания Хомский приводит следующее: "Бесцветные зеле­ные идеи бешено спят". Грамматические правила образования предложе­ний весьма немногочисленны (в конце концов: кто-то делает что-то и для чего-то), но количество сочетаний смысловых компонентов бесконечно. И даже приведенное высказывание при наличии хорошего воображения можно счесть не только грамматически верным, но и имеющим смысл.

Дж.Миллер разработал методику «сопоставления предложений» для проверки трансформационной модели порождения и понимания языковых предложений, предложенную Н.Хомским (Конечные модели описания языка. М.: Наука, 1967 (совм. с Н.Хомским)). Согласно этой модели, сначала порождается элементарная грамматическая структура простого утвердительного предложения и выстраиваются все логические элементы будущей фразы, а затем происходит трансформация исходного предложения в окончательную форму (например, в пассивно-утвердительную, активно-отрицательную или пассивно-отрицательную). В экспериментах Дж.Миллера было показано, что при конструировании различных видов предложений на основе перевода некоторого высказывания из активно-утвердительной формы (как первичной) в другие формы затрачивается дополнительное время. В частности, время перевода в пассивно-отрицательную форму примерно равно сумме времени перевода в активно-отрицательную форму и времени перевода в пассивно-утвердительную форму.

Итак, по-видимому, лингвистические концепции все же отражают реалии челове­ческого познания. Порождение, понимание и запоминание вербальных единиц происходит по тем же правилам, которым подчиняются внешние и глубинные структуры и грамматика преобразований. Все эти теории и экспериментальные результаты позво­ляют лучше понять, как мозг человека абстрагирует языковые единицы и преобразует их так, что достигается максимальное понимание языка и обеспечивается его эффективное применение в человеческом общении.

В наиболее общем виде мозг человека можно представить себе как очень сложную систему хранения и обработки информации. Применительно к языку это означает, что значи­тельная часть языковых знаний хранится в абстрактном виде (так же как и знания об алгебре), но в памяти хранятся также и конкретные смысло­вые единицы — слова. Лингвисты — особенно те, что поддерживают идею порождающей грамматики, — предложили описание абстрактных свойств языка и математических законов, по которым происходит хранение и по­рождение языка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория порождающих грамматик | Ограничения на трансформации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.