Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение сети

Функционирование сети

Система работает по принципу соревнования [2] -- нейроны второго слоя соревнуются друг с другом, побеждает тот элемент-нейрон, чей вектор весов ближе всего к входному вектору сигналов. За меру близости двух векторов обычно берётся евклидово расстояние между ними. Таким образом, каждый входной вектор относится к некоторому кластерному элементу.

Прежде чем сеть начнет работать её необходимо обучить на множестве данных, которое будем кластеризировать.

Для обучения сети Кохонена используется соревновательный метод [1,2]. На каждом шаге обучения из исходного набора данных случайно выбирается один вектор. Затем производится поиск нейрона выходного слоя, для которого расстояние между его вектором весов и входным вектором - минимально.

По определённому правилу производится корректировка весов для нейрона-победителя и нейронов из его окрестности, которая задаётся соответствующей функцией окрестности h(t,j,m), где m - нейрон-победитель, j - нейрон выходного слоя для которого вычисляем значение функции окрестности, t - параметр времени. Радиус окрестности должен уменьшаться с увеличением параметра времени.

В данном случае в качестве функцией окрестности была использована функция Гаусса (1).

Рис.2: функция Гаусса
(1)


Алгоритм обучения сети Кохонена выглядит следующим образом:

1. Инициировать матрицу весов малыми случайными значениями (на отрезке [-1,1]).

2. Случайным образом выбрать вектор из входного множества.

3. Для каждого выходного нейрона j вычислить расстояние (2) между его вектором весов wj и входным вектором x:

 

(2)


4. Найти выходной нейрон-победитель jmin с минимальным расстоянием (2)

min(dj)


5. Для выходного нейрона-победителя jmin и для его соседей из окрестности (1) обновляются векторы весов по правилу (3).

 

wij(t+1)=wij(t) + e(t) . h(t,j,m) . (xi-wij(t)) (3)


Здесь:

· wij(t) - значение весового коэффициента связи входного нейрона i и выходного нейрона j в момент времени t

· h(t,j,m) - значение функции окрестности с центральным нейроном выходного слоя m для нейрона выходного слоя j в момент времени t

· e(t) - коэффициент скорости обучения в момент времени t

· xi - выход нейрона первого слоя номер i.

6. Повторить с п.2 для всех элементов входного множества.

Цикл обучения продолжается до достижения системой нужного состояния. В качестве критериев останова процесса обучения можно использовать следующие:

  • Топологическая упорядоченность карты признаков (матрицы весов).
  • Изменения весов становятся незначительными.
  • Выход сети стабилизируется, т.е. входные вектора не переходят между кластерными элементами.

В данном случае количество циклов обучения было просто ограничено константой N = 50 . P, где P - количество элементов во входном множестве.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нейронная сеть Кохонена | Реализация и результаты экспериментов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.