КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета и аудиту
Бухгалтерський облік та аудит.Конспект лекцій – Ялта, 2010р. - с.208 Ялта 2010 Половые партнеры До окончания лечения рекомендуется избегать половых контактов во влагалище без презерватива. Лечение полового партнера не снижает частоту рецидивов у женщин.
ЛИТЕРАТУРА ( см.список рекомендованной литературы )
Розробник: Ст.. викладач кафедри «Фінанси та кредит» Люлюкова Л.О.
РАЗДЕЛ 1.СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «БУХГАЛТЕРСЬКІЙ ОБЛІК»
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать єкзамен. В конспекте лекций рассмотрены сущность и основные принципы учета, аудиторская деятельность и взаимосвязь видов контроля, подготовка, планирование и проведение аудиторских процедур, и другие вопросы, необходимые для сдачи экзамена в рамках дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит».
План лекции.
1.1.Общее понятие об учете. Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине". 1.2.Ресурсы предприятия, их кругооборот как предмет бухгалтерского учета. 1.3.Активы предприятия, их содержание и классификация. 1.4.Капитал, его виды и содержание при разных формах собственности. 1.5.Обязательство предприятия. 1.6.Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
1.1. Организация бухгалтерского учета на предприятии регулируется законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.1999 г. № 996 -XIV. Согласно закона №996, бухгалтерский учет— процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений. Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации. Вопрос организации бухгалтерского учета на предприятии относится к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности на протяжении установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации: - введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером; - пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица; - ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой; - самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна быть обнародована. Предприятие самостоятельно: - определяет учетную политику предприятия; - избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных Законом о бухгалтерском учете и отчетности, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных; - разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов; - утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета; - может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленые подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприяти. Главный бухгалтер или лицо, которое ведет учет предприятия: - обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, составление и предоставление в установленные сроки финансовой отчетности; - организует контроль за отображением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций; - принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия; - обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия. Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия и составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, которая создается в соответствии с законодательством. При организации и ведении бухгалтерского учета предприятия в своей работе руководствуются Положениями (стандартами) бухгалтерского учета, которые представляют собой нормативно-правовые акты, утвержденные Министерством финансов Украины, определяющие принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые не противоречат международным стандартам. Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев (акционеров) в достоверности учета и отчетности. Основная цель аудиторской деятельности состоит в проверке достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций правилам, действующим в Украине. Основной задачей аудитора является на основе предоставленной ему информации дать заключение о достоверности (или недостоверности) финансовой отчетности. Наиболее существенной предпосылкой развития аудита в нашей стране стал процесс разгосударствления экономики и переход на рыночные отношения. В условиях рынка и реальной конкуренции вмешательство государственных органов в финансовую деятельность предприятий ограничено. С приобретением же ими реальных собственников-акционеров или частных владельцев - в обществе появились субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и эффективности финансовой деятельности предприятий и достоверности учета и отчетности. Организация бухгалтерского учета на предприятии регулируется законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.1999 г. № 996-XIV.Согласно указанного закона, бухгалтерский учет- процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений. 1.2. Коммерческие предприятия различаются по характеру деятельности, размерам, сложности. Каким бы ни было предприятие, большим или малым, оно существует с целью получения прибьши, а чтобы знать размеры прибили, полученной за определенньїй период времени, необходимо вести бухгалтерский учет. В отличие от коммерческих предприятий, существуют организации, которне ведут бухгаятерский учет, но целью их деятельности не является получение пприбыли. Прибыль определяется как превышение доходов над расходами.Когда расход превышает доход, бизнес приводит к убыткам. Одной из задач бухгалтера является измерение дохода, расхода и прибыли. Зто первая причина, вызывающая необходимость составления бухгалтерского отчета. Другой причиной подготовки бухгалтерских отчетов является то, что необходимо знать финансовое состояние организации: каковы ее активы и пассивы. Активы - зто ресурсы, используемые предприятием. Примерами активов являются производственные, административнные здания, складские помещения, передаточные устройства, транспортные средства, машины и оборудование, средства вычислительной техники, офисная мебель. денежные средства, запасы готових товаров, ожидаюших продажи клиентам, а также сырье компоненты, содержащиеся на складах товаропроизводителей для дальнейшего использования в производстве. Некоторые из активов используются в производстве в течение продолжительного времени. Аппарат управления может занимать административнне здания многие годы; аналогично срок служби машини может длиться до ее полного износа й составлять десятки лет. Другие активи со-храняются только в течение короткого периода времени: киоснврпо продаже печатной продукции, например, должен продать газети в день их получения. пассивы - это источники финансирования активов. Термин «пассив» является чисто бухгалтерским и обозначает долги предприятия. Примерами пассивов могут служить банковская ссуда или банковский овердрафт, долги поставщикам за приобретенные, но не оплаченные товары, а также налоги, не выплаченные государству. капитал - это специальный вид пассивов. Капитал является долей собственников в бизнесе, включая как первоначальный капитал, так и накопленную прибыль, оставленную в деле. КРЕДИТОРОМ называется лицо, которому предприятие должно деньги. Долг является пассивом предприятия. Предприятие не всегда немедленно расплачивается за товары и услуги, которыми оно пользуется. В практике принято делать покупки в кредит с обязательством оплаты в течение, например, 30 дней, либо 2 или 3 месяцев со дня выписывания счета-фактуры на товар. Точно так же, как предприятие может покупать некоторые товары в кредит, оно может продавать в кредит товары своим клиентам. Клиент, покупающий товары без непосредственной оплаты наличными деньгами, становится дебитором. Дебиторская задолженность является активом предприятия. Когда долг, в конце концов, выплачен, эта статья актива перестает быть «дебиторской задолженностью» и становится «денежными средствами»; долг реализован в форме денег. Следует понимать, что при подготовке бухгалтерских отчетов предприятие принято рассматривать как юридическое лицо, отличное от владельцев, независимо от того, рассматривает ли Закон предприятие как отдельное юридическое лицо; все абсолютно обстоит одинаково. С самого начала должно быть ясно что, бухгалтерские отчеты составляются для получения информации о предприятии или организации. Лицо, потенциально заинтересованное в такой финансовой информации, это менеджеры предприятия. Эти люди назначаются собственниками для повседневного управления. Им необходима информация о финансовом состоянии предприятия как текущая, так и прогнозируемая 1.3. В большей или меньшей степени учетная информация сводится в финансовые отчеты (более формальное название для бухгалтерских отчетов) для удовлетворения потребностей в информации этих различных групп. Наиболее полная информация нужна менеджерам предприятия для принятия плановых или управленческих решений. Очевидно, что они имеют «специальный» доступ к информации о бизнесе, поскольку в состоянии организовать составление любых внутренних отчетов, з которых возникает необходимость. Когда менеджеры хотят получить большой объем информации об издержках и прибыльности отдельных продуктов или эффективности функционирования отдельных подразделений предприятия, они могут получить ее через систему учета издержек и управления. Однако какая бы информация не требовалась, всегда готовят две формы, которые составляют в обязательном порядке в качестве центральной части пакета отчетов: это баланс и отчет о финансовых результатах. баланс - это перечень на определенную дату всех активов принадлежащих предприятию, а также пассивов, с расшифровкой его долгов. Это фотография финансового состояния бизнеса в заданный момент времени. Каждая статья активов и пассивов имеет денежное выражение, и сумма активов всегда должна быть равна сумме пассивов. В отчете о финансовых результатах (прибыли и убытках) регистрируются полученные доходы и понесенные расходы за определенный период времени. Выбранный период зависит от целей составления отчета. Отчет о прибыли и убытках, который является составной частью годового отчета акционерных компаний, обычно составляют для периода, равного одному году, начиная с даты предыдущего годового отчета. В то же время аппарату управления могут понадобиться квартальные и месячные отчеты о прибыли и убытках для более пристального отслеживания прибыльности работы компании. Как баланс, так и отчет о прибыли и убытках обобщают накопленную информацию. Например, отчет о прибыли и убытках показываетвеличину годового дохода, полученного от продажи товаров потребителям. Данная величина является итоговой цифрой, определенной в результате суммирования доходов от многочисленных индивидуальных продаж, сделанных за данный период. 1.4. Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Бухгалтерская практика последовательно развивалась в течение нескольких столетий. Многие из ее процедур автоматически выполняются людьми, которые никогда не задавали себе вопроса: нет ли альтернативных методов ведения дел? На самом же деле общепринятые процедуры предполагают следование определенным принципам, которые никак не назовешь само собой разумеющимися. Эти принципы, кроме того, не являются единственно возможной концепцией, на основе которой можно построить работающую систему бухгалтерского учета. Принципы стандартной бухгалтерской практики рассматривают четыре понятия в качестве фундаментальных для бухгалтерского учета: постоянный интерес, расчетливость, накопление и согласованность. Согласно этому понятию в бухгалтерских отчетах должны отражаться только те статьи, которые можно выразить в деньгах.Понятия денежного выражения вводит ограничения на элементы, рассматриваемые в бухгалтерском учете. Предприятие может обладать таким «неосязаемым» активом как чутье хорошего менеджера или лояльность рабочих и служащих. «Неосязаемые» активы - это активы, не имеющие реальной ценности вне связи с компанией-владельцем (репутация, престиж, деловые связи, кадры, лицензии, патенты, различные права). Оценка рыночной стоимости этих активов («гудвилл») производится главным образом при поглощениях и слияниях компаний. Согласно понятию расчетливости необходимо, чтобы при наличии альтернативных процедур или оценок стоимости выбор определялся наиболее осторожным представлением финансового состояния предприятия или полученных результатов. Другой аспект принципа расчетливости: если ожидаются убытки, то их следует включить в отчет немедленно. В соответствии с этим понятием накапливания или сопоставления при расчете прибыли полученный доход должен сопоставляться с расходами, понесенными в процессе его получения. Понятие «накапливания» или «сопоставления» рассматривается следующим образом: «Доходы и расходы накапливаются (т.е. признаются в тот момент, когда они заработаны или понесены, а не в момент получения или выплат денег), сопоставляются друг с другом, коль скоро можно точно установить или правдоподобно предположить их взаимосвязь, и рассматриваются в отчетах о прибыли и убытках за соответствующий период времени. Доходы и прибыль, рассматриваемые в отчетах о прибыли и убытках, сопоставляются с соответствующими стоимостями и расходами посредством включения в этот отчет понесенных расходов на заработанный доход (если они материальны и идентифицируемы)». Бухгалтерский учет не является точной наукой. Во многих случаях требуется использовать опыт и рассудительность для определения стоимостных значений отдельных статей, присутствующих в отчете. Основным принципом бухгалтерского учета является то, что ресурсы обычно приводятся в отчетах по цене их покупки (по исторической цене); другими словами, это та сумма денег, которую предприятие заплатило за приобретение ресурсов. Экономисты-бухгалтеры предпочитают иметь дело с затратами, а не с оценками. Это объясняется тем, что оценивание имеет тенденции к субъективности и меняется в зависимости от целей оценивания.Бизнес начинается с владения наличными деньгами, вложенными в него. Однако, должно ли предприятие кому-либо что-либо? Да. С точки зрения бухгалтерского учета, предприятие является отдельным юридическим лицом. Оно получило активы в виде наличных денег от своего владельца, поэтому оно должно эту сумму денег своему владельцу. Деньги, вложенные в бизнес его владельцами, являются, как уже отмечалось, капиталом. В бухгалтерской терминологии капитал является инвестированием денег (фондов) с целью заработать. Собственник предприятия вкладывает в дело капитал с намерением получить прибыль. До тех пор, пока эти деньги инвестированы, бухгалтеры будут трактовать капитал как деньги, которые бизнес должен собственнику. Инвестированный капитал является формой пассива, поскольку это сумма, которую задолжал бизнес своему владельцу(ам). Приводя это в соответствие с положением, что пассивы и активы всегда выражаются одинаковой суммой, можно записать уравнение бухгалтерского учета следующим образом: Активы = Капитал + Другие пассивы Прибыль принадлежит владельцам предприятия. Однако, пока прибыль остается нераспределенной и из нее ничего не выплачивается владельцам, ее сумма, оставленная в бизнесе, заносится в графу, соответствующую капиталу собственника. Изъятия- это сумма денег, изымаемая из оборота предприятия его собственником. Все владельцы бизнеса, как и прочие люди, нуждаются в денежных поступлениях для покрытия расходов на жизнь. Суммы выплат на предприятии его владельцам трактуются бухгалтерами как изъятие прибыли (обычно используется термин присвоение прибыли), а не как понесенные расходы. Прибыль является капиталом, пока она остается в бизнесе. При платежах вне предприятия происходит уменьшение его капитала. После изъятия прибыли уравнение бухгалтерского учета можно переписать следующим образом: Активы = Капитал + Пассивы Уравнение бизнеса дает определение полученной прибыли. Уравнением бизнеса является следующая формула:
P=I+D-C где Р - прибыль; I - приращение чистых активов после изъятия прибыли владельцем; D - изъятая прибыль; С - сумма дополнительного капитала, введенного в оборот за рассматриваемый период времени. Чистые активы - это разность между суммой активов и текущих пассивов.
