Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упаковка и маркировка товара

Товарный знак.

Стратегии маркетинга на различных этапах ЖЦТ.

Жизненный цикл товара.

Понятие товара в маркетинге.

Тема 8. Товарная политика в системе маркетинга

 

Вопрос 1.

Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная стратегия. Стратегические решения по товару являются главенствующими в рамках общей маркетинговой стратегии предприятия. Это связано с тем, что товар служит эффективным средством воздействия на рынок, главной заботой предприятия и источником получения прибыли. Кроме того, товар представляет центральный элемент комплекса маркетинга. Цена, сбыт, коммуникации основываются на особенностях товара. В связи с этим американский маркетолог С. Маджаро совершенно справедливо отметил: "Если товар не в состоянии удовлетворить покупателя и его потребности, то никакие дополнительные затраты и усилия, связанные с использованием других элементов маркетинга, не смогут улучшить позиции предприятия на рынке". Это утверждение не требует особых доказательств, оно подтверждено всей мировой практикой. И поскольку товар определяет "судьбу" предприятия, то и вся совокупность мер, связанных с товаром - его создание, производство, реализация на рынке, сервис, реклама и т.д., - занимает центральное место в хозяйственной и маркетинговой политике предприятия.

Товар - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

Поэтому в дальнейшем будем придерживаться следующего определения товара:

Товар – совокупность всего того, что можно предложить на рынке вниманию потребителя для приобретения, использования и потребления, способная удовлетворить его потребность.

Товары, предлагаемые на рынке, включают материальные продукты (такие, как автомобили или книги), услуги (стрижка волос или концерт), индивидуальности (актёры, спортсмены), организации (церковь), идеи (планирование семьи), места (туризм).

При планировании рыночного предложения специалист по маркетингу должен продумать пять уровней товара (рисунок 8.1).

Каждый уровень увеличивает потребительскую ценность товара; все вместе они образуют иерархию потребительской ценности. В основе её лежит ключевая ценность - та основная услуга или преимущество, которые приобретает покупатель. Так, останавливаясь в гостинице, путешественник покупает "отдых и сон".

 
 

 


Рисунок 8.1 Пять уровней товара

 

На втором уровне маркетолог превращает ключевую ценность в основной товар. Так, например, "покупка" номера в гостинице подразумевает наличие в нём кровати, ванной комнаты, полотенец, стола, шкафа для одежды и т. д.

На третьем уровне маркетолог формулирует ожидаемый товар, то есть набор характерных признаков и условий, которые потребитель обычно ожидает и на который соглашается при покупке данного товара. Например, постоялец ожидает получить чистую постель, свежие полотенца, работающие лампы и относительную степень тишины.

На четвёртом уровне маркетолог создаёт улучшенный товар, отвечающий потребностям сверх обычных ожиданий. Владельцы отеля могут усовершенствовать предлагаемый товар, добавив телевизор, свежие цветы, быстрое оформление проживания, прекрасные обеды и обслуживание номеров. Сегодня конкуренция, как правило, разворачивается на уровне улучшенных товаров (в менее развитых странах - на уровне ожидаемых товаров).

На пятом уровне находится потенциальный товар, связанный с теми улучшениями и трансформацией, которые, возможно, претерпит существующий товар в будущем. Именно на этом уровне компании настойчиво ищут новые способы удовлетворения потребителей и совершенствования рыночных предложений. Появление отелей, в которых постоялец занимает несколько комнат, представляет новую форму традиционного товара, предлагаемого гостиницами.

При выборе стратегий маркетинга для отдельных товаров деятелю рынка приходится разрабатывать ряд товарных классификаций на основе присущих этим товарам характеристик: продолжительности использования, материальности и сферы применения (промышленные или потребительские). Каждый тип товаров требует специфической стратегии маркетинга-микс.

В зависимости от продолжительности использования и материальности товары подразделяются на три группы.

· Товары кратковременного пользования: материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов потребления (продукты питания, косметика). Такие товары быстро потребляются и их часто покупают, поэтому маркетинговая стратегия состоит в обеспечении их доступности, небольшой марочной наценке и активной рекламе, направленной на стимулирование потребителей и формирование их предпочтений.

· Товары длительного пользования: материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование (бытовая техника, одежда). Эти товары требуют более персонифицированных продаж и обслуживания, приносят более высокую прибыль и требуют больших гарантий со стороны производителя.

Услуги: услуги нематериальны, неразделимы, изменчивы и недолговременны (услуги парикмахерских, ремонтные работы). Они требуют постоянного контроля качества, доверия к поставщику и способности приспосабливаться.

Покупатели покупают широчайший спектр товаров, критерий классификации которых - покупательские привычки потребителей. По этому признаку обычно выделяют следующие группы товаров.

1.1.1. К товарам повседневного спроса относятся часто покупаемые продукты, приобретение которых не связано с особыми раздумьями и требует минимальных усилий (табачные изделия, газеты). В свою очередь эти товары подразделяются на:

a) основные продукты - товары, которые покупатели приобретают регулярно;

b) товары крайней необходимости приобретают, когда потребность в них становится обязательной - зонтик дождливой осенью, зимние ботинки и шапки зимой;

c) товары, приобретаемые под воздействием импульса, покупаются без предварительного планирования покупки или поиска. Обычно такого рода товары встречаются повсеместно (шоколадные батончики, газеты и журналы).

1.1.2. Товары предварительного выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (мебель, одежда, бытовые приборы).

1.1.3. Товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть поку­пателей готовы приложить дополнительные усилия (специфические торговые марки модных товаров, автомобили, стереоаппаратура).

1.1.4. Товары пассивного спроса - товары, о которых потребитель либо не имеет информации, либо не задумывается о покупке, пока не узнает о них из рекламы (страхование жизни, энциклопедии, надгробные плиты).

Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом (таблица 8.1).

 

Таблица 8.1

Товарная номенклатура и ассортиментные ряды для компании
Procter & Gamble

 

Товарная номенклатура (широта)
Длина товарных линий Стиральные порошки Зубные пасты Мыло Одноразовые пелёнки Бумажные салфетки
  Ivory Snow Dreft Tide Cheer Oxydol Dash Bold Gain Era   Gleem Crest Ivory Kirk's Lava Camay Zest Safeguard Coast Oil of Olay Pampers Luvs Charmin Puffs Banne Summit 1100's  

 

Ширина - показатель предлагаемого компанией количества ассортиментных групп (в таблице представлены пять ассортиментных групп)

Длина показывает общее количество товарных единиц. В таблице таких единиц 25.

Глубина показывает, в каком количестве различных вариантов предлагается каждый товар из ассортиментного ряда. Например, зубная паста Crest выпускается в упаковках трёх размеров и двух разновидностях (обычная и мят­ная). Следовательно, глубина для данного товара равна 6.

Согласованность (гармоничность) товара-микс показывает, насколько родственны между собой различные товарные линии с точки зрения конечного использования, производствен­ных требований, каналов распределения, цен и т. д. Товарные линии P & G согла­сованы между собой постольку, поскольку все они являются потребительскими товарами и распространяются по одним и тем же каналам, однако их потреби­тельские функции различны.

 

Вопрос 2.

Важное место в практике рыночных исследований занимает концепция ЖЦТ, которая рассматривает динамику конкурентоспособного пребывания товара на рынке. То есть, говоря о том, что у товара есть свой ЖЦ, подразумевается следующее:

1. Срок жизни товара ограничен.

2. ЖЦТ на рынке проходит несколько этапов, каждый из которых не только открывает перед продавцом определенные возможности, но и ставит свои проблемы.

3. На разных этапах ЖЦТ прибыль возрастает и падает.

4. Каждый этап ЖЦТ требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.

ЖЦТ характеризуется изменением объемов продаж и получаемой прибыли во времени, которую графически можно представить следующим образом:

 

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

 

 

Этап исслед Этап выведения Этап роста Этап зрелости Этап спада

и разработки на рынок

товаров

Рисунок 8.2 Кривая жизненного цикла товара

 

На этой кривой можно выделить 4 этапа:

I - Внедрение (выведение на рынок) - стадия появления нового товара на рынке (первоначально в виде пробных продаж).

Цель маркетинга - создать рынок нового товара. Объем реализации мал. Торговля товаром пока убыточна, поскольку маркетинговые расходы значительны в целях привлечения покупателей. Эта стадия характеризуется низкой долей прибыли.

Если товар получает признание, естественно, увеличивается его реализация, что знаменует переход на последующий этап жизненного цикла.

II Рост (спроса) - стадия признания товара покупателем и быстрого увеличения спроса на него. Цель маркетинга - расширить сбыт и совокупность доступных модификации продукта. На этой стадии товар приносит основную часть доходов за все время жизненного цикла. Расходы на маркетинг стабилизируются.

III - Зрелость (стабилизация) - стадия постепенного удовлетворения спроса на данный товар. Главная цель маркетинга - сохранить преимущественное положение товара на рынке как можно дольше. Снижаются темпы роста спроса и стабилизируются объемы продаж. Необходимо увеличение расходов на маркетинговые мероприятия - активизация рекламы, повышение качества товара, улучшение сервиса, возможно снижение цен для поддержания объемов продажи.

Первым признаком наступления стадии зрелости становится насыщение рынка, когда несмотря на все принимаемые меры роста продажи не происходит. Эта фаза значительно продолжительнее всех предыдущих. Ее можно охарактеризовать как период изыскания возможностей и выявления целесообразности модификации, либо перехода на новую модель.

IV Спад - стадия резкого снижения объема продажи и прибыли. Для внедрения времени в осуществлении изменений в ассортиментной политике предприятие может усилить маркетинговые мероприятия (реклама, упаковка, методы сбыта и т.д.), т.е. на некоторое время вернуть на стадию зрелости. Однако рано или поздно товар выходит на стадию спада и предприятие может отказаться от производства потерявшего популярность товара, т.е. товар снимается с производства.

Таким образом, товар завершает свой жизненный цикл, вытесняется с рынка очередным поколением новых и перспективных товаров.

Многие западные фирмы на этой стадии не разрабатывают серьезных мероприятий. Дело в том, что фирма уходит с рынка с этим товаром, как только объем продажи заметно уменьшается.

Одновременно предприятие продаст на рынке следующие 4 группы товаров:

1. "Трудные дети" - товары, находящиеся на стадии внедрения на рынок и нуждающиеся в значительном инвестировании, так как хотя их объем продажи растет, но они не дают предприятию существенных прибылей.

2. "Звезды" или "цветы" – товары, продающиеся в стадии расширяющегося спроса, что предопределяет их потребность в финансировании, которые они могут покрывать уже частично или полностью за счет получаемых от их продажи прибылей.

3. "Дойные коровы" - товары, активно продающиеся в стадии зрелости и дающие предприятию существенные прибыли.

4. "Изгоняемые собаки" - товары, находящиеся в стадии спада, которые уже не пользуются повышенным спросом и подлежат постепенному выводу с рынка.

Определить где начало, а где конец каждой из вышеназванных стадий, очень сложно.

Принято связывать начало каждой стадии с моментом, когда темп роста или уменьшения объема сбыта, становится ярко выраженным. Служба маркетинга должна четко отслеживать эти переходы и оперативно вносить изменения в программу маркетинга.

Концепция ЖЦТ может быть использована для анализа товарной категории (алкогольные напитки), разновидности товара (крепкие напитки), товара (водка) и торговой марки (Smirnoff).

Не все товары имеют жизненный цикл, описываемый данной кривой. Было выявлено до 17 различных форм кривых ЖЦТ:

1. Рост – резкое падение – зрелость – характерна для ЖЦ бытовых приборов. Когда после внедрения на рынок наблюдается резкий рост объема их продаж, затем спад и стабилизация объемов продаж, что объясняется появлением новых потребителей и тех кто решил заменить вышедший из строя прибор.

2. Кривая с повторным циклом – характерна для фармацевтической продукции. Фармацевтические компании усиленно рекламируют новые лекарства на 1 этапе ЖЦТ. Затем объем продаж начинает падать и фирма разворачивает новую рекламную компанию, что выводит продукт на 2 цикл (обычно меньший по объемам продаж и продолжительности).

3. Гребешковая кривая – состоит из последовательного ряда циклов, возникновение которых обусловлено открытием новых характеристик товара, способов его использования или появлением новых потребителей (нейлон используется при производстве парашютов, колготок, ковровых покрытий).

4. Стиль – особая форма выражения, возникающая в к-л сфере деятельности (в дизайне, в одежде, в искусстве). Стиль может существовать на протяжении многих десятилетий, периодически приобретая и теряя популярность.

5. Мода – стиль, признанный или популярный в настоящее время в определенной сфере деятельности (малогабаритные авто).

Фетиш – яркое проявление моды, которое быстро завоевывает всеобщее внимание, получает известность, быстро достигает пика популярности и быстро входит в стадию спада, цикл признания во времени непродолжителен, и как правило, число приверженцев ограничено (тату, пирсинг).

 

Вопрос 3.

Маркетинговые стратегии на этапе внедрения.

1) Стратегия «снятия сливок с рынка» - используя данную стратегию, компания устанавливает высокие цены на новый товар и усиленно рекламирует его. Высокая цена дает возможность получить высокую прибыль на единицу товара. Усиленное продвижение необходимо, чтобы убедить рынок в достоинствах товара, даже при высоких ценах.

2) Стратегия «быстрое проникновение на рынок» - реализуя данную стратегию, фирма устанавливает низкие цены на новый товар и усиленно рекламирует его, стимулируя желание приобрести потребителей приобрести новинку. Данная стратегия способствует быстрейшему проникновению товаров на рынок и завоеванию наибольшей его доли.

Маркетинговые стратегии на этапе роста.

1) Улучшить качество товара, придать ему новые свойства и «укрепить» его положение на рынке.

2) Выпустить новые модели и модификации, а также расширить номенклатуру товаров, чтобы защитить основной товар.

3) Выйти на новые сегменты рынка.

4) Расширить действующие каналы сбыта и найти новые.

5) В рекламе перейти от осведомления к стимулированию предпочтения.

6) Снизить цены, чтобы привлечь потребителей, для которых их уровень является доминирующим фактором приобретения товара.

Маркетинговые стратегии на этапе зрелости

I ) Модификация рынка. Компания может увеличить число покупателей «зрелых» марок товаров, оперируя двумя составляющими, которые определяют объем продаж (произведение числа потребителей марки на интенсивность потребления одного потребителя).

Число потребителей марки можно увеличить 3 способами:

1) завоевать доверие потребителей, не пользующихся товарами (демонстрация преимуществ товара);

2) выйти на новые сегменты рынка (детский шампунь взрослым потребителям);

3) переманить на свою сторону клиентов компаний-конкурентов

Для стимулирования интенсивности потребления также использую 3 способа:

1) Более частое использование (апельсиновый сок не только за завтраком).

2) Более интенсивное потребление (эффективность шампуня при двукратном использовании);

3) Новые и более разнообразные способы использования – открыть новые возможности использования товара и убедить потребителей не упускать их.

II) Модификация продукта – фирма может стимулировать рост объемов продаж путем изменения таких характеристик товара как:

1) повышение качества – направлена на совершенствование функциональных характеристик товара – его долговечности, надежности, быстродействия, вкуса.

2) улучшение свойств – направлена на придание товару новых свойств (размер, вес, материалы, добавки, аксессуары), делающих его более универсальным, безопасным или удобным.

3) улучшение внешнего оформления – направлена на повышение привлекательности товара, способствует выделению товара, приданию ему черт уникальности и завоеванию приверженности потребителей.

III) Модификация маркетинга-микс – стремление стимулировать сбыт с помощью модификации одного или нескольких элементов маркетинга:

1) Цена. Привлечет ли снижение цен новых потребителей? Если да, то достаточно ли просто снизить прейскурантные цены или лучше предоставить потребителям скидки, предложить им бесплатную доставку или продать товар в кредит? Или целесообразно повысить цену и тем самым подчеркнуть качество товара?

2) Сбыт. Можно ли привлечь больше п/п розничной торговли к реализации товара, использовать новые каналы сбыта?

3) Реклама. Следует ли увеличить расходы на рекламу, изменить содержание и форму рекламных сообщений, каналы ее распространения или объем предоставляемой информации?

4) Стимулирование сбыта. Следует ли прибегнуть к активным приемам стимулирования сбыта (заключение льготных сделок, предоставление гарантий, дисконтные карты, сувениры).

5) Кадровые изменения. Следует ли увеличить количество торгового персонала и повысить качество его работы, пересмотреть торговые зоны, в которых работают продавцы, способы стимулирования их эффективной работы?

6) Обслуживание. Может ли фирма ускорить поставки, оказывать техническую помощь потребителям, предоставлять кредит?

Маркетинговые стратегии на этапе спада.

1) Увеличение инвестиций с целью захватить лидерство или укрепить позиции на рынке.

2) Поддержание инвестиций на определенном уровне, пока не прояснится ситуация в отрасли.

3) Избирательное сокращение инвестиций, отказ обслуживать менее выгодных потребителей.

4) Отказ от инвестиций в целях быстрого пополнения денежных средств

5) Отказ от производства товаров и продажа освободившихся основных средств с наибольшей выгодой.

 

Вопрос 4.

Товарный знак (торговая марка) - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указание на его производителя.

С позиции маркетинга и вообще производственно-коммерческой деятельности товарный знак – это особый символ товарной ответственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право располагать данным товаром, получить прибыль, но и вместе с тем нести ответственность за поставку некачественного товара. Основные функции товарного знака – свидетельствовать о высоком качестве продаваемого товара, вызывать доверие покупателя благодаря хорошей репутации владельца товарного знака (не обязательно изготовителя продукта), осуществляющего контроль за качеством товара.

Сам по себе товарный знак мало что значит, но соединившись с хорошо рекламируемым товаром и обретя юридическую силу после своей регистрации, знак становится стимулом повышения его качества. Что касается покупателя, то товарный знак для него – это и движущий мотив покупки и своеобразная гарантия качества.

Существует 4 типа обозначения знака (марки):

1) Фирменное имя - тип обозначения товарной марки, который определяется словом, буквой, группой слов или букв, которые можно произнести.

2) Марочный (фирменный) знак - часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, определяется символом, рисунком или отличительным цветом.

3) Торговый образ - персонифицированная торговая марка.

4) Торговый знак - тип обозначения товарной марки, когда фирменное имя, фирменный знак торговый образ юридически защищены. Охрана марки осуществляется, как правило, на основе ее регистрации.

Фирменные имена, фирменные знаки и товарный образы представляют собой маркетинговые обозначения и не обеспечивают юридической защиты от использования конкурентами, если не зарегистрированы как товарные знаки.

Зарегистрированный товарный знак сопровождается буквой R в круге - ®.

Товарный знак является составной частью более широкого понятия – «фирменного стиля», занимая в нем ведущее место.

Фирменный стиль – совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, языковых и др.), которые, обеспечивая определенное единство всей продукции производителя-продавца, воспринимаемое во внешней среде (не только потенциальными покупателями), одновременно противопоставляют производителя и его продукцию конкурентам и их товарам. Составными элементами системы фирменного стиля являются:

- товарный знак;

- логотип – специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (или группы ее товаров);

- фирменный блок – объединенные в композицию знак и логотип, а также разного рода поясняющие надписи (страна, почтовый адрес, телефон) и нередко «фирменный лозунг», как бы выражающий коммерческое и техническое кредо предприятия.

- фирменный цвет (сочетание цветов);

- фирменный комплект шрифтов;

- фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций и др).

Производители, стремящиеся к выпуску марочных товаров, придерживаются обычно следующих подходов к решению проблемы присвоения марочных названий:

1. Единая торговая марка компании – имена таких торговых марок, как “Philips”, “Mercedes Benz”, совпадают с названиями соответствующих компаний и присвоены большинству производимых ими товаров.

2. Индивидуальные названия торговых марок – противоположный подход, когда разрабатывается торговая марка для каждого из продуктов. Например, Procter&Gamble (Тайд, Ариэль, Фэйри).

3. Коллективные марочные названия для товарных семейств. Некоторые компании объединяют группы изделий под одной (родовой) торговой маркой. Компания «Сирс» (электробытовые приборы «Кенмор», инструменты «Хоумарт», женская одежда «Керрибрук»).

Торговое название фирмы в сочетании с индивидуальными марками товаров. «Золотая серидина», когда товарам даются двойные персонально-фирменные названия (Фирма «Келлог» - изюмные хлопья «Келлогс рейзин брэн», хрустящий рис «Келлогс райс криспис»).

 

Вопрос 5.

