Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория Портера - Лоулера

Теория справедливости Дж. Адамса.

Работники субъективно соотносят полученное вознаграждение с затраченными усилиями и сопоставляют его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу (формула 6.1).

 

Индивидуальные доходы: Индивидуальные затраты труда = Доходы других лиц: Затраты труда другими лицами.

Формула 6.1.. Теория справедливости

 

Психологическое напряжение возникает тогда, когда человек сталкивается с несправедливостью или «продумывает ее» на основе собственных суждений. При этом его мотивация понижается и он работает хуже.

 

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости.

Эта теория реализует следующие зависимости.

1. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных:

а) затраченных усилий;

б) способностей и характерных особенностей человека;

в) от осознания сотрудником своей ро­ли в процессе труда..

2. Уровень затраченных усилий зависит:

а) от ценности вознаграждения;

б) от степени веры человека в существование прочной связи между затратами усилий и возможным возна­граждением.

3. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь двоякое вознаграждения:

а) внутреннее— чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения; б) внешнее— похвала руководителя, премия, продвижение по службе.

4. Удовлетворение— есть результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих трудовых ситуаций..

Модель Портера — Лоулера отражает современный подход к мотивации с учетом ожи­даемого вознаграждения за определенные усилия. При этом сотрудник больше мотивируется и увеличивает свои уси­лия, если считает полученное вознаграждение внутреннее и внешнее справедливым.

Человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения за достигнутые результаты. Практика подтверждает, что высокие результаты труда являются причиной достаточного удовлетворения потребностей работника за счет справедливого вознаграждения за труд и, в свою очередь, высокопроизводительный труд выступает следствием вознаграждения, если оно является справедливым.

Главный вывод теории состо­ит в том, что результативный труд сам по себе является вознаг­раждением.

 

Среди отечественных ученых большие успехи в разработке теории мотивации достигли Л. С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности. Производственные проблемы не рассматривали. Именно по этой причине содержание их работ не получило дальнейшего развития и не относится ни к содержательным, ни к процессуальным теориям. Существует мнение, что все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.

Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития — высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.

Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем («не хлебом единым жив человек»). Л. С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.

Исходя из системного представления о человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации себя и других. Соответственно потребности тоже должны быть одновременно реализованы на каждом из указанных уровней.

 

Эта теория более глубокая, научная и прогрессивная, чем все вышерассмотренные до нее.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессуальные теории мотивации. В рамках процессного подхода прежде всего необходимо вы­делить теорию ожиданий В | Современная типология трудовой мотивации и механизм управления ею
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.