КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Связи детерминации
Связи детерминации имеют всеобщий характер и объединяют взаимодействия причины и следствия, случайности и необходимости, возможности и действительности. Детерминировать – значит определять. Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Материалистическое понимание мира и научное познание опирается на принцип детерминизма. Индетерминизм отрицает или причинность вообще, или ее всеобщий характер. 5. Причина и следствие Причина – это явление, которое при наличии определенных условий вызывает, порождает новое явление. Следствие – это результат действия причины, то явление, которое вызывается, порождается причиной. Не всякая связь является причинно-следственной. Необходимы два условия: 1) Временная последовательность (причина предшествует во времени следствию, а следствие следует за причиной); 2) Генетическая связь – причина порождает следствие (ср.пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь»). С точки зрения материалистической диалектики, причинно-следственные связи имеют следующие основные черты: 1) объективный характер, т.е. существуют вне и независимо от сознания; 2) всеобщий характер, т.е. любое явление причинно обусловлено (ср.поговорку: «Нет дыма без огня»); 3) необходимый характер, т.е. определенная причина вызывает соответствующее следствие (ср. поговорку: «Посеешь ветер, пожнешь бурю»); 4) необратимый характер, т.е. изменения не приводят к исходному состоянию; 5) нелинейный характер, причинно-следственные связи имеют характер взаимодействия: следствие воздействует на свою причину. При реализации причинно-следственных связей важную роль играют условия. Условия – это совокупность факторов, которые необходимы для появления следствия, но не порождают его (Ср.поговрку: «Куй железо, пока горячо»). Причину надо отличать от повода. Повод – это явления, которые сами по себе не вызывают того или иного из рассматриваемых следствий, но срабатывают как пусковой механизм. 6. Необходимость и случайность Необходимость – это связь явлений, обусловленная внутренними причинами, вытекающая из внутренней природы вещей. Случайность – это связь явлений, обусловленная внешними причинами, факторами. Случайность – это пересечение необходимых связей. Диалектика необходимости и случайности: случайность есть форма проявления и дополнения необходимости (Ф.Энгельс). Материалисты признают объективный характер необходимости. Но не все материалисты признавали существование случайности, считали ее непознанной необходимостью (Демокрит, Спиноза, Гольбах). Так, механистический (лапласовский) детерминизм исходил только из существования только необходимости. Применительно к человеку и обществу ставится вопрос о соотношении свободы и необходимости. Для Спинозы и марксистов свобода – это познанная и осознанная необходимость внешних, объективных условий. По Канту, свобода есть добровольное подчинение человека необходимому нравственному закону. В экзистенциализме свобода понимается как внутренняя необходимая забота человеческого существования и ответственность выбора (Бердяев, Хайдеггер, Сартр). Разное понимание соотношения между необходимостью и случайностью привело в философии к возникновению фатализма и волюнтаризма. Фатализм преувеличивает необходимость, понимает ее как неизбежность (рок, судьба людей, общества). Волюнтаризм, наоборот, недооценивает роль необходимости и преувеличивает случайность. Наука доказывает объективный характер и необходимости, и случайности, рассматривает их в качестве основы динамических и статистических закономерностей. В основе динамических закономерностей лежат однозначные необходимые связи. В основе статистических закономерностей лежат неоднозначные случайные связи между явлениями. Случайные события оцениваются с помощью теории вероятности. Вероятность – это количественная характеристика меры возможности появления какого-либо случайного события. 6. Возможность и действительность. Развитие есть процесс превращения возможности в действительность. Возможность – это предпосылки возникновения нового, это потенциальная действительность. Действительность – это осуществленная возможность. В более широком значении: действительность – это все существующее. Диалектическая взаимосвязь: все, что существует в действительности, когда-то было возможностью; сама действительность является возможностью новой действительности. Различают реальные и формальные (абстрактные) возможности (ср.поговрку: «Синица в руках и журавль в небе»). Реальные возможности вытекают из объективной действительности; для их реализации уже существуют необходимые условия. Для реализации формальных возможностей требуются существенные изменения окружающих условий. Реальные и формальные возможности могут переходить друг в друга. Невозможное – это то, что противоречит законам функционирования и развития объекта, не может появиться в данной системе.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |