Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительные характеристики базовых стратегий МНК

Характеристики Стратегии
Многострановая Интернациональная Глобальная Транснациональная
         
Централизация властных полномочий Децентрализация к национальным подразделениям Ключевые компетенции централизованы, остальные – децентрализованы Централизация на оптимальных глобальных размещениях централизация и децентрализация одновременно

Окончание табл. 3

         
Организационная структура Глобальная географическая Выделение международного отдела Глобальная продуктовая, глобальная функциональная Глобальная матричная
Потребность в координации Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Потребность в комплексном интеграционном механизме Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Значение корпоративной культуры Не важна Возникает значение Важна Очень важна
Влияние национальных культурных различий на организацию Вызывают проблемы, но и способствуют развитию преимуществ Культурные различия вызывают проблемы для организации Практически не влияют Вызывают проблемы, но и способствуют развитию преимуществ

 

Учитывая важность в системе контроля данной категории (корпоративной культуры), рассмотрим ее более подробно.

 

5.5. Роль корпоративной культуры в мнк
В системе управления человеческими ресурсами международной фирмы корпоративная культура играет исключительно важную роль. Многие компа­нии распространяют культуру, обеспечивая более тесные контакты между штаб-квартирой и филиалами и между руководителями филиалов из разных стран. МНК, перемещения менеджеров из одной страны в другую расширяют пред­ставления этих людей и повышают их преданность системе ценностей и целей корпорации. Люди, прошедшие подготовку в штаб-квартире фирмы, как прави­ло, мыслят и действуют как ее сотрудники. Корпоративная культура позволяет решать управленческие проблемы международной фирмы, которые сводятся к следующему: 1. Культурные коммуникационные барьеры в сотрудничестве. Контакты с носителями других культур могут породить непредвиденные трудности. Возможны коммуникационные нарушения, обус­ловленные фактором культуры: § § помехи в результате отрицания культурных расхождений; § § искажение в восприятии реальности; § § шаблонное мышление; § § этноцентрическое высокомерие. 2. Различие в стилях управления в разных странах. Для высокоразви­тых стран (Северная Америка, Северная Европа) присущ демократич­ный (партисипативный стиль руководства), тогда как в развивающихся странах (в том числе с уже высоким уровнем развития) преобладают ав­торитарные, патерналистские методы. 3. Различия в постановке проблем и принятии решений. Действующие процедуры являются отражением ценностей, позиций и норм поведения, которые присущи участвующим в процессе решения проблем людям. Многонациональная команда сможет эффективно работать лишь после того, как будет достигнута ясность в понимании ее членами сущности коллективного взаимодействия. 4. Потенциальные конфликты из-за различий в мотивации труда. Мо­тивы определяются, главным образом, социальной обстановкой и семей­ным положением. Поэтому в странах переходного типа доминируют ма­териальные потребности и потребность в безопасности (это связано с общим уровнем жизни и материального благосостояния), тогда как во многих промышленно развитых странах на первый план выдвигается стремление к саморазвитию и достижению амбициозных жизненных целей. Кроме того, для международной фирмы может иметь место разделение куль­туры штаб-квартиры и культуры филиалов. Важная сфера культуры корпорации связана с культурными различиями между странами. Голландский исследователь Геерт Хофштеде классифици­ровал культурные аспекты организации или стран на основе четырех характе­ристик. 1. Длина иерархической лестницы (power distance, PD) определяет сте­пень, в которой культура поощряет использование руководителем своей власти. В культурах, где значения PD высоки (Аргентина или Испания), неравенство принимается как должное и от руководства ожидают прояв­ления власти. В культурах, имеющих низкие значения PD (Канада, Авст­ралия), отношения между людьми на различных уровнях иерархии более тесные. 2. Избегание неопределенности (uncertainty avoidance, UA). Эта харак­теристика указывает на степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно. Япония, Иран и Турция явля­ются тремя из нескольких стран, имеющих высокие значения UA. В то же время люди в культурах с низкими значениями UA (Гонконг и Тай­вань) не испытывают стресса от неопределенных ситуаций. 3. Индивидуализм-коллективизм (individualism-collectivism, IC) – это тенден­ция проявлять заботу о себе или ближайших родственниках против тен­денции принадлежности к группе и совместной работы в коллективе. Высокое значения IC имеют США, Британия. Низкие значения, соответ­ствующие коллективизму, – Филиппины, Сингапур. 4. Маскулинизм-феминизм (masculinity-femininity, MF). Характеристика определяет степень доминирования «мужской» культуры (с ориентаци­ей на достижение материального успеха) или «женской», кото­рая предполагает способность восприятия малого, слабого и медлитель­ного. В типично «мужских» культурах (Италия, ЮАР) главное внимание сосредоточено на деньгах, материальном положении или амбициях (чем больше, тем лучше). В противоположность этому в «женских» культурах (Голландия, скандинавские страны) особое значение придается окружа­ющей среде, качеству жизни и т. д. Существует большая гибкость поло­вых ролей и равенство полов. Инструменты сглаживания национальных различий и формирования и развития корпоративной МНК культуры включают как обычные для крупных компаний формы и средства (обряды, цере­монии, ритуалы, мифы, легенды, рассказы и т. д.), так и специфические инстру­менты, характерные для международного бизнеса: 1. Универсальная знаково-символическая система, включающая наимено­вания, знаки, систему фирменной идентификации. 2. Система коммуникации («официальный» язык корпорации, разговорные языки, жаргоны, система неформального общения). 3. Постоянная ротация руководящих работников и совместное обучение сотрудников корпорации, представляющих разные национальные культуры. В многонациональной компании создание в действительности позитивной корпоративной культуры, обеспечивающей эффективный контроль (способствующий реализации целей организации), является постоянным, а не дискретным процессом. Многие компании используют следующую модель практических действий для реализации «культурной синергии»:  
 
 

 


Рис. 4. Модель создания позитивной корпоративной культуры

Многие компании, в реальности осознавая необходимость дальнейшей интернационализации и становясь поистине транснациональными в своих стратегиях, то есть усиливая свою “чувствительность” к локальным рынкам, на которых они оперируют, предпринимают следующее: делают совет директоров более интернациональным; организуют международные встречи, где люди обмениваются информацией (технической, функциональной, по проектам); формируют многонациональные команды для решения общих задач, увеличивают количество иностранцев в штаб-квартире; устраивают международную ротацию персонала; пытаются распространять лучший опыт. Уже из всего этого мы видим, какое значение придается в МНК созданию интернациональной корпоративной культуры. Однако в большинстве случаев не удается избежать доминирования одной культуры над другой, что осознается менеджерами компаний и исследователями как определенный недостаток. Но все больше и больше компаний идут по пути поиска в создании по-настоящему глобальных, или транснациональных корпоративных культур.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Творческий отчет | Понятие биологической и промысловой продуктивности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.