Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

З)копию страхового свидетельства




Ж)копию справки о внесении предприятия в Единый госу­дарственный реестр

Е)справку о регистрации в органах Пенсионного фондаУкраины.

Все юридические лица независимо от форм собственности и их отдельные подразделения подают карточку с образцами подписей и оттиском печати. В карточку включаются образцы подписей лип. которым и соответствии с действующим законо­дательством и учредительными документами предприятия пре­доставлено право распоряжения счетом и подписания расчетных документов.

Право первой подписи Принадлежит руководителю пред­приятия, которому открывается счет, а также соответствующим служебным лицам, уполномоченным руководитем.

Право второй подписи приналежит главному бухгалтеру,

По счетам юридических лиц и их отдельных подразделений, в штате которых отсутствуют лица, которым может быть предо­ставлено право второй подписи, а также предпринимателей без создания юридического лица, в учреждение банка подается за­веренная в соответствии с требованиями карточка с образцами подписей лиц, которым приналежит право первой подписи. В случае открытия текущего счета бюджетной организации, в штате которой нет счетовода или другого работника, на которо­го можно возложить ведение бухгалтерского учета, в карточку с образцами подписей и оттиском печати включается только об­разец подписи руководителя. В этом случае вышестоящий ор­ган, удостоверяя карточку, делает отметку в графе, которая предназначена для указания должности, фамилии, подписей лиц, имеющих право второй подписи, об отсутствии в штате ра­ботников, которым может быть предоставлено право второй подписи.

В карточку с образцами подписей и оттиском печати обяза­тельно включается образец оттиска предоставленной предприя­тиям и их обособленным подразделениям печати. Печати пред­приятий субъектов предпринимательской деятельности и их отдельных подразделений должны содержать их идентификаци­онные коды. Использование печатей, предназначенных для спе­циальных целей, например, "для пакетов", "для пропусков", не­допустимо.

Карточка с образцами подписей и оттиском печати может быть заверена подписью руководителя или заместителя руково­дителя вышестоящего органа и печатью вышестоящего органа или нотариально, а в населенных пунктах, где нет нотариальных контор или частных нотариусов, - сельским, поселковым, рай­онным, городским советами. В случае замены или дополнения хотя бы одной из подписей подается новая карточка с образцами подписей всех лиц, которые имеют право первой или второй подписи.

В случае временного предоставления лицу права первой или второй подписи, а также в случае временной замегш одного из лиц, уполномоченных руководителем или главным бухгалте­ром соответственно, новая карточка не составляется, а дополни­тельно подается карточка только с образцом подписи временно уполномоченного лица с указанием срока его действия и копия соответствующего документа (протокола, приказа и пр.), кото­рый подтверждает эти полномочия.

Эта временная карточка подписывается руководителем и главным бухгалтером, подтверждается оттиском печати и допол­нительного заверения не требует.

Карточка с образцами подписей и отпечатком печати пре­доставляется в учреждение банка в двух экземплярах. Допол­нительные экземпляры могут быть затребованы у владельцев счетов, которые имеют в этом учреждении банка больше одного счета, если это необходим по условиям размещения операцион­ных подразделений учреждений банка. При этом дополнительные экземпляры удостоверяются главным бухгалтером учреждения банка или его заместителем после сверки с основным экземпля­ром карточки. Такие дополнительные экземпляры карточек за­верения вышестоящим органом или нотариусом не требуют.

Закрытие счетов. Во время реорганизации предприятия (слияния, присоеди­нения, деления, преобразования), а также в случае проведения перерегистрации субъекта предпринимательской деятельности, вызванной изменением его названия, организационно-правовой формы, формы собственности, счет закрывается.

В случае ликвидации предприятия для проведения ликвида­ционной процедуры используется один текущий счет предприя­тия, которое ликвидируется, определенный ликвидатором (лик­видационной комиссией). Для этого в банк предоставляются решение о ликвидации предприятия и нотариально удостове­ренная карточка с образцами подписей ликвидатора (уполномо­ченных членов ликвидационной комиссии) и оттиском печати предприятия, которое ликвидируется. Другие счета, выявлен­ные при проведении ликвидационной процедуры, подлежат за­крытию ликвидатором (ликвидационной комиссией).

Текущие счета закрываются в учреждениях банка:

а)на основании заявления владельца счета;

б)на основании решения органа, на который законом возло­жены функции по ликвидации или реорганизации предприятия;

в)на основании соответствующего решения суда или хозяй­ственного суда о ликвидации предприятия;

г)на других основаниях, предусмотренных действующим за­конодательством Украины или договором между учреждением банка и владельцем счета.

Закрытие текущего счета по желанию владельца осуществ­ляется на основании его заявления.

При наличии средств на счете банк осуществляет завершаю­щие операции по счету (по выполнению платежных требований на принудительное списание (взыскание) средств, выплаты средств денежной наличностью, перечисления остатка средств на основании платежного поручения на другой счет предприятия, указанный в заявлении и т.п.). При этом датой закрытия счета считается следующий после проведения последней операции по этому счету день.

Если на счете владельца нет остатка средств, а заявление предоставлено в операционное время банка, то датой закрытия счета является день получения банком этого заявления.

В день закрытия счета банк обязан выдать клиенту справку о закрытии счета. Дело по юридическому оформлению счета ос­тается в учреждении банка.

Операции на счетах ь учреждениях банков могут быть вре­менно прекращены на основании решения государственных на­логовых, судебных, правоохранительных и других органов, если это предусмотрено законодательными актами Украины. В слу­чае временного прекращения операций на счетах такие счета не закрываются до получения сообщения соответствующего органа об отмене решений о прекращении операций па счетах.

В случае закрытия текущего или депозитного счета субъекта предпринимательской деятельности учреждение банка па протя­жении трех рабочих дней сообщает об этом налоговый орган. Со­общение о закрытии счета присылается по электронной почте Национального банка Украины с использованием средств защи­ты информации Национального банка Украины.

Оформление расчетных документов и прием их учреждениями банков

Нормативным документом, который регулирует вопрос офор­мления расчетных документов и их прием учреждениями банков, является Инструкция "О безналичных расчетах в хозяйствен­ном обороте Украины", утвержденная Постановлением Нацио­нального банка Украины от 02.08.1996 г. № 204 с дальнейшими изменениями и дополнениями.

Указанным нормативным документом определено, что расчет­ные документы, которые подаются клиентами в банк в бумажной форме, должны отвечать требованиям установленных стандартов и содержать (в зависимости от их формы) такие реквизиты:

а)название документа;

б)номер документа, число, месяц, год его составления

в)названия и коды (номера) плательщика и получателя средств

г)названия банков плательщика и получателя, их местона­хождение и условные номера за МФО (код банка)

д)сумма платежа цифрами и буквами

е) назначение платежа:

ж)на первом экземпляре (независимо от способа изготов­ления расчетного документа) - оттиск печати и подписи ответ­ственных лиц плательщика или (и) получателя средств.

з)коды бюджетной классификации и срок наступления платежа (в случае перечисления средств в бюджет);

и) сумма налога на добавленную стоимость (цифрами) или надпись "без налога на добавленную стоимость".

Если хотя бы один из указанных реквизитов (если они пре­дусмотрены формой документа) не заполнен или заполнен с на­рушением требований, которые установлены этой Инструкцией, то банк такой документ к выполнению не принимает.

Использование факсимиле при совершении подписи, ис­правления и подчистки в расчетных документах не допускаются.

Банк не имеет права делать исправления в расчетных доку­ментах в бумажном или электронном виде, полученных от своих клиентов и клиентов других банков, за исключением случаев, обусловленных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

В случае отказа принять от клиента расчетный документ банк в день получения документа может сделать на его оборотной стороне надпись о причине возвращения документа без выполне­ния (с ссылкой на раздел (пункт) нормативно-правового акта На­ционального банка Украины, который нарушен), указать дату его возвращения (с подписями исполнителя и главного бухгалтера, заверенными штампом банка) и возвратить документ клиенту.

