Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование выручки и прибыли от реализации продукции

Механизмы ценообразования сельскохозяйственной организации.

Понятие, виды и функции цен.

1. Цена является прежде всего объективной экономической категорией товарного производства и рыночных отношений. Она выражает причинно-следственные связи в развитии экономи­ческих отношений по поводу учета и соизмерения общественно необходимых издержек производства товара. Объективность данной категории, ее независимость от волеизъявления людей определяется характером товарно-денежных отношений и об­мена товарами на рынке.

В то же время, познав эту категорию, товаропроизводите­ли и контрагенты на рынке используют цены как инструмент учета затрат живого и прошлого труда и регулирования товар­ного обращения на рынке. Традиционно цену определяют как денежное выражение стоимости товара, и такое определение не вызывает серьезных возражений, хотя отдельные эконо­мисты рассматривают цену как сумму денег, образующуюся в результате взаимодействия спроса и предложения продукции на свободном рынке, которую необходимо уплатить за едини­цу товара. В то же время стоимостная основа цен не исключает их отклонений под влиянием рыночного спроса и предложения. Однако сумма цен должна всегда равняться сумме стоимостей товара, иначе не будет обеспечена эквивалентность обмена.

Цена — один из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а значит, она непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятием, и на его финансово-экономическое состояние.

В рыночных условиях цена определяется уровнем предельных издержек, т.е. издержек производства признанных рынком партий продукции. При снижении спроса и увеличении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижении предложения — увеличивается.

Основными видами цен в условиях рынка являются:

- свободные цены, т.е. цены, которые формируются исключительно на основе соотношения спроса и предложения;

- регулируемые цены — цены, уровень которых регулируется государством с учетом монопольного положения производителя на рынке или высокой социальной значимости производимой продукции.

Кроме того, в зависимости от целей экономического исследования различают следующие виды цен:

- оптовые цены предприятия — цены, по которым предприятие-изготовитель реализует продукцию оптовым перепродавцам в той же отрасли;

- оптовые цены отрасли — цены реализации продукции организациям торговли; в том случае, когда реализация осуществляется непосредственно организациям торговли, и в цену не включаются издержки и плановая прибыль оптовых баз или складов, данная цена отсутствует;

- розничные цены — цены, по которым продукция реализуется конечному покупателю;

- закупочные цены — цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд (госрезерв и т.п.); иногда такие цены называют гарантированными, т.к. уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно и гарантируются государством.

Функции цен на продукцию и услуги можно свести к сле­дующим:

1) мера рыночной стоимости товаров;

2) регулирование доходов предприятий и населения;

3) стимулирование роста эффективности производства и качества продукции;

4) обеспечение равных условий расширенного воспроиз­водства для всех нормально функционирующих субъектов хозяйствования, но располагающих не одинаковыми объектив­ными природно-экономическими условиями производства;

5) социальная защита всех слоев населения путем обеспе­чения прожиточного минимума в размере минимальной потре­бительской корзины.

Все функции взаимосвязаны между собой, а цены на про­дукцию в решающей мере предопределяют благосостояние людей.

Экономические возможности, заключенные в природе цен, не могут реализоваться автоматически. Для этого требуется их постоянное совершенствование с учетом изменяющихся усло­вий развития экономики, требований экономической политики. Научно-обоснованная система ценообразования призвана уси­ливать свое воздействие на экономику сельскохозяйственных предприятий, стимулировать научно-технический прогресс, способствовать повышению эффективности производства и ка­чества сельскохозяйственной продукции, всемерной экономии материальных затрат, рациональному использованию произ­водственных фондов и трудовых затрат.

В современных условиях стоит задача осуществить плано­мерную перестройку системы цен как единого целого, увязать их уровень не только с затратами, но и с потребительскими свойствами товаров, эффективностью изделий, степенью сба­лансированности производимого продукта с общественными потребностями и спросом населения.

Система цен должна способствовать реализации государ­ственных планов и обеспечивать деятельность предприятий в условиях самофинансирования. При ценообразовании ис­пользуется затратная модель: больше затраты — выше цена. Стремление возмещать затраты с помощью цен приводит к их росту.

