КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 4. Систематизация законодательства
От системы права следует отличать систему законодательства, под которой понимается совокупность всех нормативно-правовых актов, действующих в государстве. Построение системы законодательства (позитивного права) может основываться на различных принципах. В основном законодательство строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования). Однако, могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права. Например, федеральный закон РФ «Об охране окружающей природной среды» содержит нормы разных отраслей права. В основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно-правовых актов. В таком случае нормативные акты располагаются в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае — это нормы конституционного права. В государствах, где есть форма федеративного устройства, система законодательства строится с учетом принципа федерализма — федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации. Ведущее место здесь занимает федеративное законодательство, которое находится в ведении федеральной власти (Россия, Германия, США). Под систематизацией законодательства обычно понимают деятельность по упорядочению нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация необходима по ряду причин. Во-первых, она облегчает пользование нормативным материалом, поиск необходимых правовых норм. Во-вторых, упорядоченность, систематизированность нормативных актов способствует их более быстрой и правильной реализации. В-третьих, систематизация облегчает научное исследование норм права.
В отечественной науке сложилось два основных подхода к видам систематизации. Одни авторы считают, что существует три вида систематизации — инкорпорация, консолидация и кодификация. Другие добавляют к указанным трем видам четвертый — учет нормативных актов. При этом учет понимается как деятельность по сбору нормативных актов, их хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке. Чтобы знать, какие нормативные акты действуют, какие в них внесены изменения, дополнения в тексты актов, взятых на учет, заносятся сведения обо всех их изменениях и дополнениях, иначе говоря, они поддерживаются в контрольном состоянии. Инкорпорация — такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Инкорпорация делится на официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация подлежит одобрению правотворческого органа и может осуществляться лишь специально уполномоченными субъектами. Официальная инкорпорация приравнивается к официальному опубликованию соответствующих нормативных актов. Неофициальная инкорпорация может осуществляться любым заинтересованным лицом, но к официальному опубликованию нормативных актов не приравнивается.
Кроме того, инкорпорация может быть хронологической, алфавитной или предметной. Консолидация — это объединение разрозненных нормативных актов по определенному вопросу в единый укрупненный нормативный акт без изменения их содержания. Консолидация, в отличие от инкорпорации, является актом правотворчества, так как сопровождается принятием нового нормативного акта взамен старых. Консолидация в нашей стране не применяется. Кодификация является не только самой совершенной формой систематизации, но и высшей формой правотворчества, так как в ходе кодификации сочетаются обновление и упорядочение действующего законодательства. Кодификация — это деятельность по переработке и обновлению действующего законодательства путем издания нового укрупненного нормативного акта (такие акты называют кодифицированными или кодификационными). При кодификации объединяемые акты изменяются не только по форме, но и по содержанию. К кодифицированным актам относятся прежде всего Основы законодательства, определяющие общие принципы регулирования тех или иных общественных отношений, и кодексы. Определенной разновидностью кодификации являются также уставы, регламенты, положения, (например Устав государственного учреждения "Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы" Министерства юстиции Российской Федерации") положение о том или ином подразделении ФСИН России. Они являются результатом специальной кодификации.
Подготовил: старший преподаватель кафедры ТиИГП, к.ю.н., старший лейтенант внутренней службы ____________ Н.А. Овчинникова
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |