Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере




Учет деятельности учреждения культуры

Научные основы социально-культурного менеджмента.

Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

Лекция № 8 (2ч.)

Внешняя политика.

Вторая половина 60-х - 70-х гг. характеризовались повтором к раз­рядке напряженности в международных отношениях.

Экономическое сотрудничество СССР с социалистическими стра­нами осуществлялось в рамках СЭВ. В 1971 г. страны - члены СЭВ приняли комплексную программу социалистической экономической интеграции. В то же время по отношению к мировому хозяйству СЭВ оставался "закрытой" системой.

Военно-политическое сотрудничество осуществлялось прежде

всего через ОВД. Постепенно налаживались отношения между СССР и Китаем.

Однако "мировая система социализма" испытала и ряд кризис­ных моментов. В 1968 г. была предпринята попытка демократическо­го обновления социализма в Чехословакии. В ответ члены ОВД орга­низовали военную интервенцию в эту страну.

В конце 70-х гг. началась война между Китаем и Вьетнамом, а в начале 80-х гг. разразился кризис в Польше.

Во взаимоотношениях с капиталистическими странами усиливалась тенденция к уменьшению противостояния. В 1975 г. на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) был подписан Итоговый документ, закрепивший в Европе послевоенные границы.

В 1972 СССР и США подписали договор ОСВ-1, ограничивавший системы противоракетной обороны. В 1978 г. был подписан договор ОСВ-2, касавшийся ограничения ракет средней дальности.

Однако этот процесс был сорван, в т. ч. по вине СССР. В декабре 1979 г. СССР ввел войска на территорию Афганистана с целью со­хранения там своих позиций.

В начале 80-х гг. начался новый виток гонки вооружений.

В отношениях с развивающимися странами приоритет по-прежне­му принадлежал странам "социалистической ориентации". Они полу­чали всестороннюю, в т. ч. военную, помощь (Египет, Ирак, Кампу­чия, Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Никарагуа и др.).

 

Тема «Менеджмент в социально-культурной сфере. Учет деятельности учреждения культуры»

План:

3.Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятель­ности

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

В настоящее время понятие «менеджмент культуры» (от англ.
Menegment) широко входит в деловой обиход культурной деятельности.
Это понятие часто ассоциируется с термином «управление». Надо сказать,
что эти понятия близки по существу, но глубоко различаются по
содержанию. Многие исследователи считают, что менеджмент – это
управление организацией, осуществляемое в условиях неопределенности
рыночных отношений и высокой степени свободы действий для
руководителей. Применительно к сфере культуры менеджмент
рассматривается как вид деятельности и особая область знаний об
управлении организацией в процессе производства, распространения и
потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики
.
Каждое направление бизнеса имеет свою модель менеджмента и критерии
его эффективности, что является характерным и для деятельности в
области культуры. Иногда под менеджментом понимают искусство

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества – не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности независимо от государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.