Ответственность за правильность внесенных в расчетный документ данных, в том числе номеров счетов (также регистра­ционных), кодов банков, суммы налога на добавленную стои­мость и кодов бюджетной классификации несет предприятие или физическое лицо, которое составило документ.

Клиент, исходя из своих технических возможностей и тех­нических возможностей банка, в котором он открыл счет, может подавать в банк расчетные документы как в бумажной форме, так и в виде электронных расчетных документов (электронных сообщений) по каналам связи. Способ представления им доку­ментов в банк предусматривается в договоре на расчетно-кассо­вое обслуживание.

Бумажные расчетные документы, как правило, выписывают­ся с использованием технических средств за один раз под ко­пирку в двух экземплярах, платежные требования и документы предприятий, которые обслуживаются в одном учреждении банка, - в трех экземплярах (если применение копирки невозмож­но, то на всех тождественных экземплярах в правом верхнем уг­лу должны быть размещены последовательные порядковые но­мера).

Средства списываются со счета плательщика только на осно­вании первого экземпляра расчетного документа.

Расчетные документы принимаются банками к выполнению без ограничения их максимального или минимального размера суммы. Платежи со счетов клиентов выполняются банками в пределах остатков средств на начало операционного дня.

Банк плательщика принимает документы от клиентов на протяжении операционного времени.

На всех экземплярах бумажных расчетных документов банк в обязательном порядке в правом верхнем углу проставляет да­ту поступления этих документов. Если документы поступили после окончания регламентированного банком времени работы с клиентами, на них проставляется штамп "Вечерняя". Дата вы­полнения расчетного документа проставляется в правом ни­жнем углу.

В случае, если дата расчетного документа совпадает с датой проводки его банком, дата получения банком документа в пра­вом верхнем углу не проставляется.

Если расчеты осуществляются без применения системы электронных межбанковских расчетов, расчетные документы предприятий между учреждениями банков доставляются курь­ерской почтой в соответствии с "Правилами приема, обработки и доставки корреспонденции банковских учреждений спецсвязью Министерства связи Украины".

Возвращение плательщику его платежных поручений на уп­лату налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в государственные целевые фонды осуществляется на основании его письма об отзыве. При этом на письме плательщика должна быть отметка органа, которому это право предоставлено действу­ющим законодательством, о согласии на отзыв из картотеки пла­тежного поручения, которое подписывается уполномоченным лицом этого органа и заверяется оттиском его печати.

Учет операций на текущем счете

 

Для учета наличия и движения денежных средств на теку­щем счете, которые находятся в банке и могут быть использова­ны для текущих операций, предназначен счет 31 "Счета в бан­ках", конкретно в разрезе субсчетов:

31 1 "Текущие счета в национальной валюте";

312"Текущие счета в иностранной валюте".

По дебету субсчетов отображается поступление денежных средств, по кредиту - их использование.

Для осуществления операций на текущем счете предприяти­ем в уполномоченный банк представляются оформленные над­лежащим образом соответствующие первичные документы. Осуществление такого рода операций требует от бухгалтера, в свою очередь, не только знание, с помощью какого документа можно осуществить ту или другую операцию, а также умения их правильно заполнять и обрабатывать.

Исходя из этого, документы, с помощью которых осущест­вляются операции на текущем счете в банке, можно разделить на три группы:

1)документы, с помощью которых субъект хозяйствования обеспечивает взаимосвязь между текущим счетом и. кассой пред­приятия (заявление на получение чековых книжек, денежная че­ковая книжка, объявление о внесении денежной наличности);

2)документы, с помощью которых субъект хозяйствования осуществляет расчеты с другими субъектами хозяйствования в
обоих направлениях (платежное поручение, платежное требова­ние-поручение);

3)документы, с помощью которых осуществляется списание сумм недоимок в бюджет по налогам и которые взимаются в бес­спорном порядке (платежное требование, инкассовое поруче­ние-распоряжение).

Учитывая деление документов на три группы, рассмотрим сначала документы, с помощью которых субъект хозяйствова­ния обеспечивает взаимосвязь между текущим счетом в банке и кассой предприятия.

Для получения надлежащих наличных денежных средств из банка в кассу предприятия используют чек денежной чеко­вой книжки. В свою очередь, для получения как денежной, так и расчетной чековой книжки в учреждение банка подается "Заяв­ление на получение чековых книжек".

Заявление на получение чековых книжек может быть оформлено как рукописно, так и с использованием техничес­ких средств. Для придания юридической силы на заявлении ставятся подписи руководителя и главного бухгалтера, а также печать предприятия, чем удостоверяется фамилия и подпись ли­ца, которое направляют для выполнения данной операции книжке установление разного рода денежного лимита не предусмотрено, поскольку она используется лишь с целью получения предприятием денеж­ной наличности из банка в кассу предприятия.

Для получения денежной наличности из банка в кассу пред­приятия главный бухгалтер оформляет вручную чек денежной чековой книжки, которая кассиром передается в банк.

Полученные деньги оприходуются в кассе приходным кассо­вым ордером, в котором отмечают, что основанием для осуще­ствления поступлений в кассу стал чек.

По факту окончания чеков денежной чековой книжки в банк подастся новое заявление на получение чековых книжек, к кото­рой прилагаются корешки предыдущей.

Для передачи денежной наличности из кассы в банк касси­ром предприятия оформляется вручную "Объявление о внесе­нии денежной наличности".

Отметим, что на объявлении о внесение денежной налич­ности:

1) подписи руководителя, главного бухгалтера и печать предприятия не ставятся;

2) кассир предприятия подписывается только один раз на первой (верхний) части объявления о внесении денежной на­личности;

3) номерацию объявления о внесении денежной наличности (номера объявления, квитанции и ордера) проставляют все под одним номером в банке по факту поступления, несмотря на то, что само объявление является исходящим документом с пред­приятия.

Сразу после сдачи денег в банк кассиру предприятия выда­ется на руки средняя часть объявления о внесении денежной наличности (квитанция), которая содержит отметки банка о за­числении внесенных средств на текущий счет.

Представление на предприятии квитанции от объявления о внесении денежной наличности является непосредственным сви­детельством сдачи денег в банк, на основании чего в бухгалтерии оформляется расходный кассовый ордер, в котором отмечают, что основанием для осуществления операции стала квитанция. Документы, с помощью которых предприятие осуществляет расчеты с другими субъектами предпринимательской деятель­ности (или с помощью которых субъекты предпринимательской деятельности осуществляют расчеты с предприятием), является "Платежное поручение" и "Платежное требование-поручение".

Расчеты с применением платежных поручений

Платежное поручение (далее - поручение) - документ, который представляет собой письменно оформленное поруче­ние клиента банка, его обслуживающего, на перечисление опре­деленной суммы средств со своего счета.

Оформление платежного поручения осуществляется или с помощью печатной машинки, или распечатывается на компью­тере. Номер платежного поручения проставляется на предприя­тии, а данные платежного поручения регистрируются в журнале регистрации платежных поручений или фиксируются автомати­чески в памяти ЭВМ.

Для проведения расчетов с помощью платежного поручения их необходимо подать в банк в двух экземплярах (при межбан­ковских расчетах) и трех (при однобанковских). Первый экземп­ляр (с подписями и печатью от предприятия) остается в банке, а второй и третий выдаются вместе с выпиской по расчетному сче­ту плательщику и получателю средств.

Поручения принимаются к выполнению банками на протя­жении десяти календарных дней со дня составления. День запол­нения поручения не учитывается.

Банки принимают к выполнению поручения от плательщи­ков только в пределах имеющихся на их счетах средств, за ис­ключением поручений на перечисление с основных счетов пред­приятий в бюджеты и государственные целевые фонды сумм налогов и сборов (обязательных платежей), неналоговых плате­жей, пени, штрафов и других санкций, предусмотренных зако­нодательством и примененных в установленном порядке за не­своевременную уплату этих платежей, которые принимаются банками независимо от наличия средств на этих счетах. Не при­нимаются в картотеку платежные поручения на уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в государст­венные целевые фонды, срок уплаты которых не наступил.

