Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип синхронизации

Использование обогащенной и обедненной среды как методического приема впервые было предложено Д. Хеббом. На основании результатов своих исследований, он сформулировал положение о том, что при восприятии животным в раннем периоде повышенной сенсорной стимуляции приобретается опыт, который находит отражение в более позднем развитии поведения

Индивидуальное развитие человека, как и вся­кого другого организма, есть онтогенез с зало­женной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основ­ные моменты становления целостности челове­ческого организма.

Гетерохронность развития (от греч. гетерос — другой, хронос — время). Согласно гетерохронному принципу развития функциональные системы и входящие в их состав компоненты созревают избирательно и в разное время, что является наследственно закрепленной особенностью развития. Каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую психологические возможности данного возраста.

Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность.

Материальное положение народов Казахстана

В годы войны резко сократился выпуск товаров народного потребления. Остро не хватало топлива, электроэнергии, транс­порта и жилья. В 1942 г. потребление картофеля сократилось по сравнению с 1941 г. в 3 раза, мяса - в 2,5 раза, рыбы и рыбных консервов ­почти в 2 раза. Городское населе­ние снабженалось продуктами по карточной системе.

В республике возникло 40 городов и рабочих поселков (Те­миртау, Текели, Джезды, Восточный Коунрад, Акчатау, Макинск).

По при­меру 1937-1938 гг. создавались всевозможные тройки, пятерки, шестерки, штабы и чрезвычайные комиссии. Труд принимал все более принудительный характер. Для каждого кол­хозника, для подростков от 12 до 16 лет устанавливался обязательный минимум тру­додней. Выдача продуктов по трудодням снижалась. Резко сократилось пого­ловье личного скота колхозников. Продолжалось на­сильственное изъятие личного скота. Резко снизился и без того низкий жизненный уровень тружеников аула и деревни.

 

Для понимания общих закономерностей развития важнейшее значение имеет принцип гетерохронного развития.

Функциональная система - это совокупность различных процессов, которые формируются применительно к данной ситуации и приводят к полезному для индивида результату. Функциональная система представлена физиологическими, психологическими и личностными функциями одновременно.

 

Например: Результат – питание новорожденного обеспечивается

функциональной системой: сосание.

Компоненты функциональной система: круговые мышцы рта должны сжиматься и разжиматься, голова должна иметь возможность повернуться в сторону груди, молоко должно пойти в органы пищеварения, а не дыхания.

То же самое мы заметим, если разберем функциональную систему речи, перемещения в пространстве, письма и т.д.

 

Гетерохронность развития - Неравномерность в развитии соматических, психологических и личностных компонентов.

 

Например: В деталях известны явления гетерохронности общесоматического, полового и нервно-психического созревания в подростковом возрасте. Даты каждой из этих форм созревания расходятся весьма значительно.

Различные виды зрелости: физиологическая - 16 лет (половое созревание); личностная - 18-22 года (окончание учебы); зрелость как субъекта деятельности - 34-40 лет.

Отдельные компоненты функциональной системы (нервные, соматические и другие), развивающиеся вначале как независимые, в определенный момент объединяются и начинают функционировать как единое целое (в этом проявляется принцип консолидации). С этого момента функциональная система становится дееспособной, хотя все ее компоненты достигают окончательной зрелости позже (принцип минимального обеспечения).

Например: инстинктивно – мотивационное поведение, обеспечивающее заботу о потомстве (для человека, материнское поведение), является продолжением репродуктивного и направлено на сохранение и выращивание потомства. Эти формы поведения нарушаются при ранней изоляции и при действии стрессорных факторов. Примером может являться опыт, получивший название “Плюшевая мама”, когда из обезьян, “выкормленных” плюшевой обезьяной-куклой, вырастали “холодные” матери, не проявлявшие заботы о детенышах (даже при кормлении державшие себя весьма “отстраненно”, как и куклы, выкармливавшие их). То же имеет место и у человека при ранней (до 3-летнего возраста) изоляции от матери или при депривации материнской заботы и внимания. Формирование инстинктивного (и мотивационного) поведения в раннем онтогенезе человека проходит несколько этапов, управляемых генетическими и ситуационными факторами.

Общая закономерность такова: сначала развиваются те функции, которые имеют наибольшее значение в данный момент; это экономит суммарный запас энергии, отпущенный человеку на жизнь. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе перинатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Если пищевое, питьевое и агрессивно-оборонительное поведение проявляется (хотя и в примитивном виде) уже у новорожденного, то формирование полового поведения протекает весьма долго и медленно, захватывая весьма протяженный период постнатальной жизни.

Системогенез реализует в процессах эмбрионального развития опережающее отражение действительности, филогенез системы, например, для такой важной функции, как сосание. Это обусловлено тем, что в структуре генома человека запрограммировано «предвидение» функции сосания как отражения особенностей экологии новорожденного. Генетическая программа, которая в эмбриогенезе определяет точные сроки закладок и опережающего созревания нервных и исполнительных мышечных компонентов функциональной системы сосания, абсолютно жестка и не допускает никаких ошибок.

Выделяется внутрисистемная и межсистемная гетерохронность.

Пример внутрифункциональной гетерохронности – возрастное снижение чувствительности к восприятию цвета. Наиболее долго сохраняется восприятие среднего участка спектра (желто-зеленый), а также тренируемые функции (красный - у сталеваров; у пилотов вообще не падает).

Межсистемная гетерохронность проявляется в том, что разные системы формируются в разное время; при этом вначале формируются более старые в филогенетическом смысле образования.

Примеры межсистемной гетерохронности:

· у ребенка эволюционно более старые области мозга (древний мозг, средний мозг) полностью сформированы к моменту рождения; в то же время лобная и теменная части мозга заканчивают формирование только к 2 годам;

· достижение различных видов зрелости: физиологическая - 16 лет (половое созревание); личностная - 18-22 года (окончание учебы); зрелость как субъекта деятельности - 34-40 лет.


Созревание охватывает длительный период времени, поэтому для характеристики отдельных этапов развития используется понятие зрелости или степени зрелости. Эта характеристика меняется в ходе онтогенеза до тех пор, пока не достигнет конечного уровня, т.е. уровня полной зрелости, характерной для взрослого человека.

 

Морфологические критерии созревания свидетельствуют о зрелости тех или иных образований нервной системы. Важным критерием созревания, например, является образование изолирующей миелиновой оболочки на нервных волокнах, в результате чего значительно увеличивается скорость проведения неравных импульсов. О зрелости ЦНС свидетельствуют такие морфологические признаки, как размеры нервных клеток, количество и длина их отростков, толщина слоя коры, размеры отдельных мозговых структур и т.д.

Особый интерес представляет изучение динамики морфологического созревания. По некоторым данным в интервале от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный синаптогенез - образование синапсов (контактов между нейронами) как морфологической основы усвоения опыта. Количество этих контактов в раннем онтогенезе значительно выше, чем у взрослых. Приблизительно к семи годам количество морфологических контактов, постепенно уменьшаясь, доходит до уровня, типичного для взрослых. Причем сохраняются именно те контакты, которые оказываются непосредственно включенными в обработку внешних воздействий. Этот процесс получил название селективной стабилизации синапсов.

Эти данные свидетельствуют о высокой потенциальной способности к усвоению опыта детей раннего возраста. Можно предположить, что воспринимаемый благодаря этому на данном возрастном этапе опыт, «встраивается» в морфологию мозговых связей, определяя в известной мере их богатство, широту и разнообразие.

 

Понятие «обогащенная среда» вошло в экспериментальную психофизиологию в результате серий экспериментов на животных, проведенных психологом М.Розенцвейгом, биохимиком Э.Беннетом и анатомом Даймондом в Беркли (Калифорния). Часть крыс, получавшая обильный корм, содержалась в отдельных клетках в условиях изоляции и минимального воздействия внешних раздражителей. Вторая группа крыс жила в большой общей клетке, получала разнообразные воздействия, обучалась в различных заданиях. Через несколько недель после начала эксперимента у крыс из «обогащенной» (второй группы) по сравнению с крысами «обедненной» (первой) группы кора мозга была толще, а нейроны имели намного больше синапсов, свидетельствующих об образовании значительного количества контактов между ними.

Многочисленные исследования подтвердили, что при обогащении среды отмечается усиленное развитие морфологических элементов: увеличивается длина полушарий, утолщается поперечник коры, укрупняются тела нейронов, увеличивается ветвление отростков нейронов, т.е. улучшается динамика мозгового созревания.

Важно, что изменения, происходящие в ЦНС под влиянием внешних воздействий, специфически связаны с характером этих воздействий. Например, если одних котят выращивать в условиях, где единственным сложным зрительным стимулом является рисунок из вертикально ориентированных черно-белых полос, а других - в условиях, где их будут окружать горизонтально ориентированные черно-белые полосы, то зрительная кора котят первой группы приобретет повышенную чувствительность к вертикальным линиям, и практически не будет реагировать на горизонтальные, а зрительная кора вторых, напротив, начинает воспринимать только горизонтальные линии и не будет реагировать на вертикальные полосы. Под влиянием раннего сенсорного опыта происходит специализация нейронов детекторов коры больших полушарий, их «настройка» на восприятие стимула, наиболее часто встречающегося в среде. Подобная настройка представляет механизм адаптации, что непосредственно обнаруживается в поведении животных. Котята первой группы испытывают трудности, поднимаясь по лестнице, так как они не видят горизонтальных линий, образуемых ступенями. Котята второй группы натыкаются на вертикально ориентированные ножки мебели.

Следовательно, под влиянием сенсорного опыта в период развития характер связей в зрительной системе котят изменяется таким образом, что в первой группе количество клеток, реагирующих на наиболее частые стимулы (вертикальные полосы) - возрастает, а доля клеток, чувствительных к редким стимулам (горизонтальным полосам) убывает, во второй группе происходят противоположные процессы.

Необходимость пребывания в обогащенной среде для формирования зрелого мозга у новорожденного обнаружено в различии освоения многих навыков детьми, воспитанными матерью, постоянно общающейся с ними, и детьми из домов ребенка. Живущие в домах ребенка дети меньше стимулируются со стороны внешнего мира, находясь в условиях обедненной среды. Их развитие значительно отстают от нормы: некоторые из них неспособны сидеть до полутора лет, около 15% начинают ходить только к трем годам.

В 1970 году в Калифорнии нашли девочку Джинни, которую родители, не занимающиеся ею, продержали 13 лет привязанной к стулу. Девочка не могла говорить, жевать, ходить. Вся ее деятельность обеспечивалась деятельностью только правого полушария. Имеются сведения, что у детей, родившихся без отклонений, но проживающих в неблагоприятных семьях, в подростковом возрасте отмечалось в 10 раз больше мозговых повреждений, чем у детей с родовыми травмами, проживающими в благоприятных условиях.

Из сказанного следует, что, определенным образом организуя внешние воздействия, можно получить желаемое и селективное изменение функциональной активности нервных элементов.

 

Функциональные критерии созревания. В первую очередь к ним относятся показатели биоэлектрической активности головного мозга, определяемые по электроэнцефалограмме (ЭЭГ). Одну из первых записей получил Х.Бергер у своего маленького сына. В работах ряда авторов в 1930-1940 гг. утверждалось, что в первые месяцы жизни биоэлектрическая активность головного мозга отсутствует. Но позже было установлена биоэлектрическая активность мозга прерывистого характера с 5 месяцев внутриутробной жизни и непрерывная активность с 8месячного плода.

При помощи ЭЭГ можно установить спонтанную (фоновую) биоэлектрическую активность мозга в значительный период онтогенеза - от рождения до юношеского возраста и различные типы вызванной активности: ответов мозга на внешние воздействия, которые будут различаться у разных людей в разных возрастах и в разных мозговых зонах. Многие параметры индивидуальной ЭЭГ коррелируют с самыми разными психологическими особенностями человека, что важно при изучении процессов созревания центральной нервной системы.

Среди функциональных критериев психофизиологического созревания важное место занимают поведенческие, из которых наиболее изучены показатели, отражающие возрастную динамику рефлекторной деятельности. Известно, например, что дети рождаются с целым набором безусловных рефлексов (поисковым, хватательным, сосательным, шейным, тоническим и др.), наличие которых свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного. К концу первого года жизни большинство из рефлексов исчезает, при этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства их этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь, средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением.

Локомоторные критерии созревания. Способности к перемещению в пространстве (локомоции), возникающие на определенном этапе раннего онтогенеза, совершенствуется по мере развития центральной нервной системы и является внешним проявлением всякой психической деятельность.

Своеобразный календарь развития двигательной активности детей раннего возраста, в котором дается хронологическая последовательность появления возможностей младенца, приводится в специальных руководствах. Причем сроки, в которые происходит полноценная организация двигательного поведения, видимо, в значительной степени определяются факторами генотипа.

Поскольку организм человека с момента зачатия функционирует как единое целое, различия в темпах созревания отдельных систем и их компонентов не должны нарушать возможности их согласованной работы. Проблема синхронизации роста и дифференцировочных процессов в разных физиологических системах и на разных уровнях в структуре индивидуальности развивающегося человека на физиологическом уровне до сих пор остается нерешенной.

Предполагается, что в синхронизации принимают участие центральная нервная и эндокринная системы организма, однако детальные механизмы синхронизации пока не изучены. Тем не менее, реальное существование подобной синхронизации можно продемонстрировать на примере полового созревания, когда физиологические изменения влекут за собой существенные преобразования психики подростка.

Проблема синхронизации процессов развития в структуре целостной человеческой индивидуальности представляется в высшей степени актуальной

Можно предположить, что асинхронное развитие (как и крайне синхронное) сопровождается нарушениями соматическими и психическими.

Акселерация и ретардация. Отклонения, встречающиеся наряду с типичными показателями уровня развития, характерными для большинства представителей определенной возрастно-половой группы, сводятся к двум основным типам: акселерации и ретардации развития.

Акселерация представляющая собой ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков, объясняется разными причинами: изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий, увеличившийся поток информации, социокультурные факторы и т.д. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания. По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1 - 2 года.

Различают два вида акселерации: эпохальную и внутригрупповую.

Первая определяется как явление, присущее всем детям и подросткам в сравнении с предшествующими поколениями. Данные сравнительно - антропометрических исследований в разных странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками. Эпохальная акселерация была заметным явлением в 60 - 70-е годы XX века. В 80-е годы процесс стабилизировался, а с начала 90-х появились признаки противоположного явления – децелерации (ретардации) развития, т.е. широко наблюдаемого замедления процессов физического созревания детей и подростков.

Причины этих явлений (массовой акселерации и ретардации) до конца не изучены. Высказывается предположение, что эпохальные процессы акселерации и децелерации имеют циклический характер, т.е. наступает периодически под влиянием экзогенных факторов (например, солнечной активности) или эндогенных (неизвестной природы).

Внутригрупповая или индивидуальная акселерация рассматривается, как ускоренное развитие 13% - 20% детей и подростков в определенных возрастных группах.

Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще отмечается его ретардация, у девочек - дисгармоничная акселерация. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемым детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший, паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более «взрослые», чем это соответствует даже его истинному возрасту.

Учитывая, что от 26% до 40% детей имеют динамику биологического созревания, отклоняющуюся от средних нормативных данных, можно утверждать, что каждому человеку присущ собственный темп индивидуального развития, обусловленный особенностями календарного и биологического возраста ребенка. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут реально находиться на разных этапах возрастного развития.

По современным представлениям, скорость роста и развития на разных этапах онтогенеза в определенной степени зависит от конституциональной принадлежности ребенка и его гормонального статуса. Так, например, у представителей дигестивного и, по-видимому, мышечного типов по сравнению с астеноторакальным типом раньше начинается период полового созревания и, по-видимому, они в более раннем возрасте достигают половой зрелости. Известно также, что ростовые процессы у представителей мышечного типа заканчиваются раньше, чем у людей астенического телосложения.

Наряду с конституциональными, чрезвычайно выражены половые различия в темпах созревания: у девочек созревание идет быстрее, соответственно этому имеют место половые различия по целому ряду показателей, свидетельствующие о более раннем наступлении зрелости у девочек.

Темп созревания - характеристика относительно непостоянная. В жизни индивида на смену выраженному ускорению темпов созревания может прийти замедление развития и напротив, изначально замедленное созревание может ускориться и привести к акселерационному скачку. Оно подразумевает возможные ускорения и замедления созревания, а также определенную меру онтогенетической стабильности характеристик индивида в ходе онтогенеза. Эти явления адекватно описываются понятием «индивидуальная траектория развития».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Межнациональные отношения в годы войны | Национальные интересы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.