Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пo целям проведения выделяют констатирующий и формирующий эксперимент




Цель констатирующего эксперимен­та - измерение наличного уровня развития (например, уровня развития абстрактно-логического мышления, степени сформированности моральных представлений). В этом случае разно­видностью констатирующего эксперимента являются тесты. Полученные данные составляют основу формирующего экспе­римента.

Формирующий эксперимент направлен на активное преоб­разование, развитие тех или иных сторон психики. Благодаря экспериментально-генетическому методу, созданному Л.С. Вы­готским, появилась возможность не только выявить качествен­ные особенности развития высших психических функций, но и целенаправленно влиять на их формирование. В рамках формирующего эксперимента доказана возможность формиро­вания у младших школьников научно-теоретического мышле­ния, созданы условия для интенсивного изучения иностранно­го языка, обеспечено сближение учебной и профессиональной деятельности.

Специальной формой эксперимента является исследование при помощи тестов.

Тесты - стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков. В педагогической практике впер­вые тесты стали использоваться в 1864 г. в Великобритании для проверки знаний учащихся. В конце XIX в. Ф. Гальтоном, ос­нователем тестологии, был разработан ряд заданий для оценки индивидуальных особенностей человека. Термин «тест» был введен американским психологом Дж. М. Кеттелом (1890 г.). Им была создана серия тестов, направленных на определение Уровня интеллектуального развития. Известны шкалы, создан­ные А. Вине в 1905 г. для обследования детей в возрасте 3-11 лет. Шкала включала в себя 30 заданий различной труд­ности и предназначалась для диагностики умственной отста­лости. В 1911 г. В. Штерном введено понятие коэффициента интеллекта (IQ), измерение которого остается одной из целей тестирования.

В России тесты начали применяться в начале XX в. А..П. Болтуновым в 1928 г. была создана «измерительная шка­ла ума» на основе шкалы А. Вине.

В настоящее время тесты используются в системе профес­сионального отбора, при патопсихологической диагностике, Для определения уровня готовности ребенка к поступлению в школу, для выявления особенностей сформированности позна­вательных процессов и личностных свойств (на этапе адапта­ции к школьному обучению, при переходе в среднее звено, при обследовании старшеклассников). Тестирование может быть использовано для выявления психологических особенностей ребенка, испытывающего трудности в общении, в обучении и т.д. Психолог может предложить педагогу пройти психоло­гическое тестирование для выявления его психологических осо­бенностей. Психологу эти данные помогут при проведении кон­сультационной работы.

Качество теста определяется его надежностью (устойчивос­тью результатов тестирования), валидностью (соответствие те­ста целям диагностики), дифференцирующей силой задания (способностью теста подразделять испытуемых по степени вы­раженности исследуемой характеристики).

Метод изучения продуктов деятельности позволяет со­брать факты, опираясь на анализ материализованных продук­тов психической деятельности. Исследователь, используя данный метод, имеет дело не с самим человеком, а с матери­альными продуктами его деятельности: учебной (сочинение, ре­шенная задача), игровой (сюжет придуманной ребенком игры, построенный из кубиков дом), творческой (стихи, рассказы, сказки). При осуществлении этого метода важно попытаться воспроизвести процесс изготовления продукта и тем самым об­наружить особенности личности.

Требования к методу: 1) анализируя продукты деятельнос­ти, следует установить, являются ли они результатом типич­ной, характерной для данного человека деятельности или созданы случайно; 2) необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность; 3) анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.

Метод опроса обеспечивает получение информации в про­цессе непосредственного (беседа, интервью) или опосредо­ванного (анкетирование, опрос) общения. Для грамотного проведения анкетирования и интервью важно четкое формули­рование вопросов, так, чтобы их однозначно понимали испы­туемые. В психологии разработаны правила составления воп­росов (открытых и закрытых), расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки. Наиболее часто при составлении анкет и опросников встречаются следующие ошиб­ки: используются слова, являющиеся научными терминами или непонятными опрашиваемому; в качестве значений при­знака применяются неконкретные и общие понятия («часто - редко», «много - мало»), их следует конкретизировать (регулярно - «раз в неделю», «раз в месяц», «раз в год».

Социометрия - метод изучения особенностей межлично­стных отношений в малых группах. Он состоит в том, что ос­новным измерительным приемом является вопрос, отвечая на который каждый член группы проявляет свое отношение к другим. Результаты заносятся на социограмму - график, на котором стрелками указаны выборы (отвержения) членов группы, либо в таблицу, в которой подсчитывается число вы­боров, полученное каждым членом группы. Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Используются групповые и индивидуальные формы социо­метрии, а также модификации в виде игры, рисуночных тестов и др.

Метод профессиографии. Широко используется среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека и является описательно-технической и психофизиологической характеристиками профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о педагогической деятельности и ее организации с различных сторон. Результатом профессиограммирования являются профессиограммы или сводки данных о процессе труда учителя и его организации, а также психограммы (профессионально важные качества и психологические, психофизиологические составляющие, актуализируемые педагогической деятельностью и обеспечивающие ее исполнение).

 

4.

1. Учебная деятельность – это процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста.

Обучение – предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся.

 

ПРИМЕР. Когда говорят об обучении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения.

 

Третье понятие учение – также относится к учебной деятельности, но при использовании его в науке обращается внимание на то, что именно в составе учебной деятельности приходится на долю ученика.

 

!Речь идет о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений навыков!

 

Все три понятия относятся к содержанию учебного процесса.

 

Когда хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием – научение.

Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности.

Понятие научение происходит от слова “научиться”. И включает в себя то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.