Поручения применяются в расчетах по платежам товарного и нетоварного характера.

Расчеты поручениями могут осуществляться:

- за фактически отгруженную продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги);

- в порядке предоплаты;

- для завершения расчетов по актам сверки взаимной за­долженности предприятий;

- - для перечисления предприятиями сумм, которые принад­лежат физическим лицам (заработная плата, пенсии, де­нежные доходы акционеров и т.п.) на их счета, открытые в учреждениях банков;

-в других случаях по согласию сторон.

При расчетах за фактически отгруженную, проданную про­дукцию (выполненные работы, предоставленные услуги) в пору­чении в строке "Назначение платежа" указывается название (вид) отгруженной, проданной продукции (выполненных работ, услуг), номер, дата товарно-транспортного или другого докумен­та, который подтверждает отгрузку, продажу продукции (выпол­нение работ, предоставление услуг).

Предоплата осуществляется предприятиями в случае, если. это обусловлено в договоре..

Ответственность за достоверность данных инкассового по­ручения (распоряжения) на бесспорное взыскание средств пола­гается на взыскателя, который оформил расчетный документ.

Если взыскателем является учреждение банка (банк-взыска­тель), должник которого обслуживается в другом учреждении банка, то банк-взыскатель присылает спецсвязью расчетные и исполнительные документы непосредственно в банк должника.

Документы на бесспорное взыскание и безакцептное списа­ние средств с основных счетов предприятий принимаются бан­ками независимо от наличия средств на этих счетах.Документ, с помощью которого банк осуществляет списание с текущего счета предприятия платы за расчетно-кассовое об­служивание, является "Мемориальный ордер". Подтверждением осуществления операции на текущем счете предприятия является банковская выписка, к которой банком при­лагаются документы, на основании которых осуществлялись расче­ты. После доставки кассиром выписки на предприятие осуще­ствляется ее обработка главным бухгалтером. Обработка бан­ковской выписки включает в себя три этапа:

1) к банковской выписке, в порядке осуществления отоб­раженных в ней операций, прикрепляются все прилагаемые к ней банком первичные документы. На сумму снятой с текущего счета в кассу предприятия денежной наличности банк не предоставит ни единого документа. В этом случае к банковской выписке прилагается квитанция от приходного кассового ордера, которая удостоверяет оприходование денег в кассу. При условии, если предприятие вносило в банк денежную наличность из кас­сы, то к выписке по текущему счету банком будет приложен ордер (третья часть от объявления о внесении денежной наличности), который удостоверяет факт осуществления операции;

2) заключаеться в установлении и указании в выписке рядом с каждой суммой номера того бухгалтерского счета, в корреспон­денции с которым связано поступление или списание средств с текущего счета;

3) состоит в перенесении обобщенных данных из выписки по дебету и кредиту текущего счета одной строкой в журнал-ор­дер № 2 при журнально-ордерной форме учета, а при упрощен­ной форме бухгалтерского учета - в раздел II Ведомости 1-М.

Учет операций на прочих счетах в банках

Для учета и движения денежных средств, которые находятся на прочих счетах в банке и которые могут быть использованы для текущих операций предназначен счет 31 "Счета в банках", непосредственно в разрезе субсчетов:

313"Прочие счета в банке в национальной валюте";

314"Прочие счета в банке в иностранной валюте".

По дебету субсчетов отображается поступление денежных средств на прочие счета, по кредиту - их использование.

Инструкцией "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", утвержденной Постановлением Националь­ного банка Украины № 204 от 02.08.1996 г. (с последующими изменеиями и дополнениями), предусмотрено осуществление расчетов между предприятиями с использованием чеков и ак­кредитивов. Аккумуляция денежных средств с целью обеспече­ния расчетов по указанным формам осуществляется на указан­ных субсчетах 313 и 314.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.