Значительно выросли цены на новую сельскохозяйственную технику по сравнению с эффектом в сфере ее потребления. Исправлению такого положения должно служить неукоснительное следование принципу снижения цен на единицу полезного эффекта новой техники по сравнению с заменяемой. Оптовая цена не может превышать величину суммарного полезного эффекта, получаемого потребителем в процессе эксплуатации. Цены должны быть не только мерилом производственных затрат, но и свидетельствовать о степени полезности продукции.

В деле совершенствования экономического механизма хозяйствования большое значение имеют закупочные цены. Действующая система цен, их зональная и внутризональная дифференциация по природно-климатическим зонам, административным районам и группам хозяйств базируется на фактически сложившихся издержках производства. Такой подход в ценообразовании по сути своей является затратным, он ориентирован не на общественно необходимые, а на индивидуальные издержки. При этом создаются условия для уравнительного стимулирования по зонам и группам хозяйств. Они не способствуют рациональному размещению и специализации, а также концентрации производства, не побуждают к борьбе за режим экономии.

Одним из направлений совершенствования закупочных цен должно стать постепенное укрупнение ценовых зон с сокращением зональных и ликвидацией внутризональных различий. В перспективе возможен переход на единые закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции, ориентированные на уровень общественно необходимых затрат, складывающихся в худших условиях производства. Существующие надбавки к закупочным ценам не содейству­ет хозрасчетной деятельности в сельскохозяйственном производстве. Ими пользуются в основном экономически крепкие хозяйства, или они выполняют функции возмещения убытков, в том числе обусловленных бесхозяйственностью.

Дальнейшее увеличение объемов сельскохозяйственного производства, повышение его эффективности на основе роста производительности труда, внедрения интенсивных техноло­гий позволяют отказаться от надбавок к закупочным ценам за увеличение реализации государству продукции сверх среднего уровня, достигнутого в предыдущей пятилетке, а также над­бавок к ценам на продукцию, продаваемую государству низко­рентабельными и убыточными сельскохозяйственными органи­зациями. Суммы надбавок целесообразно использовать для со­вершенствования закупочных цен. Что касается предприятий, работающих в худших природно-климатических условиях, где затраты выше средних, то в таких зонах должны действовать цены без каких-либо надбавок, обеспечивающие рентабельное хозяйствование.

Назрела настоятельная необходимость устранения несо­ответствия в системе розничных и закупочных цен, что приво­дит к необходимости крупных дотаций на возмещение разницы в ценах, к нарушению стоимостных пропорций в народном хо­зяйстве. Общество не может потреблять больше того, что оно производит.

Совершенствование закупочных и оптовых цен должно ис­ходить из общей концепции. Они должны:

- стимулировать выполнение планов, а поэтому корректи­роваться и разрабатываться совместно с народнохозяйствен­ными планами;

- способствовать расширению производства продукции, пользующейся повышенным спросом;

- служить инструментом согласования экономических ин­тересов государства и сельскохозяйственных предприятий (за­купочные цены должны выступать в качестве норматива обще­ственно необходимых затрат и результатов производства);

- закупочные цены должны обеспечивать необходимые платежи государству и условия для самофинансирования;

- при установлении цен должно обеспечиваться сочетание централизации и децентрализации, проведение своевремен­ных пересмотров и корректировки цен.

Что касается оптовых цен на сельскохозяйственную технику и другие средства производства, то уровни и соотношение их призваны побуждать внедрение в производство достижений научно-технического прогресса и интенсивных методов ведения хозяйства.

Таким образом, совершенствование закупочных и оптовых цен предусматривает целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, входящих в предстоящую реформу цен. Должны быть решены вопросы выравнивания основных ценовых пропорций между оптовыми, закупочными и розничными ценами. Необходимо свести к минимуму централизованное вмешательство в процессы ценообразования и передать их основные функции рынку.

2. Проблема ценообразования занимает одно из ключевых мест в системе планирования, особенно сейчас в условиях роста и укрепления рыночных отношений. Проведенная в России либерализация цен привела к резкому сокращению действия государства на процесс регулирования цен, что повлекло колоссальный рост цен почти на все производимые товары. С помощью таких цен предприятие возмещает любыe по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства.

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия во многом зависит от правильного определения цен на реализуемую продукцию. С 1992 года система ценообразования была сведена, по существу, к применению свободных, т.е. рыночных цен, величина которых определяется спросом и предложением. В цену продукции, как правило, закладывается определенный уровень рентабельности. Но иногда применяются и убыточные цены (так называемые цены проникновения) в целях вытеснения конкурентов, расширения рынков сбыта и в расчете на то, что в последующем потери предприятия будут компенсированы за счет переориентации спроса потребителей на его продукцию. Государственное регулирование цен исполь­зуется для узкого круга продукции.

Все сельскохозяйственные организации располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику це­нообразования.

Объем выручки от реализации зависит от выбора страте­гии ценообразования на продукцию. Политика ценообразова­ния на предприятии в условиях рынка разрабатывается с уче­том издержек производства, спроса и предложения продук­ции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действую­щих внешних факторов рынка.

Ценообразование имеет первостепенное значение в случа­ях, когда:

- предприятие впервые устанавливает цену при выпуске новой продукции;

- организационно-технические условия вынуждают пред­приятие изменить цены;

- конкуренты изменяют цены;

- нужно решить вопрос об изменении структуры цен про­дукции, взаимосвязанной друг с другом с точки зрения спроса на нее и ее себестоимости.

Эти обстоятельства относятся к маркетинговым исследо­ваниям, но одновременно связаны с производством, снабжени­ем и сбытом продукции, с формированием выручки от реализа­ции продукции.

В рыночных условиях используются следующие методы ценообразования:

- установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль;

- установление цены по уровню плановой рентабельности продукции (обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли);

- установление цены исходя из реальной стоимости продукции;

- установление цены на основе уровня средних цен.

По первому из перечисленных методов цена устанавливается на основе себестоимости продукции и стандартной наценки. Размеры наценки меняются в зависимости от вида товара и объема партии реализации.

Расчет цены на основе планового уровня рентабельности основывается на сопоставлении общих (валовых) издержек и предполагаемой плановой прибыли. Размер прибыли должен быть не менее нормальной и, как правило, колеблется в незначительных пределах в зависимости от вида продукции. Недостатком этих двух методов является то, что они не учитывают действие рыночных механизмов — соотношение спроса и предложения.

При установлении цены на основе реальной ценности товара оцениваются не реальные издержки производства и обращения, а реакция потенциальных покупателей на изменение цены (эластичность спроса). Большая часть сельскохозяйственной продукции обладает низкой эластичностью, что обусловливает необходимость государственного регулирования уровня цен.

При установлении цен на основе уровня средних текущих цен продавец товара также не учитывает собственные издержки производства и реализации, а ориентируется на уровень цен конкурентов на аналогичную продукцию. Если данная цена определяется на этапе организации нового производства, следует учитывать изменение спроса и предложения (и, соответственно, уровня равновесной цены) после выхода нового товаропроизводителя на рынок.

Особенности ценообразования в сельском хозяйстве обусловлены двумя факторами:

- низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию, т.е. изменение цены на продукцию слабо отражается на уровне спроса на нее;

- высокая затратность сельскохозяйственного производства с большой степенью дифференциации структуры и уpoвня затрат в зависимости от региона и вида выпускаемой продукции.

Эти факторы предопределяют необходимость государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. Это призвано, с одной стороны, защитить население от необоснованного завышения уровня реализационных цен на продукты первой необходимости (хлеб, молоко, мясо), а с другой — поддержать (посредством выделения субвенций и дотаций) те сельскохозяйственные предприятия, которые по природным условиям не могут нормально (рентабельно) функционировать в условиях рыночных цен.

3. Выручка от реализации является основным доходом пред­приятия, главным источником его денежных поступлений, от­ражает результаты производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия за определенный период времени (год, квартал, месяц). Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги.

Выручка от реализации продукции означает определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей.

Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).

На величину выручки от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия.

Непосредственно зависящими от предприятия являются:

- объем;

- ассортимент;

- качество и конкурентоспособность производимой продукции;

- уровень цен.

Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции — с увеличением ее выпуска растет объем реализации и наоборот.

Выручка от реализации продукции является важным фактором формирования денежных накоплений предприятия.

Существуют два метода ее определения. Первый метод заключается в том, что выручка формируется по мере ее оплаты: при безналичных расчетах по мере поступления средств за продукцию на счета, а при расчетах наличными деньгами — по мере поступления денежных средств в кассу предприятия. Этот метод применяется давно и удобен тем, что сельскохозяйственная организация может распоряжаться денежными средствами, фактически поступившими на счет в банке или в кассу предприятия.

При использовании второго метода выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки продукции (выполнения работ, услуг) либо предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Этот метод основывается на том, что в момент отгрузки продукции предприятие теряет право собственности на нее. Метод широко используется за рубежом, где действует отлаженная система безналичных расчетов в условиях стабильной экономической ситуации. Второй метод в России разрешен относительно недавно. Недостатком данного метода является то, что выручка от реализации продукции по мере ее отгрузки будет учтена в бухгалтерской отчетности, предприятие обязано заплатить налоги, а реальные денежные средства на счет могут поступить по различным причинам с большим опозданием или не поступят, например, в связи с бан­кротством покупателя.

Организация самостоятельно выбирает метод определения выручки от реализации исходя из условий хозяйствования, за­ключаемых договоров, личных вкусов. Однако выбранный метод должен устанавливаться на длительный срок.

Помимо выручки от реализации продукции (работ, услуг) предприятия могут получать выручку от реализации основных и оборотных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг и т.д.

В настоящее время предприятия часто реализуют свою продукцию по бартеру или по ценам не выше себестоимости. В этих случаях для целей налогообложения выручка принима­ется по сумме сделки исходя из рыночных цен реализации на момент сделки.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) и иного имущества является источником покрытия затрат по произ­водству и реализации продукции, а также получения прибыли сельскохозяйственной организации.

В российской практике употребляются определения: вало­вая прибыль, балансовая прибыль, чистая прибыль, остающая­ся в распоряжении предприятия, прибыль к налогообложению и ряд др. Эти определения нормативно не закреплены и могут употребляться в самых различных контекстах.

В механизме формирования балансовой прибыли учи­тывается прибыль от всех видов деятельности сельскохозяйственной организации. Прежде всего, валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, которая является основной частью балансовой. В механизм формирования прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных производств, автохозяйств и др., находящихся на балансе основного предприятия. А также входит прибыль от реализации основных фондов и другие имущества.

В связи с тем, что подавляющую часть прибыли (95-97%) сельскохозяйственные организации получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Она рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается, как отмечено выше, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных производств, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме прибыли.

Отдельной составной частью прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другие имущества. У сельскохозяйственных организаций могут образоваться лишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения, поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убытки.

Что касается прибыли от реализации излишних основных фондов, то она исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.

В частности, в составе внереализационных доходов и рас­ходов учитываются суммы уплаченных и полученных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.). В тех случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов от внереализационных операции и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Традиционно включаемые в состав внереализационных доходов и расходов штрафы, пени и неустойки имеют непо­стоянный характер. При этом уплаченные штрафы, пени и неустойки могут превышать полученные. Тогда образу­ются убытки, сокращающие внереализационную прибыль. Если же сумма экономических санкций, полученных данным предприятием, превышает уплаченные, то внереализационные доходы увеличиваются. Все будет зависеть от характера деятельности данного предприятия, соблюдения расчетно-платежной дисциплины, выполнения обязательств по постав­кам, платежам в бюджет, поставщикам и банкам. Могут иметь место также и другие внереализационные доходы (расходы), не связанные с производством и реализацией продукции (ра­бот, услуг).

В целом в процессе формирования прибыли предприятия ведущее значение имеет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль играет прибыль от прочей реализации, а также от реализации основных фон­дов и другие имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение в сельскохозяйственной организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

Наряду с формированием прибыли в каждой организации должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода — это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, процесс реализации целей стратегического развития предприятия.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод наименьших квадратов. | Валюта, ее виды и конвертируемость
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.