Процесс упаковки – деятельность по разработке и производству тары или оболочки для товара. Упаковка – вместилище или оболочка товара. Она может быть однослойной и многослойной. Внутренняя упаковка – непосредственное вместилище товаров (бутылка для лосьона). Внешняя упаковка – материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке материала к непосредственному использованию. Под транспортной упаковкой (тарой) имеют в виду вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. Неотъемлемой частью упаковки является маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее.

Основное назначение упаковки состоит в следующем:

· предохранят товары от порчи и повреждений;

· обеспечить создание рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров;

· предоставить возможность формирования рациональных единиц для их складирования;

· обеспечить создание оптимальных – по весу и объему – единиц для продажи товаров;

· быть важным носителем рекламы.

Неразрывной частью стратегии проектирования и использования упаковки является маркировка товаров с применением этикеток, ярлыков, штрихового кодирования и тому подобных средств. Они могут иметь вид незамысловатой бирки, прикрепленной к товару, или сплошной графической композиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки. На этикетке может быть только марочное название товара либо большой объем информации о нем.

Этикетки выполняют несколько функций:

1. идентификация товара или марки;

2. указание сорта товара;

3. описание товара – производитель, страна-производитель, срок годности, ингредиенты, инструкция по применению, меры безопасности;

4. привлекательное графическое решение этикетки способствует продвижению товара.

В условиях быстро возрастающего применения компьютерной техники во всех отраслях деятельности трудно преуменьшить роль штрихового кодирования в повышении эффективности производства, торговли, транспорта, банковского дела.

Штрих-код – комбинация последовательно расположенных черных и белых полос различной толщины, предназначенных для считывания сканером и дальнейшей машинной обработки, а также визуально читаемых знаков, расположенных под соответствующими знаками штрихового кода. Штрих-коды, в зависимости от структуры, делятся на различные группы (цифровые и алфавитно-цифровые, с фиксированной или переменной длиной кода).

Применение штриховых кодов позволяет пользователям:

· ускорить выписку документации, бух. учет, контроль товара на складе магазина, контроль сбыта;

· обеспечить оперативную информацию о товаре и изготовителе по системе электронной связи;

· автоматически идентифицировать любые товары, независимо от их происхождения или местоназначения (в мире не должно быть двух различных товаров с одинаковыми штрих-кодами);

облегчить учет поступления и продажи товара, его комплектование по запросам покупателей, отгрузку товара.

 

Основная литература:

1. Котлер Ф. Армстронг Г. и др. Основы маркетинга. Пер. с англ. - 2-е европ. Изд. – М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 1998. – 1056с.

2. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: учебник для вузов. Пер. с немец. – М.: ИНФРА – М, 2000. – ХVIII, - 334с.

3. Шаекина Ж.М., Нәбиев Е.Н., Базарова С.Қ. Основы маркетинга. Учебное пособие. – Астана: «Парасат Әлемі», 2003. – 242с.

4. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации – СПб: Питер, 2001. -

5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент /Пер. с англ. Под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2000. – 752с.

6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издательство «Финпресс». 1998. – 416с.

7. Маркетинг: Учебник. Под. ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 560с.

8. Дубрович, М. Основы маркетинга./ М. Дубрович. - М: Новое знание, 2004. - 160с.

9. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. /Авт. предисл. и науч. ред. А.А. Горячев. – М.: Экономика, 1993. – 335с.

10. Амблер, Т. Практический маркетинг. Теория и практика менеджмента / Т. Амблер. - Спб.: Питер, 2000. - 702 с

 

Дополнительная литература:

1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. – М.: ИНФРА М-Норма, 1997. – 224с.

2. Андреев С.Н., Мельниченко Л.Н. Основы некоммерческого маркетинга. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 256с.

3. Дорошев В.Н. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 285с.

4. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 496с.

5. Каренов Р.С., Шаекина Ж.М. Рыночные методы хозяйствования в экономике Казахстана. – Алматы: Гылым, 1995. – 224с.

6. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. – СПб.: Издательский дом «Нева»; 2003. – 224с.

7. Океанова З.К. Социально-этический маркетинг. – М.: 1997. – 384с.

8. Белявский, И.К., Курс лекций «Маркетинг» / И.К. Белявский. - МГУ ЭСИ,2001. - 53с.

9. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) / П.С. Завьялов., Е.В. Демидов. - М.: МО, 2001, 256с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины | Введение и резюме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.