Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы использования медицинских средств восстановления в спорте




Классификация восстановительных средств

В практике наиболее часто используется деление восстановительных средств на три основные группы, комплексное использование которых и составляет систему восстановления:

· педагогические,

· медико-биологические,

· психологические.

В проблеме восстановления центральное место отводится педагогическим факторам, предполагающим управление работоспособностью спортсменов и восстановительными процессами посредством целесообразно организованной мышечной деятельности с учетом ее направленного влияния на организм.

Педагогические средства.

Педагогические средства – наиболее естественные и основные. Эти средства включают:

· рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки;

· варьирование и волнообразность нагрузок;

· полноценная разминка и заключительная часть занятия;

· использование переключений, неспецифических упражнений в ходе занятия и в виде отдельных занятий;

· индивидуализация тренировки;

· использование тренировки в среднегорье и высокогорье;

· рациональное построение общего режима жизни спортсмена;

· использование активного отдыха и расслабления.

При этом должно учитываться соответствие используемых нагрузок состоянию здоровья, возрасту, уровню подготовленности спортсмена. Умелое использование педагогических средств восстановления повышает работоспособность спортсмена, снижает риск возникновения предпатологических и патологических состояний, способствует спортивному долголетию.

Психологические методы.

В спортивной практике в последние годы большое распространение получили психологические методы и средства восстановления. С помощью психологических воздействий можно снизить уровень нервно-психической напряженности и устранить состояние психической угнетенности, ускорить восстановление затраченной нервной энергии, сформировать у спортсмена четкие установки на высокоэффективную реализацию тренировочных и соревновательных программ, а также повысить степень готовности функциональных систем организма к выполнению интенсивных физических нагрузок.

Среди методов, позволяющих защитить психику спортсмена от вредных воздействий и настроить ее на преодоление соревновательных трудностей, стрессовых состояний, относятся психотерапия, психопрофилактика, психогигиена и психомышечная тренировка (ПМТ).

К психотерапии относятся внушенный сон-отдых, мышечная релаксация, специальные дыхательные упражнения, к психопрофилактике – психорегулирующая тренировка (индивидуальная или групповая), к психогигиене – разнообразный досуг, комфортабельные условия быта, снижение отрицательных эмоций, ПМТ – одна из разновидностей широко распространенной аутогенной тренировки, которая является методом психотерапии, психопрофилактики и психогигиены.

В основу ПМТ положено четыре основных критерия:

· умение максимально расслаблять мышцы;

· способность максимально ярко, с предельной силой воображения не напрягаясь психически. Представлять содержание формул самовнушения;

· умение сохранять сосредоточение внимания на избранном объекте (части тела);

· умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами.

Важнейшим условием успешной реализации психотерапии, психопрофилактики и психогигиены является объективная оценка результатов психологических воздействий. Например, при воздействии на сердечно-сосудистую систему следует измерять артериальное давление, частоту сердечных сокращений, записывать электрокардиограмму; при воздействии на вегетативную регуляцию функций – проводить ортостатическую пробу, дермографию, кардиоинтервалографию. Желательно проводить анкетирование спортсменов для выяснения основных черт личности.

Наряду с педагогическими и психологическими средствами восстановления спортивной работоспособности в практике подготовки спортсменов высокой квалификации широко используются медико-биологические средства, к которым относят физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэронизацию), рациональное питание, витаминизацию, использование некоторых естественных растительных и фармакологических средств, правильно организованный суточный режим, климатические факторы и др.

Конкретный подбор и сочетание используемых средств обоснованы видом спорта, периодом тренировок, объемом и интенсивностью проведенной работы, напряжение соревнований, степенью утомления и рядом других факторов. Но при этом во всех случаях следует основываться на общих принципах использования средств восстановления спортивной работоспособности, обеспечивающих их эффективность:

· любые вспомогательные средства должны быть использованы в сочетании с естественным путем ускорения восстановления (т.е. оптимальным режимом тренировки);

· для назначения средств восстановления изучают естественное течение при данной нагрузке (учитывается гетерохронизм восстановительных процессов), выявляются уязвимые функции;

· подбор средств восстановления обусловлен спецификой вида спорта (например, в циклических видах – воздействие на кардиореспираторную систему, в ациклических видах- нервно-мышечный аппарат, координация, анализаторы);

· комплексность, т.е. совокупное использование средств всех трех групп и разных средств определенной группы в целях одновременного воздействия на все основные функциональные звенья организма -–двигательную среду, нервные процессы, обмен веществ и энергии, ферментный и иммунный статусы и пр.;

· учет индивидуальных особенностей организма спортсмена;

· совместимость и рациональное сочетание, т.к. некоторые средства усиливают действия друг друга (сауна и гидромассаж), другие, наоборот, нивелируют (прохладный душ и электропроцедуры);

· уверенность в полной безвредности и малой токсичности (средства фармакологии);

· восстановительные средства должны соответствовать задачам и этапам тренировки, характеру проведенной и предстоящей работы;

· недопустимо длительное (систематическое) применение сильнодействующих средств восстановления (главным образом фармакологических), т.к. возможны неблагоприятные последствия.

Правильное использование средств восстановления спортивной работоспособности возможно при решении следующих задач:

· определение звена функциональной системы организма, несущего основные нагрузки и лимитирующего работоспособность, а также учет гетерохронности протекания восстановительных процессов, подвергающихся стимуляции используемыми средствами восстановления;

· разработка и подбор оптимальной технологии использования различных средств восстановления в комплексе;

· подбор объективных методов контроля за эффективностью применяемых комплексов восстановительных средств и совершенствование организационных форм проведения восстановительных мероприятий в системе спортивной тренировки.

Тактика применения восстановительных средств зависит от режима тренировочных занятий. Для обеспечения срочного восстановительного эффекта необходимо соблюдать следующие требования:

· при небольшом перерыве между тренировками (4 - 6 часов) восстановительные процедуры целесообразно проводить сразу после тренировки;

· средства общего и глобального воздействия должны предшествовать локальным процедурам;

· не следует длительное время использовать одно и то же средство, причем средства локального воздействия нужно менять чаще, чем средства общего воздействия;

· в сеансе восстановления не рекомендуется более трех разных процедур.

Использование средств восстановления способствует повышению суммарного объема тренировочной работы в занятиях и интенсивности выполнения отдельных тренировочных упражнений, дает возможность сократить паузы между упражнениями, увеличить количество занятий с большими нагрузками в микроциклах.

К организационным формам реализации восстановительных мероприятий в спорте специалисты относят:

· индивидуальное использование средств восстановления в обычных условиях жизни и тренировки спортсменов;

· создание центров по развитию специальных физических качеств и восстановлению работоспособности организма спортсменов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.