Выводы 1.Предприятие может быть большим или малым; оно может выступать в виде индивидуального предприятия, партнерства или акционерной компании. Их общей чертой является стремление к извлечению прибыли за счет получения доходов, превышающих расходы. 2. Активы — это нечто полезное, принадлежащее предприятию или используемое в бизнесе. Пассивы - это нечто, взятое предприятием в долг извне. Активы предприятия всегда должны быть равны его пассивам. 3.При подготовке отчетов предприятие должно рассматриваться в качестве самостоятельного юридического лица, отличного от своих владельцев. В случае компаний с ограниченной ответственностью (акционерных компаний) такое соглашение попросту отражает чисто юридическое положение, однако, такое же соглашение действует при учете деятельности единоличных предпринимателей или партнеров, когда закон не делает различия между предприятием и его владельцами. 4.0тчеты составляются компаниями для удовлетворения потребностей в информации определенных групп людей. К таковым относятся управляющий, аппарат компании, акционеры, торговые посредники, финансисты, государственные финансовые органы, служащие, финансовые советники и аналитики. 5.При подготовке финансовых отчетов в качестве методологической основы используются некоторые фундаментальные понятия. Из множества понятий, которые можно найти в специальной литературе, рассмотрены восемь наиболее важных. а)Понятие субъекта. Предприятие является самостоятельным юридическим лицом, отдельным от его владельцев. б)Понятие денежного выражения. В отчеты включаются только статьи, которым можно поставить в соответствие некоторое денежное выражение. в)Понятие постоянного интереса. Если нет очевидных предпосылок к прекращению бизнеса, то предполагается, что он будет продолжаться в ближайшем обозримом будущем. г)Понятие расчетливости. Если применимы альтернативные процедуры учета, выбирается та из них, которая наименее оптимистична с точки зрения оценки прибыльности и размеров активов. д)Понятие накапливания или сопоставления. Заработанный доход следует сопоставлять с расходами, понесенными в процессе его получения. е)Понятие согласованности. Аналогичные статьи должны рассматриваться на основе одинаковых принципов учета. ж)Понятие существенности. Только статьи, существенные с точки зрения их величины или природы, влияют на правильность оценки положения, представленного в бухгалтерских отчетах. 6.Существует множество методов приписывать стоимость отдельным статьям отчета. Наиболее объективным методом, принятым в большинстве компаний, является использование исторической цены (цены, по которой приобретались товарно-материальные ценности). Однако этот метод не совершенен, и в условиях повышения цен может вести к неправильным заключениям. Двумя альтернативными методами являются учет на основе текущей покупательной способности и учет на основе текущих цен. 7.Убедитесь, что Вы понимаете следующие основные моменты из данного раздела учебного пособия: а) В бухгалтерском деле бизнес определяется в терминах активов и пассивов. б) Величина суммарных пассивов (включая капитал) всегда равна величине суммарных активов. в) В бухгалтерском учете предприятие рассматривается в качестве самостоятельного юридического лица, которое задолжало капитал (включая оставленную в обороте прибыль) своим собственникам. г) Изъятиями называется часть прибыли, присвоенная собственниками бизнеса. д) Прибылью называется превышение дохода над расходами за определенный период времени. Ее можно измерить как прирост чистых активов предприятия за рассматриваемый период времени плюс изъятия (которые являются присвоенной прибылью) минус дополнительный капитал, вложенный в бизнес. Если дополнительный капитал не вкладывался, то прирост чистых активов равен сумме прибыли, оставленной в обороте (заработанной прибыли, которая не изъята собственниками, а осталась в деле). Определения: а) Капитал: сумма, вложенная в предприятие его собственниками, включая оставленную в обороте прибыль. б)Активы: нечто, принадлежащее предприятию и доступное для последующего использования. в) Пассивы: нечто, взятое предприятием в долг. (Более широкое определение пассивов включает капитал собственника). г) Кредитор: частное лицо или организация, которым предприятие должно деньги. д)Дебитор: частное лицо или организация, которая, должна деньги предприятию.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |