КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассмотрение материалов налоговой проверки
Налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя. Его неявка не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем налогового органа обязательным. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы, а также письменные возражения налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает его права давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов проверки. На этом этапе исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у налогоплательщика, документы, представленные при проведении камеральных или выездных проверок, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением законодательства РФ. Документы, представленные налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением установленных сроков, могут быть использованы в процессе рассмотрения. Представленные доказательства оцениваются на предмет их допустимости, достоверности каждого в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в совокупности. В случае необходимости может быть принято решение о привлечении к участию в рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. В процессе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа устанавливает: • совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; • образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; • имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; • обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, приведены в ст. 111 НК РФ. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются (ст. 112 НК РФ): 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. В случае необходимости получения дополнительных доказательств руководитель налогового органа имеет право принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, срок выполнения которых не должен превышать один месяц. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Президиум ВАС РФ 16 июня 2009 г. принял постановление № 391/09, в котором сформулировал правовую позицию по вопросу применения налоговыми органами механизма дополнительных мероприятий налогового контроля (ДМНК). После завершения ДМНК и получения доказательства налоговых правонарушений налоговые органы обязаны уведомлять налогоплательщиков об их результатах и обеспечить возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит одно из следующих решений: • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Формы решений приводятся в приказе ФНС России1. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются: • обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; • доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту и результаты проверки этих доводов; Приказ ФНС России от 31.05.2007 г. № ММ-3-06/338 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения; • применяемые меры ответственности. Указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. Также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней. В решениях обязательно указываются: срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение; порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения. При отсутствии выявленных в ходе выездной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах у налоговых органов отсутствуют основания для вынесения решения, предусмотренного ст. 101 НК РФ1. В этом случае в течение трех дней после составления акта выездной налоговой проверки руководителем проверяющей группы составляется докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которая должна содержать все сведения, фиксируемые в справке о проведенной выездной налоговой проверке, а также запись об отсутствии выявленных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах. Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. После вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры. Эти меры принимаются, если есть достаточные основания полагать, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого 1 См.: Письмо ФНС России от 16.04.2009 г. № ШТ-22-2/299 «О рассмотрении материалов выездных налоговых проверок, в ходе которых не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах». решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. В этом случае руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются проверяемому лицу либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения. По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. После получения вышеперечисленных решений налогоплательщики, налоговые агенты в случае согласия с этими решениями обязаны исполнить их, а при несогласии вправе их обжаловать. В случае подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган решение вступает в силу со дня его утверждения этим органом полностью или частично. Налогоплательщик не лишается права исполнить еще не вступившее в силу решение налогового органа. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о вступлении его в силу. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, а также обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения. С даты вынесения соответствующего решения налогоплательщику вЮ-дневный срок направляется требование об уплате налога, пеней, штрафа (ст. 70 НК РФ). Решение о взыскании принимается в течение двух месяцев после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога в требовании.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |