Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика девиантности




 

«Легче предупредить преступление, чем наказывать» - писал Ш. Монтескье. Действительно, по сравнению с наказанием идея предупреждения (превенции) представляется более прогрессивной и перспективной.

Под предупреждением (профилактикой, превенцией) девиантности, и в том числе преступности, понимают такое воздействие институтов социального контроля на криминогенные (девиантогенные) факторы, которые способствуют сокращению и изменению структуры преступности (девиантности).

Теоретически о возможностях профилактики известно с древних времён (Платон, Аристотель). В Новое время об идее превенции ясно высказался Ш. Монтескье в «Духе законов», а затем повторил и развил идею Ч. Беккариа.

В современной мировой девиантологии различают три уровня превенции:

первичную – воздействие на среду, экологию, на экономические, социальные, политические условия жизни населения в целях их улучшения, гармонизации;

вторичную, рассчитанную на обеспечение мер безопасности, воздействие на группы «риска» через устранение обстоятельств, способствующих девиантным поступкам;

третичную – индивидуальную профилактику, предполагающую работу с конкретными людьми, склонными к различным видам девиации.

Казалось бы очевидно, что предупреждение преступности (девиантности) значительно более разумно, чем репрессии. Однако на деле эта очевидность не столь уж ясна. Реализация идеи превенции на практике сталкивается с целым рядом вопросов и проблем.

1. Что служит объектом превенции?

2. Каковы причины, на которые следует воздействовать?

3. Каким образом, способом возможно воздействовать?

4. Какова мера интервенции превентивных мер в личную жизнь индивида?

Ответы на эти вопросы не просты и неоднозначны. Но ответить на них необходимо.

Применение мер профилактики, по мнению Я.И. Гилинского, должно иметь ограничения и руководствоваться принципами:

- общий принцип – «не навреди»;

- эти меры должны соответствовать действующим правовым и моральным нормам;

- применение превентивных мер должно максимально отвечать правам человека;

- разработка и применение профилактики должно осуществляться высококвалифицированными профессионалами (юристами, психологами, педагогами, врачами, социальными работниками и др.), а волонтёры должны проходить предварительное обучение и стажировку.

Рост преступности и «кризис наказания» беспокоит общество, которое интенсивно ищет средства и методы противодействия социальному «злу». Между тем социальная патология и социальное творчество тесно взаимосвязаны, дополняя, а то и замещая друг друга. Развитие всех видов творчества служит базой для сокращения негативных девиаций за счёт развития, стимулирования позитивных. Полностью разделяю мнение Г. Семье: «без науки и искусства у человечества не будет иного пути выхода своей энергии, кроме войны и борьбы за обогащение».

Однако социология девиантного поведения и практический опыт существенно отстают в познании социальных закономерностей развития творчества применительно к проблеме девиантности. Как справедливо замечает Я.И. Гилинский, можно назвать только общие характеристики и свойства общественного бытия, способствующие массовой творческой активности населения:

1. Свободное открытое общество.

2. Общественная толерантность (терпимость).

3. Широкая доступность (в том числе материальная) образования, достижений культуры, науки, искусства и спорта для всех желающих.

4. Престижность культуры, науки, искусства, образования, спорта в обществе, играющих роль социальных ценностей.

5. Наличие свободного времени.

6. Интернационализация (космополитизация) науки.

 

 

Литература

1. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1997 (и др. издания). Гл. 6.

2. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. Гл. 7, §§ 2, 3, 4.

3. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999. Гл. 7.

4. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. Гл. 7.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд./Пер. с фр. с сокр.;
под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994.

6. Дюркгейм Э. Норма и патология.//Социология преступности. –
М., 1966 (или: Рубеж. – 1991. – № 2).

7. Мертон Р. Социальная структура и аномия.//Социология преступности. – М., 1966 (или: Рубеж. – 1991. – № 2).

8. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения.//Социология сегодня. – М., 1965.

9. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.

10.Гилинский Я. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк.//Рубеж. – 1991. – № 2.

11.Гилинский Я.И. Творчество: норма или отклонение.//Социологические исследования. – 1990. – № 2.

12.Афанасьев В. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения.//Рубеж. – 1991. – № 2.

13.Масионис Дж. Социология. – СПб.: Питер, 2004. (Гл. 8. Девиантность).

14.Никифоров А. Организованная преступность: что с ней делать?//Деловой мир. – 1995. – 28 авг.-3 сент., 4-10 сент.

15.Мертон Р. Социальная структура и аномия.//Рубеж: альманах социальных исследований. – 1992. – № 2.

16.Клейменов М.П., Дмитриев О.В. Рэкет в Сибири //Социс. – 1995. – № 3.

17.Гилинский Я.И. Кризис системы уголовных наказаний//Социс. – 1993. - № 8.

18.Тайбаков А.А. Профессиональный преступник (опыт социологического исследования).//Социс. – 1993. – № 8.

19.Шуруханов Н.Т. Личность пенитенциарного преступника.//Социс. – 1993. - № 8.

20.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Изд.-во полит. лит., 1992. С. 32-155.

21.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло?//Социс. – 1998. - № 9.

22.Девиантное поведение и социальный контроль: Учебно-метод. пособие. / Краснояр. гос. аграрный ун-т. – Красноярск, 2006.

23.Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) ИПП «Приз», Тверь, 1994.

24.Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.

25.Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

26.Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Учеб. для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

27.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2002.

28.Ковлер А.И. Антропология права: Учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2002.

29.Кравченко С.А. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.