КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные показатели изменения уровней временных рядов
Для характеристики развития явления во времени применяют следующие показатели: · абсолютные приросты ; · темп роста (Т р); · темп прироста (); · абсолютное ускорение или замедление (); · относительное ускорение ( Т р). Абсолютный прирост уровней ряда рассчитывается как разность двух уровней. Он показывает, на сколько единиц уровень одного периода больше или меньше уровня другого периода. В зависимости от базы сравнения абсолютные приросты могут быть цепными и базисными:
, .
Взаимосвязь между цепными и базисными абсолютными приростами следующая: Сумма последовательных абсолютных цепных приростов равна базисному абсолютному приросту последнего уровня. Интенсивность изменения уровней временного ряда характеризуется темпами роста и прироста. Темп роста есть отношение двух уровней ряда. Они также могут рассчитываться как цепные и базисные:
, .
Показатели роста, выраженные в коэффициентах, принято называть коэффициентами роста. Цепные тепы роста характеризуют интенсивность изменения уровней от года к году, базисные темпы роста фиксируют интенсивность роста (снижения) за весь интервал времени между текущими и базисными уровнями. Взаимосвязь между базисными и цепными коэффициентами роста следующая: 1) произведение цепных коэффициентов роста равно базисному коэффициенту роста последнего периода:
;
2) частное от деления последующего базисного коэффициента роста на предыдущий равно соответствующему цепному коэффициенту роста:
.
Темп прироста характеризует абсолютный прирост в относительных величинах и показывает, на сколько процентов изменился сравниваемый уровень по отношению к базе сравнения.
,
,
.
Чтобы знать, что скрывается за каждым процентом прироста, рассчитывается абсолютное значение 1 % прироста как отношение абсолютного прироста уровня за интервал времени к темпу прироста за тот же промежуток времени:
,
т.е. абсолютное значение 1 % прироста в данном периоде есть сотая часть достигнутого уровня в предыдущем периоде. Абсолютные приросты показывают скорость изменения уровней ряда в единицу времени. Если они систематически возрастают, то ряд развивается с ускорением. Величина абсолютного ускорения определяется как
и показывает, на сколько данная скорость изменения уровней больше или меньше предыдущей. Если систематически растут цепные темпы роста, то ряд развивается с относительным ускорением. Относительное ускорение можно определить как разность следующих друг за другом темпов роста или прироста:
или
Полученная величина выражается в процентных пунктах (п.п.). Коэффициент опережения определяется как отношение последующего темпа роста к предыдущему:
.
Его рассчитывают в сравнительном анализе нескольких рядов динамики, их приводят к одному основанию путем расчета базисных темпов роста с одинаковой по времени базой сравнения. Это позволяет наглядно видеть, для какого ряда интенсивность изменения уровней наибольшая. Сравнивая далее наибольшие темпы роста с наименьшими, определяют коэффициенты опережения в развитии одного явления по отношению к другому. Для обобщения данных по рядам динамики рассчитываются: · средний уровень ряда; · средний абсолютный прирост; · средние темпы роста и прироста. Средний уровень ряда интервальных и моментных рядов определяется по-разному. Для интервальных рядов динамики с равноотстоящими во времени уровнями расчет среднего уровня проводится по формуле простой средней арифметической:
, где n – число уровней ряда.
Для интервальных временных рядов с не равноотстоящими во времени уровнями средний уровень рассчитывается по средней арифметической взвешенной:
, где ti – величина интервала между уровнями.
Для моментных рядов динамики с равноотстоящими во времени уровнями средний уровень (средняя хронологическая) находится по формуле:
.
В случае моментных временных рядов с не равноотстоящими во времени уровнями средний уровень определяется по формуле средней хронологической взвешенной: , где ti – продолжительность интервала времени между соседними уровнями.
Кроме среднего уровня, при анализе и прогнозировании широко используются средние показатели изменения уровней ряда, а именно, средний абсолютный прирост и средний темп роста. Средний абсолютный прирост показывает, на сколько в среднем увеличился или уменьшился уровень за изучаемый период:
. Средний темп роста отражает интенсивность изменения уровней ряда. Он показывает, сколько в среднем процентов последующий уровень составляет от предыдущего на всем периоде наблюдения:
.
Соответственно средний темп прироста определяется на основе среднего темпа роста:
.
Пример 9.2 – Рассмотрим расчет показателей динамики (таблица 9.2). Наибольший абсолютный цепной прирост наблюдался в 2008 г., его величина, составила: шт. Наименьшее значение данного показателя в 2010 г.: шт.). В относительном выражении рост производства продукции составил: в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - 162,5 % (), а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. 124,14 % (). Следовательно, в 2008 г. производство продукции возросло на 125 шт. или на 62,5 %, а в 2010 г. – на 105 шт. или 24,14 % по сравнению с предыдущим годом. Базисные показатели динамики свидетельствуют о постоянном росте исследуемого показателя в анализируемом периоде: в 2011 г. произведено продукции на 450 шт. больше, чем в 2007 г. (базисном), что составило 225 %. Проверим взаимосвязь между цепными и базисными показателями изменения уровней ряда: а) сумма цепных абсолютных приростов равна базисному приросту (см. таблицу 9.2, где в итоговой строке накопленный прирост за 2008 – 2011 г.г. – 450 шт. – совпадает с базисным абсолютным приростом для 2011 г.); б) произведение цепных коэффициентов роста равно базисному или равносильное этому деление рядом стоящих базисных коэффициентов роста друг на друга равно цепным коэффициентам роста. Так, по данным таблицы 9.2, имеем: , или 325 % – базисный темп роста; 217,50/162,50= 1,3385, или 133,85 % – цепной коэффициент роста для 2009 г. Взаимосвязь цепных и базисных темпов (коэффициентов) роста позволяет при анализе, если необходимо, переходить от цепных показателей к базисным, и наоборот. Чтобы знать, что скрывается за каждым процентом прироста, рассчитывается абсолютное значение 1 % прироста (см. таблицу 9.2, последнюю графу). Для обобщения данных по рядам динамики рассчитаем: · средний уровень ряда; · средний абсолютный прирост; · средний темп роста и прироста.
Таблица 9.2 - Динамика объема продукции по предприятию
По интервальному динамическому ряду из абсолютных величин с равными интервалами средний уровень определяется по средней арифметической простой из уровней ряда. По данным таблицы 9.2, средний за период объем произведенной продукции составит:
у = 2150/5 = 430 шт.
Средний абсолютный прирост применительно к таблице 9.2 составит:
шт.
Средний темп роста и темп прироста соответственно равны:
, или 134,27 %;
, или 34,27 % Следовательно, производство продукции в среднем за анализируемый период составило 430 шт. в год. Причем ежегодно оно возрастало в среднем на 113 шт. или на 34,27 %.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |